Челябинск вошел в десятку городов с высокой активностью малого и среднего бизнеса
Челябинск занял высокие позиции в рейтинге по привлекательности для малого и среднего предпринимательства. По каким критериям оценивались результаты и сколько в Челябинске потенциальных бизнесменов?
Новый рейтинг городов России по активности малого и среднего бизнеса в 2014 году представил департамент социологии Финансового университета при правительстве России. Исследование проводилось в рамках проекта оценки качества жизни в крупных российских городах. В нем представлен сравнительный анализ 35 городов с населением более 500 тысяч человек.
Основой для рейтинга стали опросы населения. Респондентам задавали вопросы на две темы: наличие собственного бизнеса в настоящее время и намерение его создать в ближайшие год-два. Все города ранжировались по результатам суммы ответов на эти два вопроса.
Первые места в рейтинге привлекательности для ведения малого бизнеса заняли Ростов-на-Дону, Красноярск, Краснодар, Владивосток и Хабаровск. В частности в Ростове-на-Дону 15% жителей уже имеют бизнес, 14% планируют его создать в ближайшее время. Челябинск в этом списке занял девятую строчку. Доля тех, у кого уже есть свой бизнес составила здесь 8%, тех, кто собирается им заняться - 14%.
Наименее привлекательными для развития бизнеса стали Новокузнецк, Нижний Новгород, Волгоград, Ярославль и Тольятти. Москву также отнесли к числу городов, где сложились неблагоприятные условия для развития малого предпринимательства.
Как отмечают исследователи, показатели активности малого и среднего бизнеса городов могут быть использованы для дальнейшей разработки политики развития благоприятной бизнес-среды.
Исследование также позволило получить социально-демографический портрет городского жителя, который стремится стать предпринимателем. Это, прежде всего, молодые люди, студенты из обеспеченных семей и семей среднего достатка. Среди студентов почти четверть планируют создание собственного бизнеса. Для сравнения, в США, по данным службы Gallup, 33% молодых людей собираются создать свой бизнес.
Состоявшиеся российские предприниматели - это, как правило, мужчины 30–50 лет с высшим или дополнительным образованием. В группе тех, кому доходов хватает на удовлетворение любых разумных потребностей, бизнесмены составляют более 40%.
Отметим, что наиболее популярными отраслями для малого бизнеса в российских городах являются оптовая и розничная торговля, бытовое обслуживание населения, строительство и ремонт недвижимости, а также различные обрабатывающие производства.