Меню

ДОННА КОРДНЕР: «Компания не может стать дискаунтером «за один день»

досье Донна Корднер Президент «ТЕЛЕ2 Россия» Родилась в США. Имеет степень магистра международной политический экономики Университета Южной Каролины и степень бакалавра Джорджтаунского университе

Манеру ведения бизнеса шведского телекоммуникационного концерна ТЕЛЕ2 можно описать русской поговоркой «семь раз отмерь — один отрежь». Президент «ТЕЛЕ2 Россия» Донна Корднер рассказала читателям «ДК», каково быть дискаунтером на высокотехнологичном сотовом рынке, отличающемся высочайшей конкуренцией.

досье
Донна Корднер
Президент «ТЕЛЕ2 Россия»
Родилась в США. Имеет степень магистра международной политический экономики Университета Южной Каролины и степень бакалавра Джорджтаунского университета.
Работала в компаниях HOFKAM Ltd (Уганда), Unitus (США), занимала пост главы департамента Telecommunications and Media Structured Finance в компании Citygroup. В разное время входила в состав высшего руководства Societe Generale и ABN Amro Bank N.V.
С 2004 г. входит в совет директоров Millicom International Cellular S.A.
C 2006 г. член совета директоров ТELE2.
С 2007 г. исполнительный вице-президент ТELE2 по корпоративным финансам и казначейству.
С 2008 г. президент «ТЕЛЕ2 Россия».

Зачем ТЕЛЕ2 запускает новые технологии связи последней из участников рынка?
Почему ТЕЛЕ2 не боится демпинга со стороны других операторов?
Как извлечь максимум выгоды из «позиции №2»?

Бизнес-модель сотового дискаунтера ТЕЛЕ2, рассчитанная в первую очередь на менталитет западного потребителя, привыкшего считать каждый цент, в докризисной России выглядела странновато. В то время как операторы, входящие в «большую тройку», соревновались в объемах многомиллиардных инвестиций в суперсовременные технологии, ТЕЛЕ2 подчеркнуто не торопилась с технологическими и маркетинговыми новинками, не тратила огромных средств на дорогие имиджевые проекты. «Сеть для пенсионеров», язвительно заметил как-то в разговоре со мной один из челябинских «сотовых» топ-менеджеров.

Сотовый дискаунтер и не может себе позволить быть первым во всем — это слишком затратно и чересчур рискованно, разводит руками Донна Корднер: «У ТЕЛЕ2 никогда не было столько ресурсов, сколько у прямых конкурентов». Зато сейчас, когда закредитованные под завязку сотовые операторы спешно ищут возможности для снижения издержек и деньги на выплату взлетевших процентов по привлеченным кредитам, ТЕЛЕ2 продолжает работать «в штатном режиме». Бизнес-план компании предусматривает запуск в 2009 г. до 12 новых региональных филиалов, открытие еще одного call-центра, развертывание услуги высокоскоростной передачи данных на базе EDGE и многое другое. Абонентская база ТЕЛЕ2 растет в полтора раза быстрее рынка, а выручка в «кризисном» I квартале 2009 г. увеличилась на 20%. Похоже, настала очередь ТЕЛЕ2 язвить над конкурентами.

Стратегия «умного клиента»

Клиенты, позарившиеся на низкие цены на ваш продукт, никогда не будут к вам лояльны и обязательно перебегут к конкуренту, если тот предложит цену пониже, говорят авторы учебников по маркетингу. Неправда, качает головой г-жа Корднер, — практика показывает, что абоненты, которые придают большое значение экономии, с большой осторожностью относятся к смене оператора.

Секрет сотового дискаунтера прост: значительной части абонентов не нужны большинство технологических «фишек», которые так активно рекламируют другие сотовые операторы, и внедрение которых требует сотни миллионов долларов. Причем такие абоненты — не обязательно люди со сверхнизкими доходами. Донна Корднер предпочитает называть своих клиентов не бедными, а умными людьми. Кстати, в России таких становится все больше — прирост абонентской базы ТЕЛЕ2 в I квартале составил 20% (в целом рынок вырос всего на 14%).

Как TELE2 удается динамично развиваться, имея невысокий по сравнению с другими операторами ARPU?

— Наша стратегия отличается от стратегий компаний «большой тройки». Мы — сотовый дискаунтер, т.е. компания, которая оказывает качественные услуги по низким ценам. Это подразумевает, что наш ARPU может быть ниже, чем у других. С другой стороны, сейчас мы ориентируемся на рост нашей совокупной абонентской базы в России.

Принято считать, что низкие цены привлекают наименее устойчивую, непостоянную часть аудитории, которая перебегает от оператора к оператору в поисках еще более низкой цены. Расскажите, как TELE2 укрепляет лояльность таких абонентов?

— Мне часто задают вопрос о лояльности наших абонентов. Есть заблуждение, что абоненты, ориентированные на низкие цены, обладают крайне низкой лояльностью. Это в корне неверно. Люди с низкими доходами очень осторожно относятся к выбору оператора и редко его меняют. Общероссийское исследование, которое проводила компания EPSI Russia (его результаты были опубликованы в феврале 2009 г.), показало, что у нас самые лояльные и самые удовлетворенные абоненты среди операторов мобильной связи России.

Я думаю, что нелояльность абонентов — это предубеждение, возникшее из-зи того, что в России, в отличие от Европы ,принято относиться плохо к тому, что стоит недорого. Когда абоненты начинают пользоваться нашими услугами, они получают хорошую службу поддержки, интересную линейку продуктов, высокое качество связи. И соответственно, если клиент всем этим доволен, то его лояльность нашей компании высока.

Кроме того, будет неправильным говорить, что мы ориентируемся на малообеспеченные слои населения или на абонентов с низким доходом. Я всегда говорю, что наши клиенты — это не бедные, а умные люди, которые выбирают своего сотового оператора по принципу «Зачем платить больше?»

Около года назад челябинский «ДК» писал о запуске TELE2 на Южном Урале линейки корпоративных тарифов. TELE2 начала работать с юридическими лицами последней из сотовых операторов, работающих в регионе. Почему так поздно?

— Когда что-то делаешь, нужно быть уверенным, что ты это делаешь хорошо. Корпоративные пользователи предъявляют повышенные требования к качеству услуг и сервиса, нежели обычные абоненты. Изначально мы в России ориентировались на массовый рынок, однако сейчас обращаем самое пристальное внимание на сегмент среднего и малого бизнеса, ведь они наиболее жестко следят за своими расходами.

Риск — дело благородное но не прибыльное

«Двойка» в названии ТЕЛЕ2 появилась оттого, что 15 лет назад, когда компания впервые вышла на рынок Швеции, она была второй после государственного телекоммуникационного холдинга. С тех пор ТЕЛЕ2 на всех рынках своего присутствия внешне выглядит догоняющим игроком. На деле такая стратегия оказывается весьма выигрышной в экономическом плане — ТЕЛЕ2 берется только за те новинки, которые доказали свою бесспорную востребованность, сводя тем самым риск неудачных вложений к минимуму. Кроме того, техническое оборудование, необходимое для запуска новой услуги (баснословно дорогое вначале) со временем дешевеет, а на рынке появляется множество недорогих трубок, поддерживающих новую технологию.

Практически все российские сотовые операторы некоторое время назад заявили о своем интересе к рынкам сотового доступа в Интернет и фиксированной телефонии, и сейчас активно осваивают платформу triple-play. Есть ли аналогичные планы у TELE2?

— Как вы знаете, у TELE2, в том числе за рубежом, существуют различные направления бизнеса. Это и фиксированная связь, и мобильная связь, и широкополосный доступ. Наш подход заключается в том, чтобы не разделять все эти направления, не выделять что-то одно, а помогать человеку быть мобильным, предоставляя ему связь нужного качества, где бы он не находился.

Проводная телефония не является нашей целью в России. Сейчас мы сфокусированы на мобильной связи, на предоставлении доступа в интернет в рамках технологии EDGE. В будущем мы будем рассматривать возможности вывода новых услуг. Например, сейчас у нас нет лицензии на 3G, но тем не менее, мы работаем в этом направлении. В Швеции мы объявили о начале строительства первой в Европе сети 4G, которая будет доступна на всей территории страны. Надеюсь, в скором будущем этот стандарт придет и в Россию.

Ваш прогноз — когда 4G будет востребован в России?

— Здесь очень многое зависит от доступности частот. Порядок распределения частот для сотовой связи в Европе и в России очень сильно отличаются, все зависит от того, как быстро будет найдено решение министерства связи по этим частотам.

Есть и еще один интересный момент. В Европе стандарт 3G развивается уже 5-7 лет. В России 3G пока экзотика. И может так случиться, что в России массовая доступность стандарта 4G наступит раньше, чем 3G. Например, когда я работала в странах Латинской Америки, местные сотовые операторы от стандарта D-AMPS перешли сразу на цифровой формат. Так что все зависит в первую очередь от доступности частот, а во вторую очередь — от различных юридических, законодательных аспектов в этой области.

О каких сроках может идти речь?

— Я не знаю (разводит руками). Ваш вопрос скорее надо адресовать производителям и поставщикам трубок. Вопрос заключается в самих телефонных трубках, которые могут предоставлять доступ к связи 4G. На данный момент даже 3G-трубки достаточно дорогие. А какими будут цены на трубки, поддерживающие 4G, пока никто не знает. Могу лишь сказать, что технологии быстро развиваются, и появление 4G в России может произойти достаточно быстро.

Когда мы рассматриваем успешность, коммерческую привлекательность того или иного продукта, о ней можно судить по тому, как снижаются цены. Технология 3G развивается, она становится успешной, популярной, и цены на такие трубки снижаются, снижаются цены на оборудование, снижаются цены в общем на всю инфраструктуру. Эти вещи взаимосвязаны.

Ни одна компания не сможет стать дискаунтером «за один день»

Новые экономические условия, заставившие большинство компаний спешно сокращать издержки, искать новые источники заемных средств и нащупывать дополнительные каналы получения доходов, на ТЕЛЕ2 почти не отразились. Работая в формате сотового дискаунтера, ТЕЛЕ2 никогда не могли позволить себе лишнего: ее менеджеры летают в командировки эконом-классом, а у президента российского подразделения даже нет личного водителя — Донна Корднер сама водит пятилетнюю иномарку, что для российского бизнеса «не круто». ТЕЛЕ2 практически не имеет внешних долгов и развивается преимущественно на собственные деньги — и резкое подорожание кредитных ресурсов практически не сказалось на ритме работы компании. «Так что по ночам мы спим хорошо», — улыбается г-жа Корднер.

Позиция «ценового лидера» всегда была главным маркетинговым козырем TELE2. Однако финансовый кризис может спровоцировать других сотовых операторов сместить свое позиционирование в нижний ценовой сегмент. Например, так, как это уже произошло на рынке бытовой электроники, где ряд крупных федеральных сетей начали позиционировать себя как жесткие дискаунтеры

— Можно быть очень дорогим брендом, продавать свои услуги дорого, а потом начать делать скидки. Но на самом деле стать дискаунтером не так-то просто! Ни одна компания не может в один прекрасный день взять и объявить: мы теперь дискаунтер и мы продаем наши услуги по самым низким ценам.

Поймите, с самого начала, с самого основания TELE2 15 лет назад, наша политика строится на позициях бережливости. Мы знаем, как вести операционную деятельность, продавать, продвигать с минимальными издержками. Мы делаем это в Европе, так же мы работаем и в России. Вся наша бизнес-философия, корпоративная культура насквозь пронизана мыслью: сделать ту же услугу дешевле для конечного потребителя, сократив свои собственные издержки. У нас нет шикарных офисов, не принято иметь шикарные автомобили, много секретарш и т.д. Это позволяет поддерживать необходимый уровень затрат.

Соответственно, компании, которая была дорогим брендом, практически невозможно в один день объявить себя дискаунтером. Возможно, какое-то время она сможет им быть, но я не думаю, что такая компания будет успешной в долгосрочной перспективе. Нужно уметь работать в этом режиме.

Ужесточившиеся экономические условия почти наверняка приведут к росту сделок M&A. Рассматривает ли ваша компания возможность покупки региональных операторов, например, СМАРТС или Utel?

— Да, мы заинтересованы в расширении нашего бизнеса в России — как за счет новых лицензий, так и за счет приобретения компаний, которые соответствуют нашей корпоративной культуре. Тем не менее, мы никогда не даем комментариев или прогнозов относительно возможных сделок M&A.

За последние несколько лет мы приобрели достаточно много компаний — в Мурманской, Архангельской, Новгородской областях, Республике Коми. В 2007 г. мы купили оператора «Телеком Евразия» в Краснодарском крае, а в 2008 г. — «Адыгейскую сотовую связь» в Республике Адыгея и «Цифровую экспансию» в Калининградской области. Как Вы видите, мы довольно активно работаем в этом направлении. В будущем, естественно, все будет зависеть от перспектив развития продающейся компании, от ее стратегии развития и, соответственно, целесообразности приобретения.

Можете назвать критерии, по которым вы будете выбирать компанию для приобретения?

— Каждую покупку мы рассматриваем как инвестицию. Когда мы собираемся делать инвестиции, то, естественно, мы проводим тщательный анализ того, сколько денег необходимо вложить в эту компанию, какую прибыль мы потом получим. Соответственно, если речь идет о приобретении новой компании, мы всегда смотрим на текущую позицию компании на рынке, смотрим на ее деятельность, смотрим на управление этой компанией и оцениваем размер активов. И если мы видим, что владение этой компанией впоследствии действительно принесет нам прибыль, то вопрос о приобретении решается положительно.

Поступают ли вам сейчас предложения от региональных операторов об их покупке?

— В TELE2 не принято раскрывать информацию о деловых переговорах до их полного окончания.

В некоторых аналитических обзорах высказывается мнение, что рынок сотового широкополосного доступа в Интернет может схлопнуться. С одной стороны, в городах появляется все больше зон действия Wi-Fi, а с другой — новые экономические условия заставляют абонентов экономить и искать более дешевый трафик.

— Да, вы правы, любые клиенты стараются найти для себя самые дешевые решения. Но здесь надо думать о доступности самих сетей, доступности абонентских устройств. В целом, телекоммуникации развиваются настолько быстрыми темпами, что довольно сложно делать какие-то прогнозы в этой сфере. Можно сказать, что мобильная связь сейчас является распространенной услугой первой необходимости. И с развитием технологий — сначала GPRS, EDGE, потом 3G, 4G — также естественно иметь всего одно устройство, при помощи которого можно пользоваться голосовой связью и выходить в Интернет в любом месте. Сейчас Wi-Fi пока еще не является настолько распространенной услугой, как сотовая связь.

В федеральной прессе неоднократно встречалось предположение, что текущие изменения в экономике вызовут довольно серьезное перераспределение абонентов между основными участниками рынка. Насколько серьезным может быть такой передел?

— Честно говоря, я не очень понимаю, как это может произойти. Наши российские конкуренты — лучшие в мире. И мне бы не хотелось сейчас самоуверенно говорить о перспективах перераспределения долей на рынке и о нашей доле на рынке.

Но я хочу сказать, что наша стратегия с самого начала, когда мы только пришли на российский рынок, существенно отличалась и отличается от стратегии наших основных конкурентов — так называемой «большой тройки». С самого начала нашей деятельности в России мы работали так, как будто мы работаем в условиях финансового кризиса. Наша политика базируется на принципах экономности, принципах бережливости. Мы очень жестко подходим к своим расходам. Для того, чтобы предоставлять своим клиентам услуги по самым низким ценам и все-таки получать прибыль, необходимо иметь очень низкие затраты. Соответственно, мы очень серьезно относимся к этому вопросу. Я всегда привожу такой пример: будучи главой представительства «TELE2 Россия», я сама езжу на машине, которой уже 5 лет. И это очень необычно для России, «не круто», как у вас говорят (смеется). У нас в TELE2 никогда не было больших офисов. Я могу сказать, что на данный момент у TELE2 практически нет долгов. Я не знаю, что произойдет с рынком, не знаю, что произойдет с перераспределением долей основных участников. Но я знаю, что мы и в будущем будем стараться оставаться ценовым лидером. За ближайшие три года мы собираемся запустить 18 новых филиалов, новых регионов. В ближайшие полтора года мы планируем нанять порядка тысячи новых сотрудников.

досье
TELE2
Европейский телекоммуникационный оператор, предлагающий услуги мобильной и фиксированной связи, широкополосного доступа в Интернет, кабельного телевидения. Абонентская база TELE2 24 млн чел в 11 странах. В 2008 г. выручка компании составила 39,5 млрд шведских крон ($5 млрд), EBITDA — 8,2 млрд крон ($1 млрд).
В России компания работает с 2003 г. Сейчас «ТЕЛЕ2 Россия» оказывает услуги мобильной связи стандарта GSM в 17 регионах, обслуживая 10,6 млн чел (на 31 марта 2009 г.). Компании также принадлежит сеть сотовой связи в Калининградской области и GSM-лицензии еще на 17 регионов России, которые планируется запустить под брендом ТЕЛЕ2 в течение 2008-2010 гг. Общее число жителей на территориях, где «ТЕЛЕ2 Россия» обладает лицензиями, превышает 61 млн чел. Доля российского подразделения в бизнесе мобильной связи европейского холдинга TELE2 по числу абонентов составляет около 54%, по объему выручки — 27%.

Источник: данные компании

детали
TELE2 инвестирует $160 млн в новые регионы
По итогам I квартала 2009 г. выручка компании в России в шведских кронах выросла на 13% до 1,6 млрд крон (около $200 млн). В рублях рост составил 20%. Показатель EBITDA за отчетный период увеличился по сравнению с прошлым годом с 518 млн крон до 538 млн крон, а капитальные затраты подросли в 2,2 раза (до 555 млн крон). При этом численность абонентов оператора (плюс 20% за год) росла быстрей, чем в среднем по России (+14% за год).
Согласно оценкам ComNews Research, ARPU Tele2 составил около 220 руб., что оценочно на 20% ниже среднего по России. Однако аналитики отмечают, что компания сохранила ARPU на уровне аналогичного периода предыдущего года, что является позитивным знаком.
В течение двух лет компания планирует запустить в эксплуатацию сети во всех регионах РФ, где получила GSM-лицензии. В 2009 г. TELE2 инвестирует в экспансию в России 1,3-1,5 млрд шведских крон (около $160 млн). Кроме того, компания намерена в ближайшее время запустить новые услуги (в частности RBT) и построить второй call-центр в Челябинске.

Источник: ComNews