Александр Медзюта: «Главная наша задача — научить ребенка добывать знания и общаться»
В новом учебном году в школах произошли изменения. Расписания привели к единому стандарту, домашние задания и контрольные строго регламентировали, а в некоторых регионах вернули оценки за поведение.
Все эти новшества должны сделать образовательный процесс проще как для учащихся, так и педагогов. При этом не должна снизиться эффективность обучения. О том, с какими ожиданиями частные школы входят в новый учебный год, рассказал в интервью «Деловому кварталу» директор челябинского «Эстет-центра» Александр Медзюта.
Александр Сергеевич, с какими надеждами и устремлениями вы встречаете новый учебный год?
— Я считаю, что самое лучшее для нас — это стабильность. В последние годы происходит так много изменений, касающихся как учебного процесса, так и внутренней «кухни», я имею ввиду оформление и ведение документации, что мы от этого просто устали. Безусловно, стараемся следовать всем указаниям Министерства образования, но порою просто не успеваем вносить оперативно все новшества.
Тридцать четыре года я руковожу школой, и мой опыт говорит о том, что к изменениям в учебном процессе нужно подходить максимально деликатно, а мы постоянно устраиваем революции и проводим реформы. У чиновников в голове все время какие-то новые планы.
Например, совершенно замечательная вещь — разговоры о главном. Появился даже отдельный предмет. Но если задуматься, мы, педагоги, только и делаем, что разговариваем с детьми о главном. Или такой момент: раньше в отчетных документах нужно было писать «ученик», затем установили новое требование — «учащийся», потом — «обучающийся», а через какое-то время вернули термин «учащийся», и каждый раз нам приходилось переделывать документы. Мы только что изменили положение о приеме в нашу школу от 2023 г. по причине все тех же нововведений.
Я убежден, что типоразмеры парт ввели лишь для того, чтобы была возможность уличить нас в нарушениях. Давайте рассуждать: как учитель, я вижу, удобно ли сидит каждый мой ученик на уроке. Если ему некомфортно, я посажу ребенка так, чтобы исправить ситуацию. Для меня это архиважно, потому что не хочу выслушивать упреки от его родителей и разбираться, почему парню неудобно сидеть в классе. И таких моментов множество. Они сильно усложняют нашу работу и требуют определенных трудозатрат. Мы колоссальное время тратим на то, что все время переписываем документы и отчетности.
На ваш взгляд, какой должна быть система, которая позволяла бы педагогам не бумаготворчеством заниматься, а детей обучать и воспитывать?
— Я убежден, что школа — это прежде всего воспитательное учреждение. Научить ребенка добывать знания и общаться с людьми — в этом основная наша задача. Самое главное, чтобы ученик вырос с точки зрения личности, и для этого не нужен наблюдатель.
Всё просто: вы — родитель, я — директор. В моих интересах сделать так, чтобы детям было в школе хорошо, и они получили качественное образование. Нам важно, чтобы мамы и папы наших выпускников рассказывали о школе другим. Поэтому ни в коем случае я не должен вас обидеть, я буду стараться найти общий язык с каждым, а не мерить всех одной планкой. У нас будут с вами какие-то столкновения, потому что вы взрослый человек, и рассуждаете по-своему. Но мы найдём общий язык.
Вы когда-нибудь видели, чтобы в трамвае дрались? А ведь там нет полицейского. Просто есть действует такая вещь, как общественный договор. Мы знаем, что драться в трамвае нехорошо, это унижает нас самих. И поэтому там не нужен наблюдатель. На мой взгляд, это правило применимо и к системе образования. Я понимаю, что государство устроено определенным образом, но не нужно перегибать палку.
Современное образование становится гибридным — углубляется онлайн-формат, внедряются «умные учебники», искусственный интеллект используется для адаптации материалов под ученика. Как вы к этому относитесь? Какой формат для вас наиболее приемлем как для педагога и директора с огромным опытом?
— Я сомневаюсь в тренде на искусственный интеллект, потому что он не является личностью, он не создает своих идей, просто генерирует чужие мысли. Поэтому нейросети не смогут вытеснить человека из учебного процесса. Должен оставаться нормальный, человеческий подход к решению проблем. Ни одна «Алиса» вас этому не научит, потому что действует по написанному сценарию, а не рассуждает.
Убежден, что замена нейросетью коммуникации с человеком приводит к деградации и становится своего рода наркоманией. Почему так важны отношения «человек-человек»? Потому что они позволяют нам держаться на определенном уровне умственного развития.
Почему книга лучше, чем кино? Потому что во время чтения наш мозг работает, он создает реальность. А в кино тебе сразу все объяснили, и ты уже ни в чем не сомневаешься, тебе не нужно думать. Всё искусственное далеко от души, а нам важно развивать ум и уметь передать душу новому поколению.
Что вы пожелаете школьникам и их родителям в новом учебном году?
— Всем школьникам и их родителям хочу пожелать в любых ситуациях не терять самообладания, быть уверенными в своих силах и решениях. Это позволит оставаться счастливыми и поэтому жить хорошо.