Меню
Деловой квартал — Челябинск

«Челябинцы не видят неба. И смог тут ни при чем» — Дмитрий Довженко

Челябинск нуждается в городской программе «Чистое небо». Речь идет не только о квотировании выбросов предприятий, но и тысячах километров проводов, беспорядочно протянутых вдоль улиц, между домами.

Дмитрий Довженко, председатель комиссии по бюджету и налогам Челябинской городской Думы:

— Во время поездки в Финляндию не раз ловил себя на мысли, как же мы похожи с финнами: в манере одеваться, поведении, даже в любви к крепким напиткам. Но финский поезд едет по сваренным рельсам бесшумно — это не только создает комфорт, но и увеличивает срок эксплуатации ходовой. А провода убраны под землю даже в сельской местности, и дело, опять же, не только в эстетике — это устраняет риск обрыва провода во время сильного ветра. Дворы многоквартирных домов засажены хвойными деревьями и кустарниками — они выделяют особые вещества, которые улучшают качество воздуха. Основной критерий — долговечность. Даже в повседневном общении то и дело проскакивает фраза: «Это мы оставим будущим поколениям».

А мы что оставим? Челябинск остро нуждается в городской программе «Чистое небо». И речь идет не только о квотировании выбросов промышленных предприятий, но и о сотнях, тысячах километров проводов, беспорядочно протянутых вдоль улиц, между домами. Как будто это не город-миллионник, который готовится в следующем году принять делегации высоких гостей на международных саммитах, а заштатный городишко где-нибудь в Таиланде или Камбодже. Кто все эти провода со столбов на дом перекинул? Карлсон? Все ключи от чердаков — у управляющей компании.

Кто и когда последний раз проводил ревизию? Парадокс в том, что на сегодняшний день ни один специалист с уверенностью не скажет, где чей провод. И половина провайдеров не в курсе, где действительно необходимые провода, а где — давно брошенные. А сколько провайдеров за последние два десятилетия вообще ушли с рынка? А провода как висели, так и висят.

Приходит новый провайдер, разбрасывает листовки по почтовым ящикам — и снова сверлит дыры в стенах, с первого этажа по десятый. А потом еще удивляемся, почему бетонные многоэтажки складываются, как картонные домики…

Не говоря уже о том, что тянуть оптоволокно, когда технологии настолько шагнули вперед – это замшелая дикость. Поставь мощный вайфай-роутер на весь дом! Так весь мир живет.

Уже не только Москва, но и Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Казань спрятали провода под землю. Да, это требует определенных финансовых затрат. Но если бы еще пять лет назад на уровне города была принята комплексная программа и выделялось каждый год всего по 50-60 млн руб., уже бы пол-Челябинска можно было бы привести в порядок, а не только гостевые маршруты. Все, что требовалось — четко обозначить позицию, собрать бизнес и объявить: если не придем к общему знаменателю, просто волевым решением всё обрежем. Естественно, бизнес будет увиливать до тех пор, пока будет оставаться хоть малейшая лазейка.

Технические решения для воплощения этой идеи уже есть, и даже не пришлось бы рыть траншеи по всему городу. Наиболее очевидным и простым решением было бы разместить провода в городской кабельной канализации «Ростелекома», которая перешла ему по наследству — по сути, это старая сеть стационарной телефонной связи. Телефонизация была в городе практически стопроцентная, и шкафы до сих пор стоят. Да вот только «Ростелеком», пользуясь фактически монопольным положением, установил драконовские расценки: за перенос линий связи с опор наружного освещения в кабельную канализацию провайдерам придется выложить из собственного кармана по 120-150 тысяч рублей за каждый километр. Он свободен диктовать условия, потому что стоимость строительства подземной канализации огромна. Особенно — с учетом того, как хаотично создавалась инженерная инфраструктура в большинстве российских городов: в каких-то местах ее просто невозможно уже прорыть без перекладки остальных коммуникаций. Так что стоимость постройки новой подземной канализации оценивается не менее 3000 рублей за метр. У «Ростелекома» есть ещё одна проблема: ограниченная возможность вывода кабеля для того или иного объекта.

При этом и сегодня провайдеры несут определенные затраты: закрепляя оптоволокно на опорах, которые принадлежат ЧелябГЭТ, они выплачивают за аренду каждого столба около 400 рублей в месяц. В сумме складывается неплохая статья доходов. По большому счету, провайдерам всё равно, в какую кассу платить. Важен вопрос цены.

Между тем, «Горсвет» еще восемь лет назад был готов убирать с опор провода, в том числе и подвесы оптоволокна, просто в рамках обслуживания сетей наружного освещения. Прогуляйтесь как-нибудь вечером в сквере на улице Академика Королева, и вы увидите всё своими глазами. Да и подсветка в то время в городе включалась не только по большим праздникам.

Чтобы Челябинск стал городом чистого неба и зеленых улиц, придется оттеснить от бюджетной кормушки убыточные и ни за что не отвечающие бюджетные структуры, снова передав благоустройство бизнесу. Который честно победит в тендерах, предложив приемлемую для городской казны, но адекватную цену контракта — потому что ни один предприниматель в здравом уме не будет работать в убыток. И с которого можно будет спросить по всем пунктам: за увядшие цветы на клумбах, засорившуюся ливневку или перегоревшую лампочку в уличном фонаре — и взыскать неустойку. 

Да, возможно, уродливые, беспорядочные пучки проводов вдоль улиц и между домов, которые заслоняют небо — не самая большая проблема Челябинска. Но уж точно не последняя в сфере благоустройства, потому что в той же степени, как и чистые тротуары, ухоженные скверы, красивые фасады домов, влияет на то, как воспринимается город его жителями и гостями. И, наверное, правильнее рассматривать эту проблему в риторике возможностей: заинтересовать бизнес, показать возможные пути или ввести запрет — но для всех, по справедливости.