Меню

Как связать все министерства

Любой IT-компании работать с госорганами гораздо сложнее, чем с бизнесом: все сроки проектов жестко регламентированы и изменить их нет никакой возможности.

Тем более если речь идет о создании системы регионального электронного правительства: такая  работа требует огромной ресурсной базы и уникальных компетенций.  Как оказалось,  в Челябинской области на это способна только одна компания.

«ЛАНИТ»  – один из крупнейших разработчиков бесплатных масштабируемых решений для государственного сектора.  Главные игроки  рынка IT, и в  частности, участники федерального проекта «Электронное правительство» (ЭП) - Минсвязи РФ, «Ростелеком», «Ланит» давно знакомы.  Очень важный нюанс: отношения игроков сложились до того, как правительство инициировало  перевод госуслуг  в электронный вид.

В 2009 году разработкой ЭП в России начал заниматься «Ростелеком (только на создание федерального ЭП он получил $30 млн). В соответствии с постановлением правительства РФ,  компания  был признана единым оператором инфраструктуры проекта и, по сути, - единственным ответственным лицом.

Электронное правительство, если пренебречь техническими тонкостями,  состоит из двух больших частей. Первая часть -инфраструктурная. Это  каналы связи между органами исполнительной власти и муниципалитетами, центры обработки данных, куда стекается вся информация, программные и аппаратные средства, отвечающие за бесперебойность потоков. Созданием всех этих элементов  должен заниматься «Ростелеком».  Наполнять инфраструктуру:  разрабатывать информационные системы, которые бы  взаимодействовали между собой – задача его партнеров

Увеличить штат  втрое

С 2011 года, когда «Ростелеком»  в регионах стал привлекать подрядчиков, последние столкнулись с серьезными проблемами: уже на начальном этапе чувствовалась нехватка профессиональных кадровых  ресурсов.   «Штат сотрудников у некоторых партнеров «Ростелекома» увеличивался в 2-3 раза каждые полгода», - рассказывает директор проектного офиса «ЛАНИТ-Урал» АЛЕКСАНДР БОЕВ.

В Челябинской области ответственным  за наполнение инфраструктуры был назначен «ЛАНИТ-Урал»  (Федеральная компания  «ЛАНИТ»  заключила контракт с «Ростелекомом» и передала полномочия на местах своим «дочкам»).  Сначала проектом занимались шесть человек - спустя полтора года их  стало уже 21. «Сейчас это треть от общего количества работников, при этом сам проект приносит  30-35% от общего оборота компании», - замечает генеральный директор «ЛАНИТ-Урал» АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ.

Компания разрабатывает электронные формы на едином портале госсуслуг и обеспечивает попадание готовой формы в информационную систему конкретного ведомства, как правило,  используя межведомственное взаимодействие.  На автоматизации «межведа» в 2012 году компания делает особый акцент. «Чиновник в рамках оказания госуслуги сейчас обращается к своему коллеге из смежного ведомства не посредством личной или курьерской почты, а с помощью информационной  системы», - поясняет г-н Боев.   Происходит это так: благодаря настроенной  маршрутизации запрос  попадает в то ведомство, которое необходимо. Там готовится нужный документ и по этой же системе он отправляется обратно.  При этом все «бумаги»  подписываются электронно-цифровыми подписями, что обеспечивает юридическую значимость транзакций.  В результате у заявителя полный набор документов, который ему необходим.

Работать на государство

До этого проекта «ЛАНИТ-Урал»  больше работал  с промышленниками.  В частности, компания занималась созданием  «виртуального  факса» (система, позволяющая отправлять и принимать факсы посредством электронной почты или через веб-интерфейс) для «ЧКПЗ», разработкой плана автоматизации златоустовского  метзавода  и проч.  Заказы от государства тоже были, и эти деньги доставались потом и кровью.

АНАСТАСИЯ КАНЕВСКАЯ, руководитель проекта «Электронное правительство»  компании «ЛАНИТ-Урал»:  «Госсектор  четко исполняет нормативно-правовые акты, а это всегда ограничивает и усложняет работу».  При реализации любого крупного IT проекта  в процессе  возникает много изменений.  То, насколько оперативно на эти изменения может реагировать  разработчик,  напрямую влияет на итоговые сроки реализации проекта.  Но при работе с госструктурами управлять изменениями просто невозможно.  «Нет никакого инструмента для изменения срока реализации проекта. Если мы подписались на какую-то дату, то должны сделать все, чтобы уложиться в этот срок – отмечает Александр Боев. - Объем работ очень большой. Мы работаем значительно больше, чем 5 дней по 8 часов».  По его словам, за два года компания уже привыкла работать с чиновниками и теперь  старается заранее  отвоевать дополнительный ресурс по времени, понимая, что некоторые процедуры могут затянуться.

Ведомства являются не прямыми, но функциональными заказчиками  (прямой – это  Министерство информационных технологий и связи Челябинской области, а генеральный подрядчик -  «Ростелеком»).  Но они предъявляют свои требования к содержанию форм на портале, к процессу оказания услуги и,  по сути, принимают работы.  К тому же всех чиновников  приходиться учить. «Все учатся довольно быстро. Но самые скрупулезные  работники - в министерстве социальных отношений.  Ониинтересуются всеми особенностями и нюансами, что очень похвально», - рассказывает г-н Боев. 

В компании даже есть особый сотрудник– он  занимается теорией и развитием  электронного правительства,  а также  информационно-аналитической поддержкой госорганов.  Он  знает последние и главные тренды и готов всегда проинформировать ведомства.  Кроме него -  в структуре компании есть группа бизнес-аналитиков  (8 человек)  и  группа инженеров - программистов. Аналитики исследуют  регламент предоставления услуг и  «рисуют» процессы, программисты их  обрабатывают и «зашивают» в автоматизированные системы.

Вынужденная монополия

В 2012 году  быстрорастущий  отдел «ЭП» в структуре ЛАНИТ-Урала был выделен в отдельное бизнес - направление.  С одной стороны из-за проектного подхода, с другой,  чтобы избежать путаницы в  управлении компанией и двойного подчинения. «Это приоритетное направление и  люди там  на 100% занимаются только ЭП, не отвлекаясь на другие проекты»,  - объясняет ЕВГЕНИЙ КИРЖАЦКИХ, заместитель генерального директора по работе с госсектором «ЛАНИТ-Урал».  Руководителем направления  был назначен  Александр Боев.

Но в этом же году, совсем некстати, изменился механизм определения  игроков  для реализации ЭП. Теперь подрядчиков надо было искать с помощью открытого конкурса, и кроме того – делать это следовало ежегодно. Нововведение могло бы здорово напугать игроков: не факт что федеральный конкурс выиграет «Ростелеком», да и участие «ЛАНИТ-Урала» в  этой цепочке тоже становится под вопросом. Впрочем,  по факту,  новые правила  никак не повлияли на общую картину: все остались на своих местах.  «Как такого внутреннего конкурса у «Ростелекома» не было»,  - поясняет Евгений Киржацких.  Дело в том, что в регламентах Ростелекома записано:  если какая-то компания  обладает единственной компетенцией  на данной территории, то такой конкурс проводить нет необходимости. «В Челябинской области кроме нашей компании никто не может предоставить необходимых услуг», - уверен г-н Киржацких.

Александр Боев  также склонен думать,  что «Ланит-Урал» в ближайшие годы не останется без заказов:  «Сегодня у  «Ростелекома»  и его  партнеров,  которые занимаются внедрением ЭП  по всей России, сложилась серьезная аналитическая и техническая база. Таких ресурсов у «сторонней» компании просто нет».  По его словам,  были прецеденты когда «Ростелеком» проигрывал  конкурсы в регионах на реализацию ЭП . «Заходили другие компании,  но их цель была не сделать качественный проект,  а,  скорее, получить быстрые деньги в качестве предоплаты и исчезнуть», - комментирует эксперт.  Другие же фирмы сталкивались с тем, что выполнить те работы,  на которые они подписались в установленные сроки нереально  - нужна развитая подготовленная инфраструктура, колоссальный опыт и  знания. 

Александр Боев акцентирует внимание на том, что контракты получены в рамках рыночных отношений, ни о каких неконкурентных преимуществах речи не идет. «Все торги проходят на открытых площадках.  Это рыночная  обстановка: участвуем не только мы, но и другие компании.  Принимать участие в торгах приходится  регулярно», - рассказывает эксперт.