Меню

Креатив или формализм: как изменился рынок рекламы в 2025 г.

Автор фото: Алексей Журавлев. Иллюстрация: Фото предоставлено пресс-службой УФАС

В Челябинске прошел региональный рекламный форум «Право и креатив», который собрал профессионалов рекламной индустрии, представителей бизнеса и органов власти.

Ежегодное мероприятие организовано по инициативе Федеральной антимонопольной службы и имеет просветительскую цель. Основная задача форума — снизить и предотвратить нарушения законодательства о рекламе со стороны бизнеса.

На форуме выступили специалисты, которые рассказали о текущей ситуации и наиболее распространенных нарушениях на рынке рекламных услуг. Эксперты отметили, что одной из главных тенденций последних лет стало значительное снижение неэтичного креатива, такого как двусмысленные картинки и прочее. Реклама становится более формализованной, что связано с активностью рекламодателей, среди которых банки, маркетплейсы и продуктовые магазины.

Еще одной важной тенденцией является переход рекламы в интернет, который занимает всё более значимое место в повседневной жизни.

Мы наблюдаем, что даже наружная реклама переходит в цифровой формат, и рекламные кампании становятся более унифицированными на телевидении, в интернете и в наружной рекламе. Ранее такого не наблюдалось, — сообщила Татьяна Никитина, начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России.

Нарушения чаще всего происходят в сфере финансовых услуг. Например, кредитные организации иногда пытаются объединить в одной рекламе разные продукты, создавая впечатление, что привлекательные условия распространяются на все предложения, хотя на самом деле это не так. Антимонопольные органы также отмечают множество нарушений, связанных с телефонным спамом и навязчивыми звонками.

В контролирующем ведомстве подчеркивают, что особое внимание сейчас уделяется рекламе во всемирной Сети. В 2025 г. вступили в силу новые требования по налогообложению доходов от размещения рекламы: 3% от прибыли подлежит уплате. Также в ФАС отмечают, что бизнес стремится соблюдать закон, что особенно заметно в блогосфере. Многие инфлюенсеры начинают интересоваться законодательством и искать помощь в этом вопросе.

Прошли времена, когда мы жили без регулирования интернета. С каждым годом требования к этой сфере будут возрастать, — отметила Татьяна Никитина.

Руководитель челябинского УФАС Анна Козлова указала на то, что уровень грамотности рекламодателей пока оставляет желать лучшего. В ведомстве ежегодно фиксируют от 300 до 500 жалоб на ненадлежащую рекламу, которые поступают от бдительных граждан. При этом главная задача ФАС — не наказывать, а объяснять.

Процесс выявления и пресечения нарушений с нашей стороны больше образовательный. Если компания малого или среднего бизнеса впервые совершила правонарушение, мы можем заменить штраф предупреждением и стараемся выстраивать конструктивные отношения с предпринимателями, — добавила она.

Ежегодный форум направлен на установление взаимодействия на рынке рекламных услуг и обмен с предпринимателями полезной информацией. Важно донести до них, что органы власти сегодня больше заинтересованы в помощи им действовать в рамках закона, чем в наказаниях, что способствует развитию бизнеса.