Меню

Электронный полис ОСАГО стал обязательным. Как им пользоваться

Челябинские страховые компании начали переходить на электронные полисы ОСАГО. Через полгода продажу талонов через интернет станет для страховщиков обязательной.

Закон об обязательстве всех страховых компаний продавать полисы автогражданской ответственности через интернет накануне подписал Владимир Путин. Если раньше подобную услугу могли предоставлять только те компании, которые решили подключиться к использованию сервиса добровольно, то теперь возможность продлить страховку на свой автомобиль должна быть у каждого клиента. При этом разрешение покупать бумажный полис в офисе компании продолжает действовать. Данная мера должна предотвратить ситуации, когда автовладельцам отказывают в оформлении «автогражданки» по причине отсутствия бланков. Напомним, это проблема особо остро стоит в Челябинской области.

Комментарий пресс-службы Российского союза автостраховщиков (РСА):

«В целом страховое сообщество поддерживает введение обязательного заключения договора ОСАГО в форме электронного документа. Однако при всей важности развития электронных технологий в страховании и повышения доступности ОСАГО для граждан, РСА считает, что необходимо осторожно подходить к введению таких новаций. К переходу на обязательную для страховщиков продажу электронных полисов ОСАГО до конца не готов ни рынок, ни население. Их реакция может быть непредсказуемой.

Прежде всего, следует наладить работу системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), необходимой для проверки сведений, предоставляемых страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде. На сегодняшний день есть определенные проблемы с обеспечением взаимодействия через СМЭВ почти со всеми госорганами. Так, например, система АИС РСА не может получить от системы ГИБДД корректную информацию о стаже водителей. В информационной системе ГИБДД эти сведения хранятся в неподходящем для системы АИС РСА формате, из-за чего страховщик не может применить корректный коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителей, допущенных к управлению.

Более того, из-за полного отсутствия взаимодействия с такими госорганами как Гостехнадзор, Министерство обороны, Федеральная налоговая служба и т.д., страховщики при электронном ОСАГО будут вынуждены заключать договоры на основании непроверенной информации, что с высокой степенью вероятности приведет к некорректности расчета премии.

Как следствие этого, невозможность корректно рассчитать страховую премию спровоцирует увеличение числа жалоб, а значит к росту недовольства системой ОСАГО в целом и работой госорганов в этом направлении, которые не смогли обеспечить нормальное функционирование системы ОСАГО.

Таким образом, основное назначение ОСАГО – защита прав потерпевших на возмещение вреда – будет выполняться значительно хуже.

Важно обратить внимание, что законопроектом ужесточается ответственность страхователей за предоставление информации. Так, «в случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая», - говорится в документе».

Комментарий ГИБДД:

В ГИБДД Челябинской области заявили, что пользоваться напечатанным на обычном принтере так же просто, как и бланком, оформленном в офисе страховой компании и имеющем все степени защиты, включая штампы и подписи. В настоящее время многие патрульные имеют в своем арсенале ноутбуки с выходом в базу данным полисов страхования, поэтому по номеру документа можно будет легко проверить его подлинность прямо на дороге. Если спецтехники у полицейского не окажется, он сможет провести ту же процедуру по телефону, позвонив в диспетчерскую, где также могут проверить документы.

Как оформить полис?

Оформить электронный полис можно будет через сайт любой страховой компании. Для этого необходимо будет ввести свои данные, информацию об автомобилей, о предыдущем полисе. После дистанционной оплаты полиса по карте банка, документ можно распечатать на любом бытовом принтере и пользоваться им по прямому назначению.