Андрей Коршунов:«Ведение бизнеса на основе франшизы снижает предпринимательские риски»
Открытие бизнеса по франшизе набирает все большую популярность. О нюансах франчайзинга поговорим с Коршуновым Андреем Геннадьевичем, главой коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая».
- Андрей Геннадьевич, в чем заключаются преимущества организации бизнеса на основе приобретенной франшизы?
Франшиза дает возможность начать бизнес при отсутствии своей бизнес-идеи, то есть предпринимателю не надо ничего выдумывать самому, а можно просто посмотреть, как работают другие, уже проверенные, идеи на практике и выбрать одну из них на свой вкус. Франшиза позволяет предпринимателю вести деятельность под именем и по технологии уже известной на рынке компании. А это, в свою очередь, требует меньших усилий с точки зрения затрат на организацию бизнес-процессов и определенным образом снижает предпринимательские риски, и, при грамотном подходе, ускоряет окупаемость инвестиций. Затраты на рекламу и «раскрутку» бизнеса также в этом случае значительно меньше.
- Какой закон или документы регулируют ведение бизнеса по франшизе и какие значимые пункты должен содержать договор франчайзинга?
В Гражданском кодексе РФ слова «франшиза» вы не найдете - там это называется «коммерческая концессия». Коммерческой концессии посвящена глава 54. Суть правоотношений коммерческой концессии в следующем: одна сторона (правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) право использовать в предпринимательской деятельности принадлежащий ему комплекс исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, права на другие объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секреты производства (ноу-хау). А пользователь выплачивает правообладателю вознаграждение. Это, если схематично. На практике все несколько сложнее.
При заключении договора коммерческой концессии полезно обратить внимание на следующие моменты: состав комплекса исключительных прав, право на использование которых получает франчайзи; срок и территорию использования франшизы; размер и форму выплаты пользователем вознаграждения; состав документации, передаваемой в рамках договора; объем консультативного содействия правообладателя пользователю; глубину контроля деятельности пользователя со стороны правообладателя; ограничения прав сторон по договору из числа предусмотренных ст.1033 ГК РФ, а также возможность предоставления субконцессии.
- Какие права приобретает франчайзи, заключив договор коммерческой концессии (аналог договора франчайзинга)?
Пользователь по договору коммерческой концессии приобретает право использовать в предпринимательской деятельности принадлежащий правообладателю комплекс исключительных прав - это основное. Также договором обычно предусматривается право получать от правообладателя консультативную поддержку, документацию, инструкции и обучение персонала. Может быть предусмотрено и право предоставления субконцессии другим лицам, что делает такую франшизу более привлекательной в плане дальнейшего развития бизнеса.
- Из-за законодательной неурегулированности вопросов франчайзинга в РФ есть возможность для юридических манипуляций. В чем они могут выражаться? Как франчайзер может манипулировать тем, кто приобретает франшизу?
Я бы не стал говорить о неурегулированности каких-либо вопросов, касающихся договорных отношений вообще и вопросов франчайзинга в частности, особенно после принятия Пленумом ВАС РФ Постановления №16 от 14.03.2014 г. «О свободе договора и ее пределах». Сторонам согласно данному постановлению предоставляется возможность самостоятельно урегулировать складывающиеся между ними отношения, тем более что есть такой ориентир, как глава 54 Гражданского кодекса РФ. Другое дело, что стороны не всегда этой возможностью желают воспользоваться. Тогда, действительно, при возникновении спора они могут попасть по некоторым вопросам в поле некой правовой неопределенности. Так возникает возможность обвинения друг друга в манипуляциях. Конечно, чаще приходится слышать такие жалобы от приобретателей франшизы. Но проблема в том, что приобретая франшизу, покупатель или не прочитал договор, что, к сожалению, не редкость, или просто не разобрался, что же он все-таки покупает. А поскольку закон позволяет достаточно широко варьировать договоренность сторон в модели франчайзинга, впоследствии может выясниться, что покупали одно, а по факту, по документам купили совсем другое.
- Что важно уточнить у франчайзера в отношении документов и договора? На какие пункты договора по приобретению франшизы следует обратить пристальное внимание и почему?
Прежде чем принимать решение о приобретении франшизы, необходимо выяснить, какой объем исключительных прав и на какой срок готов предоставить ее продавец, какую поддержку он будет оказывать в дальнейшем и какие требования предъявлять к пользователю, а также уточнить, какова форма вознаграждения и в какие сроки оно должно быть выплачено. Все это желательно выяснить из текста предлагаемого к подписанию договора, а не со слов менеджера или представителя франчайзера. Так как договор коммерческой концессии достаточно непрост, помощь квалифицированного юриста здесь только приветствуется. У франчайзера важно также уточнить, по каким положениям договора, не устраивающим покупателя, он готов согласиться на изменения. После этого, оценив все риски, можно делать вывод о том, стоит ли предлагаемая франшиза тех денег, которые за нее просят, или нет. В любом случае нужно понимать, что франшиза - это не гарантированный доход, а всего лишь возможность ведения бизнеса и получения дохода.