Рынок начал просадку: итоги года в автомобильной отрасли
Российский автомобильный рынок переживает непростые времена: снижение кредитования потребителей, рост утилизационного сбора и пр. Как эти и другие обстоятельства повлияли на производителей и дилеров?
Своим мнением о ситуации на авторынке по итогам 2025 г. с «Деловым кварталом» поделился автомобильный блогер, писатель, обозреватель 74.RU Артём Краснов.
Артём, какие итоги автомобильного рынка в 2025 г. можно отметить?
— Прошлый год сложился довольно хорошо, было ощущение того, что рынок восстанавливается. К началу 2025 г. и китайские компании, и российские дилеры строили оптимистичные планы. Однако ситуация развернулась иначе: произошло формирование больших складских запасов в начале года, и это совпало с увеличением ключевой ставки.
Получился идеальный шторм для авторынка в первой половине года. Дилеры распродавали машины 2024-го. Дело в том, что 70–80% машин китайских марок в хорошие времена реализовывалось в кредит. Когда этот инструмент стал недоступным, спрос упал: в марте в России было минус 40% продаж к марту 2024 г. В итоге образовались большие стоки и снизился спрос. Во второй половине года ситуация изменилась: с одной стороны, ставка немного упала и рынок адаптировался, с другой — власти внепланово повысили утилизационной сбор для мощных машин. Напомню, он будет подниматься еще и в январе вплоть до 2030 г. Негативные ожидания населения благоприятно влияют на спрос. Во второй половине года рынок ожил и вышел примерно на уровень прошлого, но это не восстановление, а перенос спроса, который планировался на весну.
Думаю, в итоге год будет плохим, но не безнадежным. Ожидается, что в России продадут около 1,3 млн машин. Это минимально допустимый уровень для нашего рынка.
Как китайский автопром влияет на ситуацию на российском рынке?
— В 2022 г. рынок пережил шок: старая модель, которая существовала много лет, сломалась. Последние три года шла адаптация. Теперь сформировалась новая реальность. Произошел мощный приток китайских марок на смену европейских, корейских, японских. С 2025 г. стала видна другая тенденция: некоторые бренды уходят с рынка, что видно на примере Chery. Это один из самых известных китайских брендов, который представлен у нас уже лет 20. Они сворачивают присутствие в пользу марки Tenet, как бы российской машины, формально без участия Chery. То же самое происходит с Geely, которая теперь представлена маркой Belgee и еще несколькими. Changan тоже ведет себя неоднозначно: часть моделей переводит под бренд Uni.
Таким образом, переходим на российскую сборку иномарок, как раньше работали с Volkswagen. Возвращаемся в реальность, которая была до СВО, но марки теперь не европейские, а китайские, а их материнские концерны стараются дистанцироваться от участия в российских проектах.
Судя по всему, в ближайшее время будем ездить на автомобилях российской сборки, но это не только традиционные Lada, а псевдоотечественные Tenet, «Москвич», «Волга» (вероятно, ей станут модели Geely).
Как можно охарактеризовать итоги года для отечественного автопрома?
— У АвтоВАЗа был на удивление не очень хороший год, хотя он находился в выгодной позиции, потому что в нижнем ценовом сегменте мало предложения. Если в 2022-2023 гг. у него были производственные сложности, но рыночная ситуация была приемлемой, то теперь рынок снижается, однако АвтоВАЗ падает еще быстрее. Спрос снижается и на «Гранту», которая казалась безальтернативной, и на «Весту». У производителя есть надежды на вышедшую «Искру», но пока производственные мощности ограничены, то есть предложение слабое. Продажи небольшие в том числе из-за агрессивной ценовой политики китайских производителей, которые начали демпинговать, когда столкнулись с затовариванием. Они проникли в рыночные ниши АвтоВАЗа — машины до 2 млн руб.
А вторичный рынок?
— Он повторяет первичный, но в несколько смягченной форме. В последние месяцы в этом секторе тоже наблюдается просадка, скорее всего, потому что люди торопятся купить новую машину. Думаю, это временно.
Есть ли у электромобилей перспективы развития?
— В России они существовали в границах статистической погрешности. Это изменилось в 2022-2023 гг., когда на них резко возрос спрос. Из России ушли крупные марки, обеспеченные люди остались без условного BMW и начали искать альтернативу. К этому времени электромобили вышли на достаточно хороший уровень качества. Сейчас в Китае прошла точка перелома, и стало понятно, что это доминирующий вид транспорта — их продается больше, чем машин с ДВС, есть много интересных моделей. Обеспеченные люди обратили внимание на такие машины: можно было купить BMW за 10 млн руб. или Zeekr за 7 млн. Многие стали экспериментировать, и в 2023-2024 гг. ситуация на рынке электромобилей складывалась хорошо. Потом правительство ужесточило правила ввоза и закрыло некоторые лазейки для их ввоза. К тому же в стране не развивается инфраструктура нужными темпами. Возможно, и люди в чём-то разочаровались.
В ноябре продажи шли хорошо, но сейчас замедлились, то есть происходят колебания на фоне ожидания повышения утильсбора. В целом взрывного развития этого рынка в России нет. Со стороны правительства не видно достаточного стимулирования этого направления. Российские производители пока тоже очень мало выпускают машин с электрическими двигателями.