Меню

Александр Медзюта: «Ребенок вырастает предпринимателем, когда не гасят его талант»

Автор фото: Юлия Чуличкова. Иллюстрация: ООО «Деловой квартал — ЧБ»

Запрос на частные школы в Челябинске остается стабильным: обучение в классах по 12 человек позволяет уделять внимание каждому ученику и быстрее замечать сильные стороны ребенка.

Однако бюрократия и нехватка кадров остаются ключевыми проблемами сферы образования.

В 2025 г. около 6% челябинских школьников учатся в частных образовательных учреждениях. Именно здесь, в небольших классах с индивидуальным подходом, дети получают возможность раскрыть потенциал и сформировать базу для будущих профессий — от IT-специалистов и инженеров до предпринимателей. О настроениях и ожиданиях частного среднего образования перед началом нового года «Деловому кварталу» рассказал директор челябинского «Эстет-центра» Александр Медзюта.

Что вы считаете главным результатом этого года для своей школы?

— Мы продолжаем делать то, чем всегда занимались: воспитывать будущих взрослых. Можно пройтись по коридору нашей школы во время перемены и увидеть главное — дети в хорошем настроении. Это ключевой итог каждого года и дня нашей работы. Всё внешнее — проверки, требования, отчеты — я беру на себя.

Ученики должны жить нормальной школьной жизнью, и, если они чувствуют себя счастливыми, для меня это и есть лучший результат.

Школа растет. На каком этапе сейчас находится расширение?

— В этом году мы определились с помещением, где в следующем году «Эстет-центр» сможет вырасти до 800 учеников. Сейчас у нас 500, и это говорит о развитии, ведь в 1991 г. мы начинали с обучения 30 человек.

Конечно, у запуска новой площадки есть препятствия. Иногда это выглядит абсурдно, но деваться некуда. Например, по санитарным нормам в туалете для мальчиков обязательно должны быть писсуары, иначе школа работать не может. Будем стараться решить каждый вопрос и получить возможность принять больше ребят.

Школа должна развиваться, и запрос на это есть, ведь мы много работаем в том числе с детьми с особенностями, которым требуется больше внимания и индивидуальный подход.

Как меняются отношения учителей и родителей? Отличаются ли они от ситуации в муниципальных школах?

— Проблема учителей и в частных, и в муниципальных школах заключается в том, что педагог сейчас практически не защищен. Написать жалобу стало проще простого: заходишь в интернет, отправляешь обращение — и всё. Мы сталкиваемся с этим едва ли не каждый день.

В нашей школе стараемся объяснить родителям, насколько важно разговаривать. Уделяем больше внимания этому общению. Только в личном разговоре учитель и родитель могут по-настоящему увидеть друг друга и понять, как действовать вместе. Пора возвращаться к живому диалогу.

Новые поколения родителей иначе выстраивают диалог со школой, чем раньше?

— Я считаю, что время всегда одинаковое. Меняются обстоятельства, но коммуникация и критерии адекватного общения остаются прежними.

Вижу, что новые поколения родителей чаще относятся к учителям как к сервису. Они не понимают, что такой подход вредит прежде всего семье. Ученики теряют самоконтроль, если чувствуют потребительское отношение к школе. Начинают буквально буллинг учителя. И самое печальное — страдают в итоге сами родители: мы-то из жизни семьи уйдем, а они останутся один на один со своим ребенком.

Насколько остро стоит кадровая проблема в частных школах?

— Обычно в муниципальных школах говорят, что всех педагогов увели частные школы. Нет! Просто современному педагогу удобнее работать дома репетитором: никаких отчетов, минимальная бюрократия, стабильный доход.

Специалист, который работает дома, не составляет учебных планов. И — что важно — получает зачастую больше в финансовом выражении. ЕГЭ усилил этот спрос: чем выше потребность в подготовке к экзаменам, ажиотаж, тем больше тьюторов нужно на рынке. Конечно, и в советское время репетиторство существовало, но никто не уходил полностью из школы, это было невозможно. Сейчас система устроена иначе.

Какие бюрократические ограничения остаются актуальными для частных школ?

— Я 35 лет работаю в школе и всё это время вижу одно: требования только растут. Необходимость постоянно доказывать, что ты соблюдаешь правила, остается.

Есть и откровенно странные запреты. Например, нельзя размещать школу в жилом здании. Хотя детские сады, магазины, рестораны можно. А школы — нет. При этом если помещение на первом этаже всегда было нежилым, образовательная организация там возможна, но доказать это — целая история.

Почему спрос на частные школы остается стабильным?

— Маленькие классы востребованы всегда. Возможность учиться в группе по 10–12 человек была ценностью 30 лет назад и остается ею сегодня. Да, содержать такой класс сложнее, но родители понимают, что это дает ребенку пространство для роста.

Отдельного внимания заслуживает вопрос безопасности в школах. Как вы работаете в этом направлении?

— Эффективные меры достаточно простые, и мы им следуем: кнопочные кодовые замки, открытый обзор входа в школу. Это работает лучше, чем демонстративные инициативы после резонансных случаев.

И еще важна атмосфера. В классе у нас могут быть дети разных национальностей, и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно.

Если возникает конфликт, мы сразу подключаем семью. И разговариваем, разговариваем, разговариваем, потому что зачастую источник агрессии — обсуждения взрослых дома, на кухне.

«Эстет-центр» отличается доброжелательной атмосферой без конфликтов между детьми. Как вам удается нивелировать даже подростковый буллинг?

— В небольших классах сложно организовать агрессивную группу, здесь все на виду. Мы сразу видим, если что-то пошло не так, поэтому в нашей школе нет драк, стремления унизить и найти «дежурного чудака».

Методик, которые решают это по инструкции, не существует. Это вопрос людей, кадров, преподавателей. Хорошего педагога или психолога невозможно воспитать, он должен быть таким по природе: чувствовать ребенка, замечать всё — и хорошее, и проблемное — и помогать исправлять, а не обвинять.

Меняются ли акценты в обучении в зависимости от ожиданий родителей? Теперь IT-специалистов хотят воспитывать чаще, чем юристов?

— Конечно, сейчас главный запрос на инженерные специальности. Дети стали лучше понимать математику, интересоваться техникой. Отдельное направление — дроны. Мы уже изучаем их строение на уроках труда и думаем о площадке для запуска и тренировок.

Есть у родителей и запрос на воспитание будущих предпринимателей. Здесь я убежден вот в чём: предприниматель — это человек, который умеет организовать процесс, убеждать, продвигать идеи. Чтобы привить такие качества, человеку нужно давать пространство для инициативы, а не бить по рукам. Ребенок становится предпринимателем, когда не гасят его талант.

У нас дети сами украшают классы, придумывают мероприятия. Например, вместо Хеллоуина провели День Велеса — по сути, это то же самое, только с российскими корнями, с чудищами и домовыми из русских сказок и поверий. Сами придумали, воплотили, им понравилось. Это говорит о том, что у них есть жилка предпринимателя, и её важно не гасить. Мы можем себе это позволить, здесь у нас и у учеников свободы значительно больше, чем в муниципальных школах.

Как вы оцениваете рынок частных школ в городе? Когда родителям стоит обратиться в такую организацию?

— Сейчас около 6-7% детей учатся в частных школах. Процент давно не растет, последний скачок был в 2021 г. — тогда с 300 учащихся мы выросли до 500. Возможно, пандемия изменила отношение родителей к частному образованию, заставила задуматься о будущем.

В частную школу приходят чаще всего после получения негативного опыта в обычном образовательном учреждении. Но этого мало: нужно еще понимание того, что частная организация действительно может помочь.

Когда меня родители спрашивают, уходить или нет, я всегда говорю: «Если у ребенка есть проблема, уходить нужно сразу». Для взрослого два месяца — это ничего, пролетают незаметно. Для ученика это время может быть важнейшим в его формировании, поэтому нужно не терпеть, а действовать: сделать всё, чтобы вырос счастливый, самодостаточный и востребованный на рынке труда человек.

Эстет-центр.рф.

Частная школа «Эстет-центр М»,

ул. Салавата Юлаева, 37,
тел. 8 (351) 248-48-85;

пр. Ленина, 24, 
тел. +8 (919) 351-06-15;
пр. Комсомольский, 36в, 
тел. (351) 223-85-35.

Реклама, ЧОУ СОШ «ЭСТЕТ-ЦЕНТР М», ИНН 7452090316, erid: 2W5zFG7vyvQ