Меню
Деловой квартал — Челябинск

Интернет-стартапы Челябинска: заинтересовать планету

Окупить интернет-стартап можно за считанные месяцы и даже недели. Однако быстрой окупаемости от проекта зачастую ждут только сами разработчики, которые вложили в него собственные деньги.

Крупные инвесторы ждут стратегических перспектив и мыслят десятилетиями. Впрочем, обе стороны прекрасно понимают: изобретать велосипед не нужно. Достаточно удачно скопировать работающую идею.

Бизнес в Интернете фактически ничем не отличается от любого другого, здесь действуют все те же правила: купил дешевле — продал дороже. Но этот сегмент был всегда на особом счету у инвесторов: в Сети гораздо больше незанятых ниш, а перспективы огромны. А главная причина, по которой эта сфера привлекает огромнее число предпринимателей,  — низкий порог входа на рынок. «Объемы прямых инвестиций в интернет-стартапы составляют доли процентов от вложений в традиционные бизнес-проекты. Если смотреть динамику роста инвестиций в Интернет, она может достигать сотни процентов в год», — утверждает директор компании «Интек» ЯРОСЛАВ ГОЛУБ.

Этот новый Клондайк всерьез заинтересовал «большие деньги» — инвестиционные фонды. Как рассказывает директор по продуктам компании «Флексис» ИЛЬЯ АЛЯБУШЕВ, интернет-стартапы — отличный способ подключиться к новым потокам массовых продаж.

Инвесторов интересуют не только интернет-стартапы, но и ИТ-проекты в целом. Руководитель регионального представительства некоммерческого партнерства «Бизнес-ангелы Урала» ДМИТРИЙ МОРОЗОВ: «В наш проект «ТРИДИВИ» (трехмерная система распознавания жестов) мы вложили 25 млн руб. в 2011 г., еще 25 млн руб. получили в качестве гранта от Сколково. А уже в начале 2013 г. имеем предложения венчурных фондов о покупке доли в проекте исходя из оценки в 100 млн руб.: наша «бумажная» прибыль составляет минимум 100% в год». Но это еще не все. Масштабы финансирования проекта можно теоретически увеличить — с 2013 г. Российская венчурная компания (РВК) запускает процесс софинансирования венчурных инвестиций в технологические проекты. На каждый вложенный частным инвестором рубль РВК вкладывает в проект три рубля.

Другой известный местный проект — электронное издательство от компании Napoleon IT окупался полтора года. Начальные инвестиции составляли 3 млн руб., а один из журналов, Naked Science, выпущенный компанией, весной 2013 г. занимал второе место в списке бесплатных журналов в AppStore.

Тут следует сделать важное уточнение: успешность интернет-проекта отнюдь не объясняется сроком окупаемости или величиной дохода. В некоторых случаях даже лучше, если проект дохода не приносит. Все зависит от модели монетизации, которых в Интернете великое множество. Огромное количество стартапов сейчас работает по принципу frimium-сервиса. «Клиент получает услуги высокого качества абсолютно бесплатно, и сервис распространяется по миру со скоростью лесного пожара. Со временем часть клиентов «дозревает» до покупки дополнительных платных функций, как это сделано в Skype, где можно бесплатно звонить годами, а потом осознать, что через этот же сервис удобно получать скайп-звонки на свой мобильный за небольшую плату», — объясняет механизм сервиса г-н Алябушев. Но при таком подходе могут понадобиться годы для выхода на окупаемость.

Помимо frimium активно используется рекламная модель (продажа контекстной рекламы, баннерной и т. д.), e-commerce (торговля в Интернете) и др. Эксперты утверждают, что крупные игроки мыслят десятилетиями и ждут от проекта не столько положительных финансовых показателей сегодня, сколько стратегических перспектив в будущем. Таковы стратегии Яндекса, Google, Mail group и т. д. «Инвесторы поменьше — венчурные фонды, как правило, ждут от проекта взрывного роста аудитории, поскольку именно размер аудитории считается показателем успешности проекта — популярный проект либо можно тем или иным способом монетизировать, либо продать», — комментирует Ярослав Голуб. По его словам, лишь стартаперы, которые сами работают над проектом без внешнего финансирования, ждут быстрой окупаемости проекта.

Так, совладельцы центра выдачи товаров «Я заберу» (открылся в мае 2013 г.) ВЛАДИМИР ПАНФИЛОВ и ЕВГЕНИЙ ДИСКИЙ в свой проект вложили порядка 800 тыс. руб. По планам, проект окупится через полтора месяца. Но уже сейчас поступают предложения о продаже франшизы. Это еще одна характерная черта ИT-стартапов. Интерес к ним объясняется не столько скоростью окупаемости проекта, сколько масштабируемостью бизнеса. Ведь то, что сработало в одном городе, может заинтересовать всю планету.

Успешные клоны

В своей автобиографии «Дорога в будущее» Билл Гейтс откровенно признается, что компании не так уж выгодно предлагать собственные инновационные продукты — лучше сначала посмотреть, чем занимаются конкуренты (намекая на Apple). Этому принципу верны большинство отечественных разработчиков. Практически все крупные проекты, которые появляются в России и тем более в Челябинске, — реплики западных стартапов.

«Мы от Запада, прямо скажем, отстаем. Все новые бизнес-модели обкатываются в США и Европе. Если в России создают проект, аналогов которому нет в Штатах, — это очень подозрительно. И эта идея вряд ли будет иметь какие-либо перспективы, — комментирует Дмитрий Морозов. — Я не верю, что успешный продукт, придуманный в России, где-то уже не реализован».

К примеру, крупнейшие отечественные «купонные» сервисы «Биглион» и «КупиКупон» — это, как известно, копии популярного «Групона». Сайты TIU.ru, PulsCen.ru и челябинский DIPO.ru — реплики китайской торговой площадки alibaba.com.

Даже одна из самых интересных ИT- разработок на Южном Урале — программное обеспечение для развития детей Play And Develop (стоимость 80-100 тыс. руб.) — похожа на проекты Kinems и Jintronix.

В России существует даже специальный венчурный фонд Fastlane Ventures — он клонирует западные проекты и перепродает их стратегическим инвесторам. Этот ИT-конвейер в прошлом году запустил 12 полноценных проектов.

«Вообще, если говорить про Рунет, то налицо явное заимствование бизнес-идей из буржунета, — рассказывает г-н Голуб, — исключение составляет сегмент купли-продажи SEO-ссылок — проекты SAPE.ru, SeoPult.ru». Ярослав Голуб объясняет это заслугой Яндекса: во-первых, он отстоял у Google право считаться национальным поисковиком, во-вторых, Яндекс пока не отторгает индустрию поисковой оптимизации.

Сейчас на рынке относительное затишье. После 2007–2010 гг., времени бурного развития соцсетей, рынок не предлагает ничего революционного, но развивается эволюционно, порождая новые виды бизнеса в Сети. Самые последние из них — вышеупомянутые биржи ссылок и системы автоматизации продвижения сайтов, а также сервисы видео-наблюдения (например, voba.ru) и пр.

Челябинск в этих областях разработки не отстает от других регионов. Один из последних тиражируемых проектов челябинских разработчиков — электронные каталоги с дополненной реальностью. «Мы делаем каталог, допустим, для компании, которая производит межкомнатные двери. Клиенты компании скачивают его на свой планшетный компьютер или смартфон из AppStore и в режиме дополненной реальности могут примерить любую дверь из каталога непосредственно к своему интерьеру», — рассказывает директор Napoleon IT ПАВЕЛ ПОДКОРЫТОВ.

Лидером же рынка интернет-торговли на Южном Урале является «IdеЯ!». Как рассказал директор проекта ДМИТРИЙ СИМОНЕНКО, достичь такого результат помогли более двух лет напряженной работы и $4 млн инвестиций.

Челябинские ИT-эмигранты

Дмитрий Морозов считает, что сама идея стартапа ничего не стоит, если до этого она не была реализована. С ним согласен Илья Алябушев, но с небольшой поправкой: «Дело не в самой идее проекта или нового направления бизнеса, дело в команде, которую вы выбираете для этого, в людях, иными словами». А вот с этим ресурсом в городе как раз самые большие трудности.

ИT-сфера в России, да и в Челябинске тоже, на протяжении последних 10-15 лет перманентно испытывает кадровый голод. «Область информационных технологий развивается бешеными темпами, которые обгоняют темпы роста подготовки квалифицированных специалистов, — объясняет заведующий кафедрой системного программирования ЮУрГУ ЛЕОНИД СОКОЛИНСКИЙ. — Спрос растет быстрее, чем предложение. Это мировая тенденция».

По его словам, молодые и талантливые программисты, выпускники столичных вузов, практически сразу же уходят работать в компании первого эшелона, такие как Facebook, Google, Яндекс и др. Значительная часть этих работников либо сразу, либо спустя какое-то время перемещаются в зарубежные офисы.

В этой миграции существует известная цепочка: после того как из Москвы и Питера грамотные программисты уезжают за рубеж, столичные компании начинают восполнять свои потребности за счет регионов. Южноуральские айтишники, закончив челябинские вузы, с легкостью уезжают в столицу России. В последние два года, рассказывает г-н Соколинский, Москва готова брать студентов даже без опыта работы — сразу после окончания университета. В результате в Челябинске не хватает программистов, и взять их уже неоткуда.

Именно поэтому многие местные компании начинают охоту за компетентными сотрудниками заранее. К примеру, компания «Челябэнергосбыт» заключила соглашение с ЮУрГУ, благодаря которому студенты будут проходить практику в компании со второго(!) курса. Другие компании — «Интернет-технологи», «Лаборатория программных продуктов», «Малахит», «Редсолюшн» — также настойчиво работают с институтами.

Игроки поменьше предпочитают сами воспитывать таланты. Директор «Ситко.ру» АНДРЕЙ СИТКО: «Как-то мы искали программистов в Челябинске, но все попытки оказались безрезультатными. Тогда мы сами стали обучать специалистов. Устроили курсы. Теперь в нашей компании работают только первоклассные спецы».

Понятно, что не каждый выпускник нужен работодателю. Огромное количество вчерашних студентов, несмотря на ситуацию, не могут найти работу. «Есть профнепригодные с точки зрения работодателя выпускники, — рассказывает Леонид Соколинский. — У них нет интеллектуального потенциала, дисциплины и пр.».

Резкий рост спроса на айтишников в Челябинске заметен уже лет пять. Процесс перешел в острую фазу два года назад, и в ближайшие 10-15 лет, увы, ничего не изменится, утверждают эксперты.

Иннополис в прошлом

О том, что Челябинская область — очень удобная площадка для создания ИT- кластера, неоднократно заявляли и крупные инвесторы, и власти региона. Не без участия Дмитрия Морозова в конце нулевых идея обрела реальные очертания — региональная власть заявила о создании ИT-кластера в Миассе. Локомотивом проекта выступил на тот момент временно исполняющий обязанности главы администрации Миасса Евгений Степовик. Площадка была выбрана не случайно: в этом городе уже оформилась большая команда специалистов этого профиля, — тогда она работала на оборонку. По проекту, кластер должен был представлять из себя небольшой поселок с конгресс-отелем, базовой кафедрой ведущего российского университета, современной спортивной и рекреационной инфраструктурой — что-то вроде Иннополиса в Казани. «Будущие жители подобных кластеров — это высококвалифицированные специалисты, которые могут свободно перемещаться по миру в прочие технологические центры, такие как Кремниевая долина», — рассказывает г-н Морозов. По задумке эксперта, создав сравнимые условия здесь, на Урале, можно эффективно удерживать этих специалистов.

В июле 2012 г. кресло сити-менеджера Миасса занял Виктор Ардабьевский. Все договоренности, достигнутые с Евгением Степовиком и областной администрацией, сошли на нет. Теперь вероятность того, что в области будет ИT-кластер, стремится к нулю. «В Татарстане появился Иннополис, потому что на это была политическая воля руководителя региона. У нас такой воли нет», — резюмирует эксперт.