Меню

Город будущего

C момента основания и до 30-х гг. прошлого столетия Челябинск оставался небольшим уездным городком с населением, не превышающим 60 тыс. жителей. В наследство от той эпохи нам достался крошечный (по

Менее чем за сто лет Челябинск прошел путь от заштатного уездного городка через конгломерат рабочих слободок и статус одной из промышленных столиц страны к концепции современного мегаполиса с зелеными зонами, изящными транспортными развязками и комфортабельным жилыми комплексами. Более 1800 Га
новых земель будет застроено в Челябинске в ближайшие годы.
50
проблемных перекрестков Челябинска будет расширено в 2010-11 гг.
30 лет
займет освоение берегов Миасса

C момента основания и до 30-х гг. прошлого столетия Челябинск оставался небольшим уездным городком с населением, не превышающим 60 тыс. жителей. В наследство от той эпохи нам достался крошечный (по меркам Москвы или Екатеринбурга) исторический центр, ограниченный несколькими кварталами вокруг ул. Труда, Кирова и Цвиллинга.
Бурным ростом наш город обязан развернувшейся в 30-е гг. индустриализации. На Урале один за другим строили огромные металлургические и машиностроительные заводы. Первый генеральный план развития города, созданный в 1936 г., прямо диктовал строительство нового жилья по принципу близости к заводской проходной. Поэтому в 30-е, 40-е и 50-е назвать Челябинск городом можно было лишь с натяжкой — в сущности, это были несколько рабочих слободок, географически довольно слабо друг с другом связанных. Память об индустриальной структуре осталась в современных названиях районов: Металлургический, Тракторозаводский.
Лишь с конца 50-х гг, Челябинск начинает развиваться как единый мегаполис. Появился генеральный план развития города, рассчитанный на десятилетия вперед. Но приоритетом в строительстве до конца 80-х по-прежнему остается решение острой жилищной проблемы. Жилья не хватает, жилье строят в первую очередь и как можно более массово: сначала «хрущевки», потом панельные многоэтажки. О строительном буме 70-80-х нам напоминает «спальный» Северо-запад.
В 90-е гг. темпы строительства притормозились. У государства были другие заботы, поважнее, чем затратное капитальное строительство, а бизнес еще не успел окрепнуть для массовых строек. 90-е стали временем точечной застройки — новые здания пристраивали к уже существующей инфраструктуре. Начались шумные скандалы «старых» жильцов, лишившихся части любимого двора или удобного проезда.
В 2000-х в Челябинске постепенно начинают появляться отдельные проекты, изначально задуманные не только с точки зрения максимальной функциональности, но и для исполнения роли эстетических и архитектурных доминант. К этому периоду относится появление ТК «Синегорье», нового здания краеведческого музея, РК «Мегаполис», пешеходной зоны «Кировка», ДЦ «Челябинск-СИТИ» и др.
Наконец, в конце 2000-х архитектурное сознание строителей Челябинска вышло за рамки планирования отдельных зданий и даже микрорайонов. Город окончательно стал восприниматься (и планироваться) как единое целое, в котором отдельные проекты дополняют друг друга. Последний генеральный план (2003 г.) предусматривает развитие Челябинска на 20 лет вперед. Власти научились существовать в симбиозе с крупным бизнесом, находя взаимовыгодные точки для сотрудничества. Стали возможны амбициозные, масштабные проекты. Например, в 2008 г. челябинское главное управление архитектуры и градостроительства начало подготовку и планирование мегапроекта по реконструкции 27 километров берегов р. Миасс в городской черте. Этот проект обещает стать центральной точкой для развития всего города на добрый десяток лет вперед.