Совладелец Hostel&Hotel ТАЙГА Алёна Енова — о том, стоит ли стремиться не работать «на дядю», как избавиться от людей, которые в вас не верят, и что предложить персоналу вместе с низкой зарплатой.
В 2011 г. молодая семейная пара открыла в центре Санкт-Петербурга свой первый хостел: тогда в северной столице их было всего 60, а люди путали хостелы с хосписами и спрашивали: «У вас люди умирают?». Сейчас компания входит в топ-100 лучших хостелов в мире. Как открыть свое дело, если стартового капитала нет, а есть только желание? Лайфхаки от совладелицы Hostel&Hotel ТАЙГА Алёны Еновой на DK.RU.
Лайфхак №1. Перестать работать «на дядю» — это не та цель
Кто хочет бизнес, чтобы не работать «на дядю»? Да большинство. Но когда бизнес появляется, он и становится вашим начальником. И вы не можете от него уйти. Начальнику вы что скажете? — «Слушай, я заболел». А с бизнесом нельзя договориться. Тебе просто некуда будет деться. Ты не можешь это сбросить.
Соскочить ты можешь только пока у тебя нет сотрудников. А если в подчинении 40 человек? Скажу им: «Ребят, че-то я передумал, надоело, день сурка». И чего? Они ждут зарплаты, карьерного роста, ты их зажег своей идеей, замотивировал. Ты просто не имеешь права на это.
Лайфхак №2. Радуйтесь старту без больших инвестиций
Конечно, круто, если вы сразу можете вложить несколько миллионов в проект, еще и нанять консультантов, которые сделают все за вас. Но зачастую этого нет. И это здорово! Тогда у вас есть возможность побарахтаться, как лягушка в банке с молоком, постараться выпрыгнуть из нее. И есть огромные плюсы, когда вы стартуете без капитала, потому что ничего страшного не произойдет — вы же не закладываете ради стартапа дома своих родственников, а используете только свои накопления.
И на первоначальном этапе ответьте себе на вопрос: «Готов ли я заниматься этим постоянно?». Большинство предпринимателей начинают так: вроде ниша ничего, наверное, будет деньги приносить. Правда, нравится ли им сфера — это отдельная история. Такой путь ведет в никуда. Потому что когда у вас начнутся сложности и проблемы — а они начнутся 100% — вы как раз начнете сдавать, вам не будет интересно с ними справляться. И потом начнется история: «В России бизнес невозможен», «Всем помогли, а мне не повезло».
Лайфхак №3. Избавьтесь от людей-демотиваторов
2011 год, пятый курс, студенты. Понимаем, что нужно что-то придумывать, не хочется больше работать «на дядю». Но при этом денег нет от слова совсем. И давайте я буду откровенной: единственное, что заряжало нас на старте — безумная вера в то, что все должно получиться. Да, нет денег, опыта, связей, знания иностранного языка — полный букет, чтобы ничего не получилось. Но мы с закрытыми глазами стартовали.
А родители тогда сказали фразу, которую мы им припоминаем до сих пор: «Что за фигней вы решили заняться? Возьмите вторую вышку, найдите нормальную работу». И от друзей мы услышали то же самое, да мы и сами себе это говорили. В общем, не было ни одного человека, который бы сказал: «Клевая идея» или «Да ладно, попробуйте!». В итоге мы перестали обсуждать работу. Но обнулиться — это как раз про этот период, потому что рядом с вами появляются такие же, как вы: люди, влюбленные в свой будущий проект.
Лайфхак №4. Запоминайте ощущения от первого появления на будущей площадке
Был редкий солнечный питерский майский день. Представьте: Дворцовая набережная, топовые места, чайки, мягкое солнце. И мы заходим в старый-старый особняк. Огромная лестница с перилами, высоченные потолки, лепнина. Да, все в ужасном состоянии, но ты чувствуешь… у тебя что-то начинает щелкать. Мы проходим через этот дом в свой корпус — там треш. Лепнины нет, потолки ниже, все ободрано, везде дыры, на стенах древний кафель с огромными плитками. Но мы заходим в наше помещение, я сажусь на подоконник с потрескавшейся краской. И чувствую такую теплоту, думаю: «Блин, какая классная атмосфера!» И мы снимаем помещение за 30 тыс. руб.
Лайфхак №5. Ремонт можно сделать без денег
Чтобы сделать ремонт, мы продали машину, получили за нее тысяч 60 и стали покупать на Avito неполные баночки с краской. Не как нормальные люди, которые просто заплатили кучу денег, им все привезли и подняли в здание красивые накачанные парни. Мы все это делали сами.
Вообще, когда вы начинаете проект, нарисуйте картинку. Представьте, какие люди будут к вам приходить, какое у вас будет окружение. Мы изначально понимали, что это будет очень уютный, камерный проект. Потому что страшно и невозможно было делать что-то большое. Так что придумайте фишку. Вот мы насытили пространство хэндмейдом, няшечками и фишечками, уцененными товарами IKEA. Получилось так, что гостям было интересно просто смотреть, что у нас там такое. Многое делали мы сами — например, стулья.
Поначалу совмещали основную работу и ремонт в хостеле. То есть сразу после работы ехали за стройматериалами, приезжали часов в десять вечера в хостел, всю ночь занимались ремонтом, заканчивали часа за два до работы. Я научилась спать стоя. С одной стороны, это очень жестко, но на самом деле это ваш невероятный рост как предпринимателя. Потом, когда сотрудники узнают вашу историю, они будут тянуться до вашего уровня.
Лайфхак №6. Достоинства — это недостатки и капелька творчества
Чтобы пройти в наш хостел, нужно было пройти через все здание. Поэтому я встречала гостей на улице и вела их три-четыре минуты через весь корпус. Если это происходит молча, то это стремно. А у нас эти минуты проходили в форме экскурсии: «Вы находитесь в особняке, которому более 100 лет! Обратите внимание на лепнину… А здесь раньше была балетная школа и доходный дом...» То есть, мы общались. Конечно, когда ты сутками работаешь, не всегда интересны истории о том, что кто-то скучает по своей кошечке, которая осталась дома. Но ты на 200% думаешь о сервисе. Он должен быть таким, чтобы не стыдно было пригласить к себе родственников. Чтобы друзьям нравилось.
Лайфхак №7. Персонал с удовольствием придет «в вашу тусовку»
Маленькие проекты привлекают сотрудников, потому что вы с ними, в общем-то, равны. Вы приглашаете их как бы в свою тусовку, в семью, где каждый занимается своим делом. На собеседовании мы просто говорили, что у нас яркий стартап и мы уверены, что все пойдет хорошо. Они влюблялись в эту историю и решали: «Я попробую с ними». При этом мы платили суперминимум, но если сотрудникам нужно было уйти в универ, они уходили. Еще делали плавающее расписание, и чай-печенье прилагались к рабочему месту. Через полгода после старта у нас появился управляющий с нормальной зарплатой и премиями.
Я сотни раз слышала, что люди увольняются, потому что «жизнь проходит перед глазами». Таким людям тухло, скучно, у них один за другим неинтересные дни. У нас же персонал делал, что хотел: в хорошем смысле, конечно. То есть когда гости уходили, они спускались во двор, болтали с иностранцами, ели фалафель, а рядом проходил какой-то камерный концертик или фестиваль. Это — прикольное времяпрепровождение, и когда оно есть, нельзя не остаться в компании.
Лайфхак №8. Не покупайте рекламу в СМИ, будьте интересными
Первый месяц мы работали на «сарафанке». В основном, соцсети, потом подключили другие сервисы бронирования. А на рекламу как таковую у нас денег не было. И мы начали использовать партизанский маркетинг, работали со СМИ. В результате о нас писали на тех полосах, которые другие покупали за деньги — от 20 до 150 тыс. руб. Для нас это были дикие суммы. Да и то, что написано «на правах рекламы», — это одно. И совсем другое, когда люди читают колонку эксперта или историю молодых предпринимателей. Второй вариант интересен и эффективен с точки зрения повышения лояльности.
Материал подготовлен на основе мастер-класса «Успешный стартап» Алёны Еновой в Челябинске