Меню

Евгений Субачев: «Важно, чтобы в России покупали отечественную спецтехнику»

Автор фото: Константин Карташкин. Иллюстрация: ООО «Деловой квартал — ЧБ»

Российское машиностроение сегодня нацелено на импортоопережение. Какова роль инновационных разработок и как на отрасль влияют экономические условия?

Своим мнением поделился генеральный директор «Завода СпецАгрегат», номинант премии «Человек года — 2025» Евгений Субачев. Он участвует в номинации «Инновации: малый и средний бизнес». В октябре завершилось экспертное голосование по определению победителей. Имена лауреатов будут названы на торжественной церемонии вручения наград 27 ноября. Организатором выступает бизнес-издание «Деловой квартал».

Евгений Владимирович, какие новые проекты реализует ваше предприятие в 2024-2025 гг. и с чем они связаны? Помогает ли возросшая в последние годы потребность в импортозамещении?

— В этом году «Заводу СпецАгрегат» исполнилось 20 лет. Он создавался как предприятие, ориентированное на выпуск продуктов по собственным конструкторским разработкам: коробок отбора мощности, линий катафорезного грунтования, прокатных станов — это и было первым опытом импортозамещения. Ориентировались на всё новое, что есть в мире, и адаптировали это под реалии нашей жизни и возможности российского производства. Линии проката профиля для евроокна тогда были только германские или итальянские, производство катафорезного грунтования копировали с Италии.

Теперь мы занимаемся проектами импортоопережения, что связано с уходом с российского рынка ряда компаний. Считаю это временем возможностей, технологического прорыва. Так, выросла потребность в аэродромной технике, поскольку европейские производители перестали ее поставлять. Мы разработали и выпустили инновационный фрезерно-роторный снегоочиститель, который хорошо себя зарекомендовал. Это машина с производительностью 5000 т., тяжелая, двухмоторная, с суммарной мощностью двигателей 944 л. с.

Она востребована не только у аэропортов?

— Да, техника работает на таких предприятиях, как АК «Алроса», ПАО «Сургутнефтегаз», «Космодром Восточный», ООО «Таймыргормаш». Выпустили первую опытную промышленную партию в количестве 10 автомобилей. Сделали итерацию 2.0: доработали образцы, внедрили современные системы электроники и контроля. Произвели еще 15 машин, которые будут работать не только в Российской Федерации, но и в Казахстане. Для предприятия важно привлечение экспортных контрактов.

Как вы оцениваете перспективы развития кооперации в регионе и в вашей отрасли?

— Важно, что мы производим продукцию с максимальным использованием отечественных комплектующих. Машину выпускаем совместно с автомобильным заводом «Урал», сотрудничаем со многими производителями в Челябинской области. Так, Миасский завод электроники разработал по нашему проекту хорошую систему управления фрезерно-роторным снегоочистителем.

Миасс — исторически город технических специалистов, интеллектуалов. В военные годы сюда был эвакуирован завод им. Сталина из Москвы. Сегодня наш регион остается опорным краем державы, здесь находится государственный ракетный центр им. Макеева и многие другие стратегически важные для страны предприятия. На этих производствах люди работают династиями. Это потомки тех инженеров, которые изначально развивали ракетостроение и автомобилестроение, а также многие другие виды деятельности в стране. Когда ты видишь свою продукцию в городах по всей России и даже за рубежом, чувствуешь большую гордость.

Актуален ли для вас кадровый вопрос и как вы его решаете?

— Он актуален для всех предприятий. Компании активно участвуют в социальной повестке города. Мы входим в состав Союза промышленных предприятий «За развитие Миасса», являемся учредителями данного некоммерческого объединения и активно участвуем в реализации различных проектов, в том числе связанных с поддержкой спорта, культуры, благоустройства родного города. Социальная ориентированность — это не дань моде, а обязательное требование для любого предприятия, если есть желание работать и развиваться. В вопросе подготовки специального персонала взаимодействуем с высшими учебными заведениями ЮУрГУ и ЧелГУ, со школами, с Миасским машиностроительным колледжем.

В дополнение о кадрах хотелось бы отметить: мои родители познакомились в Южно-Уральском государственном университете, тогда это был Челябинский политехнический институт, на кафедре технологии машиностроения. Мы с младшим братом получали высшее образование по этой же специальности. Мой сын продолжает наше дело, он учится в магистратуре по направлению робототехники и мехатроники транспорта в ЮУрГУ. Его задача — развивать роботизированный участок для сварки изделий, которые мы производим. Хороший пример того, как с детства в семье прививается интерес к инженерно-техническим специальностям, чего последние десятилетия не хватало.

Папа, бабушка и сестра работали на автозаводе «Урал», мама — в ГРЦ им. Макеева, сейчас вся семья трудится вместе со мной.

Какие меры по повышению производительности труда вы предпринимаете?

— «Завод СпецАгрегат» является участником нацпроекта «Производительность труда». В 2021 г. мы заняли первое место в России благодаря поддержке губернатора, Фонда развития промышленности, Федерального центра компетенций. Это невероятно интересный процесс постоянного обучения.

Все улучшения мы делали не для того, чтобы сократить сотрудников, а увеличить выработку каждого конкретного человека. Следуем современным трендам роботизации и цифровизации процессов. При поддержке Центра робототехники внедряем эталонный сварочный участок, который будет универсальным.

Какие еще новшества вы вносите в производство?

— Повышать производительность нужно не просто для увеличения объемов выпуска изделий, а чтобы наращивать добавленную стоимость продукции. Хороший результат от участия в проекте «Производительность труда» мы получили благодаря тому, что отказались от нескольких видов низкомаржинальных продуктов и стали делать более востребованные и дорогие вещи. В результате кратно возросла эффективность, продолжаем этим заниматься. Предприятиям и предпринимателям стоит обратить внимание на экономическую роль проекта.

Какие тенденции в промышленности, непосредственно в вашей сфере, можете отметить? Насколько повлияла высокая ключевая ставка?

— Не могу сказать, что я негативно отношусь к высокой ставке, потому что для меня важнее потребность потребителя в нашей продукции. Считаю, что жители России должны приобретать товары, которые производятся на территории страны. Пример: я хорошо отношусь к инициативе о том, что службы такси должны работать на отечественных машинах. Так, в Москве удобно передвигаться на автомобилях желтого цвета по выделенным полосам. В основном это транспорт экономкласса, хотя нужно отметить, что сейчас в России локализован и премиум-сегмент.

Такой подход стимулирует потребление отечественного продукта во всех отраслях, начиная с одежды и заканчивая спецтранспортом. Зачем платить деньги другим странам? Лучше вкладываться в свое развитие.

Также, я считаю, что правильным было бы объявление тендера на научно-исследовательскую и конструкторскую работу, которая хорошо субсидируется и получает государственную поддержку на федеральном и региональном уровнях, а также на определенный объем продукции с необходимыми качественными показателями для НИОКР. В эту цену можно включать ключевую ставку, какой бы она ни была. И в то же время появится возможность бизнес-планирования на годы вперед, ты будешь знать, сколько единиц произведешь и продашь.

Насколько Китай является сильным конкурентом для российских машиностроителей?

— Китай зашел на рынок с большим количеством продукции разных видов. В нашем сегменте мы себя чувствуем довольно хорошо. Аналогичная европейская машина стоит порядка 100−120 млн руб., подобная китайская техника продается за 75 млн, а мы реализуем за 45−55 млн. Как такое возможно? У них развитая автоматическая линия и всё прочее, но в нашем сегменте не используется серийное производство, нет такой огромной потребности. Есть определенные технические решения, которые позволяют экономить. 

Конечно, в машиностроении было определенное отставание. Важно, что мы используем свои разработки и по желанию заказчика можем их усовершенствовать. Так что уже способны догнать и обогнать конкурентов, выпуская качественную специализированную машину, которая нужна потребителю именно в нашем исполнении. При этом конкуренция — это основа развития.

Какие основные вопросы решены на площадках Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, Союза машиностроителей и Союза «За развитие Миасса»?

— Мы как представители бизнес-сообщества, промышленности делимся, обмениваемся опытом и формируем запросы к органам исполнительной власти, прежде всего касательно улучшения качества жизни региона, ведь это то место, где живем мы и наши сотрудники. Также делимся с коллегами техническими решениями, которые способствуют развитию отрасли и экономики региона в целом. 

Какое значение для вас имеет участие в премии «Человек года»?

— Меня уже не единожды номинировали. Приятно, что коллеги ценят мои достижения. Никогда не было обидно, что не я победил, потому что награду получают тоже очень достойные предприниматели, мои коллеги и товарищи, и я всегда их лично поздравляю с победой.

Нравится организация мероприятия. В этом году мы с супругой с удовольствием примем в нем участие и поздравим «Деловой квартал» с 20-летним юбилеем в Челябинске и 15-летием проведения премии. У вас прекрасная команда, и я желаю вам дальнейшего развития!

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.