Меню

Индекс RSBI по Челябинской области показал рост, но до средних значений не дотянул

ОПОРА РОССИИ, Промсвязьбанк, Общественная палата и Magram Market Research опубликовали результаты исследования индекса RSBI за 1 кв. 2015 г. Показатели по Челябинской области не порадовали экспертов

Исследование индекса RSBI (Russia Small Business Index) или индекса МСБ ОПОРА РОССИИ, Промсвязьбанк, Общественная палата и Magram Market Research проводят в ежеквартальном режиме

Челябинская область

Индекс RSBI Челябинской области по итогам 1 кв. 2015 года вырос до 38,7 п. с 33,4 п. в 4 кв. 2014 года (на 5,3 п.), указывая на замедление спада деловой активности в регионе. Рост показателя существенно превысил изменение общероссийского индикатора, но последние три квартала находится ниже него по значению.

 

Основной рост индекса обеспечило повышение компоненты прибыли и продаж, в результате она превысила аналогичный показатель по России. Индикаторы инвестиций, доступности финансирования и кадров двигались синхронно с общероссийскими значениями, но индексы находятся ниже них. 

Сильный рост в 1 кв. 2015 года показал индекс продаж и прибыли в Челябинской области. Изменение индикатора было более существенным, чем в целом по РФ, что позволило ему превзойти RSBI прибыль и продажи в России. Тем не менее, его значение по-прежнему указывает на падение финансовых показателей, хотя и меньшими темпами, чем в РФ и кварталом ранее. 

Инвестиционная компонента индекса как в области, так и России показала хороший рост. Однако, ее значение свидетельствует о крайне низкой активности предпринимателей в этом вопросе, причем в Челябинской области ситуация хуже , чем в целом по РФ. Количество предпринимателей региона не готовых вкладывать средства в развитие своего бизнеса превышает аналогичную цифру по стране.

 

Доступность финансирования в 1 кв. 2015 года в области снизилась, как и по России в целом. Причем снижение в регионе было менее существенным, но уровень на котором находится индекс, свидетельствует о крайне сложной ситуации с получением кредитов в Челябинской области.

Кадровая компонента сократилась в 1 кв. 2015 года, ее значение близко к 50,0 п., что в целом говорит о не готовности предпринимателей как сокращать, так и наращивать штат и з/п. В Челябинской области такая ситуация наблюдается третий квартал подряд. В России показатель из зоны роста опустился в зону стагнации.

 

Общероссийские показатели

Проанализировав общероссийские показатели, эксперты сформулировали следующие выводы:

1. Индекс деловой активности в 1 кв. 2015 года показал умеренное восстановление, фиксируя замедление спада деловой активности в сегменте МСБ. Тем не менее, показатель по-прежнему находится существенно ниже 50,0.

2. Основной вклад в рост индекса RSBI внесло замедление темпов падения продаж и инвестиционной активности предпринимателей. Кроме того, индикатор отразил улучшение ожиданий респондентов в отношении их перспектив.

3. Давление на деловую активность оказывало ухудшение доступности финасирования и кадровая составляющая. Предприниматели фиксирует продолжение сложной ситуации с получением кредитов из-за высоких ставок, а в вопросе наблюдается стагнация.

4. В разрезе отраслей наибольший рост индекса зафиксирован в производстве, где отражено в том числе влияние эффекта импортозамещения.  В разрезе размеров бизнеса рост наблюдался в малом бизнесе, который лидировал на фоне низкой базы в 4 кв. 2014 года

5. Во 2 кв. 2015 года предприниматели ожидают некоторое улучшения условий для ведения бизнеса, отмечая их как сложные в 1 кв. 2015 года.

6. Замедление наблюдается в росте цен, но бизнесмены сдерживают цены не за счет сокращающихся издержек, а за счет собственной прибыли. 

7. В дополнительных компонентах индекса самый значительный рост показал индекс, отвечающий за бизнес-климат в 1 кв. 2015 год, - до 40,0п (+8,6 п.). Правда, его значение свидетельствует пока лишь о некотором замедлении ухудшения бизнес-климата. Также как, впрочем, и улучшение значения показателя, отвечающего за количество/клиентов покупателей, до 46,0 п. (+3,2п.), которое свидетельствует пока не о росте клиентской базы, а о замедление ее оттока.