Меню

Каждый пятый бизнесмен – бандит?

В России каждый пятый бизнесмен находился «под статьёй». Вы только вдумайтесь в эту формулировку: выходит, что каждый пятый предприниматель - преступник или потенциальный преступник.

Бытующее в определённых кругах мнение о «недалекости» правоохранительных органов ошибочно. Поверьте, это далеко не так.  Когда им сказали сверху, что хватит уже сажать бизнесменов, что количество экономических статей превышает все нормы любого цивилизационного государства – силовики существенно сбавили обороты.  Теперь они «закрывают» предпринимателей совершенно по другим статьям. Например, экономические статьи они переквалифицируют в статью мошенничество, и работают дальше по ней.  Начальство довольно -  бизнесмены проходят как частные лица, статистика не вызывает никаких пререканий. 

В  России каждый пятый бизнесмен находился «под статьёй». Вы только вдумайтесь в эту формулировку: выходит, что  каждый пятый предприниматель  - преступник или потенциальный преступник. Одна из излюбленных шуток, которую слышу из уст некоторых правоохранителей: «Был бы человек, а статья для него найдётся» - поражает своим ценизмом.

Но в случае бизнеса, важна даже не та статья, по которой предпринимателя осудят, а та, по которой его лишат свободы до приговора суда.  Объясню почему. Помните, как развивалось рейдерство в России?  Сначала бизнесменов банально убивали и завладевали предприятиями. В дальнейшем тактика поменялась, организованные группы людей крепкого телосложения, вооруженные бейсбольными битами, а иногда и огнестрельным оружием, захватывали предприятия силой,  выставляя за ворота прежнюю администрацию. Когда власть осознала, что так продолжаться более не может и предприняла меры более жесткого реагирования, схема рейдерства изменилась.  Мошенники стали использовать другие возможности,  в частности схему банкротства компаний. Благодаря несовершенному законодательству РФ о банкротстве, не чистые на руку люди добивались официального признания вполне здравствующего предприятия несостоятельным, выводя в процедуре имущество по заниженным ценам. 

Со временем и этот механизм  прикрыли. Арбитражный Суд, заметивший подозрительно участившиеся случаи банкротства, выступил с инициативой к законодателям и эту процедуру жестко зарегламентировали.  Дыры в законодательстве залатали.  Именно в этот момент начинается эпоха нового перераспределения имущества предпринимателей -  через возбуждение уголовных дел.  Топ развала бизнеса сегодня – это ст. 159 УК РФ – «мошенничество».  Иногда у меня складывается ощущение того, что определенная часть правоохранителей оказалась в МВД именно с этой целью, что "органы" местами – это такая фирма.  Бизнес по отъёму другого бизнеса.

Когда Президент признаёт «кошмаривание» предпринимателей, с трудом представляется, что это происходит без какой-то экономической подоплёки. Схема проста: предприниматель оказывается лишенным свободы по фиктивным предлогам (вот тут-то и пригождается 159 статья) и до суда предприятие просто перестаём существовать, как работающая бизнес-единица. Неважно, каким будет приговор, когда бизнесмен находится  в СИЗО, ожидая его, он либо сам все отдаст, либо все равно все потеряет. В отсутствии руководителя бизнес чахнет, работа предприятия парализуется. Предприниматель выходит после оправдательного приговора (в лучшем случае), а его дело принадлежит уже другим людям.

Я ездил недавно в Башкирию на выездное заседание Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» и на встрече с Уполномоченным по правам предпринимателей в РФ Борисом Титовым было приведено множество примеров злоупотребления законом. Один из распространённых механизмов – придание какой-либо партии товара статуса «вещественного доказательства» и передача его на ответственное хранение. В дальнейшем, по различным (зачастую надуманным) причинам происходит его реализация по значительно заниженной стоимости для «своих» покупателей. Последствия для предпринимателя, лишившегося не только прибыли, но всего оборотного капитала, предугадать не сложно. 

Если бизнесмен и сможет доказать неправомерность действий и наличие ущерба, то убытки будут взысканы с государства. Вот и случается: обогащаются одни, разоряются другие, а расплачивается за все это -  государство.  Некоторые люди вполне могут  задаться вопросом - зачем в нашей стране учиться предпринимательству? Если нас есть свой бизнес, по-русски. Бизнес по 159 статье.