Экономист Александр Трахтенберг проанализировал современный рынок такси после появления в Челябинске компании Uber. Юридическая и экономическая стороны вопроса – в его личном мнении.
«На днях случилось, как многие думают, пришествие цивилизации в Челябинск – как объявлено, в городе начал работать сервис такси Uber. На самом же деле пришла … знакомая всем, такая вся в черном и с косой. Напомню, Uber - это такое приложение в телефоне, где в основе лежат «нулики» и «единички». Оказывается, это приложение везет людей по улицам российских городов. Иностранные адепты всего громко хлопают в ладошки – очередной пример отсталости современной России. А вот тут же вопрос – а где мозги? Что ж, будем разбираться. Здесь есть, как минимум, две стороны: юридическая и экономическая.
Юридическая сторона.
Есть рынок такси, на котором присутствуют следующие субъекты: собственно, компания, которая оказывает услуги такси – «перевозка пассажиров и багажа легковым автомобилем», государство в лице федеральной, региональной власти, а также муниципалитет, и есть, естественно, пассажир. Как мы видим, на нем нет никаких приложений из телефона. Естественно, мы описали адекватную структуру рынка такси.
На самом деле там следующее: агрегаторы типа Uber и прочих приложений в телефоне, не более того; откровенные так называемые «бомбилы», цивилизованные бомбилы, (это которые под агрегаторами ходят), чуть более адекватные таксисты и законопослушные таксисты, которые поверили государству (к слову, так они себя сами называют); естественно, пассажиры. Последние в этом случае делятся на: самоубийц – это которые садятся в машины откровенных «бомбил», любители русской рулетки - это которые ездят
с цивилизованными «бомбилами», и есть еще эстеты, которые пользуются только исключительно услугами законопослушных таксистов, у которых только свой парк.
Основа адекватного рынка такси – это, собственно, такси, вокруг которого все и крутится: сервис, ГСМ, производители автомобилей, всякие айтишные «примочки», в т.ч. позволяющие оформлять заказ авто в интернете, и прочие. Это все подрядчики и/или поставщики. Основа сегодняшнего рынка такси – это приложение Uber в телефоне, вокруг которого все и вся и, главное, такси – это подрядчик... В первом случае, Uber для такси и с целью повышения качества обслуживания и создания приемлемого уровня комфортности для пассажиров, во втором – такси для Uber и прочих, где таксисты – это наемники с целью получения монопольных доходов айтишными дельцами. Это все равно, что сейчас придет на рынок такси «Лукойл» и будет нанимать таксистов – один в один.
Складывается, мягко говоря, странная ситуация – предприятие, которое никакого отношения не имеет к рынку такси – Uber, - стремится к диктату на этом рынке, стремится к его захвату. Мы все помним по политэкономии, что происходит потом. Мало, кто отражает, что, заказывая автомобиль через приложение в телефоне, юридически у него отношения с физическим лицом – водителем, который приезжает по вызову, а в лучшем случае - с фирмой-однодневкой, к которой приписан этот цивилизованный «бомбила».
Возможны несколько ситуаций. Допустим, автомобиль по вызову попадает в ДТП, и пассажир опаздывает в аэропорт или на встречу. Тогда все последствия ложатся только и исключительно на водителя, - напомню, обычное физическое лицо. Или автомобиль по вызову попадает в ДТП, и пассажир получает увечья, тогда все последствия снова ложатся на водителя. Когда автомобиль по вызову попадает в ДТП, и есть пострадавшие и другой водитель, помимо, собственно, другого авто (к слову, в этом случае с высочайшей вероятностью ОСАГО не работает) и пешеходы, все последствия ложатся опять же на водителя – цивилизованного «бомбилу», напомню, обычное физлицо.
Как вывод, когда приезжает автомобиль от приложения, в девяти случаях из десяти можно говорить о предоставлении услуги ненадлежащего качества, ведь нет главного – юридически значимых последствий.
Экономическая сторона.
С этой стороны, есть некоторое количество субъектов. Это государство, бизнес-такси, водители такси и пассажиры. Сейчас, с точки зрения экономики, все организовано не настолько плохо, но абсолютно не логично с точки зрения абсолютного большинства игроков этого рынка.
Итак, первый, кто несет убытки от такого рынка – это государство, которое ничего не получает с этого рынка, поскольку в большинстве случаев практически налогов нет, т.к. бизнес в «черную» и «серую» по определению безналоговый. А государство всегда должно иметь свою долю с любой деятельности. Государство не имеет ничего: с продажи лицензий такси (разрешений на осуществление этой деятельности, по нашему), с доходов организаторов этого рынка, с доходов подавляющего числа физических лиц, участвующих в этом рынке. Кроме того, следует понимать, что существование «черного» и «серого» бизнеса генерирует рядом появление точно таких же видов бизнеса, но на других рынках – ГСМ, запчасти, сервис и т.п., все это также имеет черную и серую окраски.
Второй, кто несет огромные убытки – это законопослушные компании, оперирующие на рынке такси: их просто обманули. Предсказуемости ноль, доходов ноль, вот-вот весь их бизнес обрушится в пользу недобросовестных участников рынка. Если, конечно, они будут смотреть на все это как кролик на удава.
Третий, кто несет потери, правда, не напрямую, но опосредованно – это пассажиры. Но тут есть одна особенность, они никак не ощущают этого, но до первых проблем, которые, вне всякого сомнения, произрастают из имеющих место быть рисков. И первое здесь – правовые риски, которые самые страшные по последствиям, когда ничего сделать категорически нельзя. Тяжелые травмы как итог ДТП, опоздания в аэропорт и прочие радости если случатся, - эти проблемы будут неразрешимы.
Здесь может быть только одно единственное решение, на мой взгляд, – бизнес такси должен вместе с государством существенно доработать правила игры рынка такси, которые будут учитывать интересы всех его участников и только его участников, но никак не наживающихся владельцев айтишных приложений. А механизмы разработки и реализации этого решения уже есть - институт ОРВ (оценка регулирующего воздействия). Это партнерство бизнеса и власти, где обе стороны имеют равные права в деле формирования правил игры в экономике. Архиважно вовремя адресно сформировать запрос на такие изменения».
Напомним сервис заказа такси «Убер» начал работать в Челябинске со 2 июля 2016 года. В России его называют «убийцей такси» из-за более низких, по сравнению с другими игроками рынка, цен на пассажироперевозки. Сама же компания Uber была основана в 2009 в Сан-Франциско, сейчас в России работает в 12 городах. Кстати, именно сегодня, в День металлурга, его представители проводят акцию – доставляют своим клиентам мороженое.