Как связать все министерства
Любой IT-компании работать с госорганами гораздо сложнее, чем с бизнесом: все сроки проектов жестко регламентированы и изменить их нет никакой возможности.
Тем более если речь идет о создании системы регионального электронного правительства: такая работа требует огромной ресурсной базы и уникальных компетенций. Как оказалось, в Челябинской области на это способна только одна компания.
«ЛАНИТ» – один из крупнейших разработчиков бесплатных масштабируемых решений для государственного сектора. Главные игроки рынка IT, и в частности, участники федерального проекта «Электронное правительство» (ЭП) - Минсвязи РФ, «Ростелеком», «Ланит» давно знакомы. Очень важный нюанс: отношения игроков сложились до того, как правительство инициировало перевод госуслуг в электронный вид.
В 2009 году разработкой ЭП в России начал заниматься «Ростелеком (только на создание федерального ЭП он получил $30 млн). В соответствии с постановлением правительства РФ, компания был признана единым оператором инфраструктуры проекта и, по сути, - единственным ответственным лицом.
Электронное правительство, если пренебречь техническими тонкостями, состоит из двух больших частей. Первая часть -инфраструктурная. Это каналы связи между органами исполнительной власти и муниципалитетами, центры обработки данных, куда стекается вся информация, программные и аппаратные средства, отвечающие за бесперебойность потоков. Созданием всех этих элементов должен заниматься «Ростелеком». Наполнять инфраструктуру: разрабатывать информационные системы, которые бы взаимодействовали между собой – задача его партнеров
Увеличить штат втрое
С 2011 года, когда «Ростелеком» в регионах стал привлекать подрядчиков, последние столкнулись с серьезными проблемами: уже на начальном этапе чувствовалась нехватка профессиональных кадровых ресурсов. «Штат сотрудников у некоторых партнеров «Ростелекома» увеличивался в 2-3 раза каждые полгода», - рассказывает директор проектного офиса «ЛАНИТ-Урал» АЛЕКСАНДР БОЕВ.
В Челябинской области ответственным за наполнение инфраструктуры был назначен «ЛАНИТ-Урал» (Федеральная компания «ЛАНИТ» заключила контракт с «Ростелекомом» и передала полномочия на местах своим «дочкам»). Сначала проектом занимались шесть человек - спустя полтора года их стало уже 21. «Сейчас это треть от общего количества работников, при этом сам проект приносит 30-35% от общего оборота компании», - замечает генеральный директор «ЛАНИТ-Урал» АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ.
Компания разрабатывает электронные формы на едином портале госсуслуг и обеспечивает попадание готовой формы в информационную систему конкретного ведомства, как правило, используя межведомственное взаимодействие. На автоматизации «межведа» в 2012 году компания делает особый акцент. «Чиновник в рамках оказания госуслуги сейчас обращается к своему коллеге из смежного ведомства не посредством личной или курьерской почты, а с помощью информационной системы», - поясняет г-н Боев. Происходит это так: благодаря настроенной маршрутизации запрос попадает в то ведомство, которое необходимо. Там готовится нужный документ и по этой же системе он отправляется обратно. При этом все «бумаги» подписываются электронно-цифровыми подписями, что обеспечивает юридическую значимость транзакций. В результате у заявителя полный набор документов, который ему необходим.
Работать на государство
До этого проекта «ЛАНИТ-Урал» больше работал с промышленниками. В частности, компания занималась созданием «виртуального факса» (система, позволяющая отправлять и принимать факсы посредством электронной почты или через веб-интерфейс) для «ЧКПЗ», разработкой плана автоматизации златоустовского метзавода и проч. Заказы от государства тоже были, и эти деньги доставались потом и кровью.
АНАСТАСИЯ КАНЕВСКАЯ, руководитель проекта «Электронное правительство» компании «ЛАНИТ-Урал»: «Госсектор четко исполняет нормативно-правовые акты, а это всегда ограничивает и усложняет работу». При реализации любого крупного IT проекта в процессе возникает много изменений. То, насколько оперативно на эти изменения может реагировать разработчик, напрямую влияет на итоговые сроки реализации проекта. Но при работе с госструктурами управлять изменениями просто невозможно. «Нет никакого инструмента для изменения срока реализации проекта. Если мы подписались на какую-то дату, то должны сделать все, чтобы уложиться в этот срок – отмечает Александр Боев. - Объем работ очень большой. Мы работаем значительно больше, чем 5 дней по 8 часов». По его словам, за два года компания уже привыкла работать с чиновниками и теперь старается заранее отвоевать дополнительный ресурс по времени, понимая, что некоторые процедуры могут затянуться.
Ведомства являются не прямыми, но функциональными заказчиками (прямой – это Министерство информационных технологий и связи Челябинской области, а генеральный подрядчик - «Ростелеком»). Но они предъявляют свои требования к содержанию форм на портале, к процессу оказания услуги и, по сути, принимают работы. К тому же всех чиновников приходиться учить. «Все учатся довольно быстро. Но самые скрупулезные работники - в министерстве социальных отношений. Ониинтересуются всеми особенностями и нюансами, что очень похвально», - рассказывает г-н Боев.
В компании даже есть особый сотрудник– он занимается теорией и развитием электронного правительства, а также информационно-аналитической поддержкой госорганов. Он знает последние и главные тренды и готов всегда проинформировать ведомства. Кроме него - в структуре компании есть группа бизнес-аналитиков (8 человек) и группа инженеров - программистов. Аналитики исследуют регламент предоставления услуг и «рисуют» процессы, программисты их обрабатывают и «зашивают» в автоматизированные системы.
Вынужденная монополия
В 2012 году быстрорастущий отдел «ЭП» в структуре ЛАНИТ-Урала был выделен в отдельное бизнес - направление. С одной стороны из-за проектного подхода, с другой, чтобы избежать путаницы в управлении компанией и двойного подчинения. «Это приоритетное направление и люди там на 100% занимаются только ЭП, не отвлекаясь на другие проекты», - объясняет ЕВГЕНИЙ КИРЖАЦКИХ, заместитель генерального директора по работе с госсектором «ЛАНИТ-Урал». Руководителем направления был назначен Александр Боев.
Но в этом же году, совсем некстати, изменился механизм определения игроков для реализации ЭП. Теперь подрядчиков надо было искать с помощью открытого конкурса, и кроме того – делать это следовало ежегодно. Нововведение могло бы здорово напугать игроков: не факт что федеральный конкурс выиграет «Ростелеком», да и участие «ЛАНИТ-Урала» в этой цепочке тоже становится под вопросом. Впрочем, по факту, новые правила никак не повлияли на общую картину: все остались на своих местах. «Как такого внутреннего конкурса у «Ростелекома» не было», - поясняет Евгений Киржацких. Дело в том, что в регламентах Ростелекома записано: если какая-то компания обладает единственной компетенцией на данной территории, то такой конкурс проводить нет необходимости. «В Челябинской области кроме нашей компании никто не может предоставить необходимых услуг», - уверен г-н Киржацких.
Александр Боев также склонен думать, что «Ланит-Урал» в ближайшие годы не останется без заказов: «Сегодня у «Ростелекома» и его партнеров, которые занимаются внедрением ЭП по всей России, сложилась серьезная аналитическая и техническая база. Таких ресурсов у «сторонней» компании просто нет». По его словам, были прецеденты когда «Ростелеком» проигрывал конкурсы в регионах на реализацию ЭП . «Заходили другие компании, но их цель была не сделать качественный проект, а, скорее, получить быстрые деньги в качестве предоплаты и исчезнуть», - комментирует эксперт. Другие же фирмы сталкивались с тем, что выполнить те работы, на которые они подписались в установленные сроки нереально - нужна развитая подготовленная инфраструктура, колоссальный опыт и знания.
Александр Боев акцентирует внимание на том, что контракты получены в рамках рыночных отношений, ни о каких неконкурентных преимуществах речи не идет. «Все торги проходят на открытых площадках. Это рыночная обстановка: участвуем не только мы, но и другие компании. Принимать участие в торгах приходится регулярно», - рассказывает эксперт.