Меню

Бизнес и власть изобретают приманки для туристов

Взаимотношения владельцев туристических объектов Челябинской области и властей напоминает препирательство детей на площадке – каждый стремится переложить ответственость за происходяще на опонента.

Заместитель директора туристической компании «Русь-Тревел» Дмитрий Киселев, оценивая инициативы правительства, отмечает: «Прежде чем строить новые объекты, нужно разобраться с потенциалом уже существующих. Это может оказаться и дешевле, и проще в исполнении». Но государство, по его мнению, привычно отмахивается от нужд частного бизнеса. 
Точка зрения чиновников примерно такова: выкупив в девяностые многочисленные базы отдыха и курорты, их нынешние собственники предпочитают эксплуатировать уже имеющуюся устаревшую инфраструктуру, не желая придумывать и воплощать в жизнь новые идеи. «Удачных примеров развития у нас очень мало, можно по пальцам пересчитать. В основном, стандартный набор – обычная продажа путевок втридорога, минимальный уровень развития инфраструктуры, отсутствие инвестиций в бизнес», - рассказывает Игорь Лашманов, первый заместитель министра экономического развития Челябинской области. Г-н Лашманов подчеркивает: правительство готово помогать бизнесменам, но только тем, кто реально задумывается о дальнейших перспективах.
У самих бизнесменов другое видение ситуации. Они настаивают на том, что без существенных дотаций государства санаторно-курортная сфера, так же как и прочие туристические услуги, неизбежно регрессирует. «То, что у нас вообще хоть что-то сохранилось, - это целиком и полностью заслуга собственников, так что обвинять нас в бездействии просто несправедливо. За 20 лет мы не видели от государства ни рубля, наоборот – у санаторно-курортного лечения последовательно отнимались все льготы, закрывались социальные программы, нас по сути обрекли на нищенское существование», - негодует Александр Мицуков, генеральный директор многопрофильного оздоровительного центра «Увильды».
В определенном смысле позицию бизнеса подтверждает опыт других регионов, где существенных успехов удалось добиться только при участии федеральных денег и связей. Дмитрий Киселев приводит в пример Алтай: «Нищий был регион. Но тамошняя власть проявила настойчивость, и Алтаю дали статус особой экономической зоны по туризму, в  эти услуги вкладываются основные средства. Потому туда и едут со всей страны».  Обиднее всего то, продолжает г-н Киселев, что и наши южноуральцы освоили и предпочитают это направление, несмотря на то, что местные туристические зоны во многом превосходят алтайские.
Бурно развивается туризм и в Башкирии, в него инвестируют миллиардами. Но и результат достойный – постоянный поток туристов, современный аэропорт с многочисленными рейсами, положительный имидж республики. Даже соседняя Свердловская область, по мнению игроков рынка, продвинулась гораздо дальше Челябинска благодаря  заинтересованности бывшего губернатора Эдуарда Росселя, не имея при этом большого количества водоемов и проигрывая Южному Уралу по числу природных зон.
Для того чтобы сдвинуть отрасль с мертвой точки, чиновникам и собственникам необходимо успокоиться и сесть за стол переговоров, уверена Галина Селянина, генеральный директор санатория «Урал». Тем более что помимо поиска ответа на вопрос «кто виноват?», есть  и гораздо более серьезные проблемы.