Андрей Фалейчик: Каждый район Челябинска должен стать уникальным
Как в разгар строительного сезона чувствует себя одна из ведущих отраслей экономики? Каковы планы областной власти и участников рынка по вводу жилья и благоустройству городской среды?
На эти и другие темы, касающиеся комфортности жизни, говорили с заместителем губернатора Челябинской области Андреем Фалейчиком.
Андрей Михайлович, как вы оцениваете ситуацию в строительной отрасли Челябинской области в 2025 г.?
— Строительный комплекс активно развивается. В Челябинской области такие богатые минеральные ресурсы, что мы можем производить все необходимые строительные материалы и полностью обеспечивать потребности застройщиков. В предыдущие годы темпы сдачи нового жилья только росли. Рекордным стал 2023 г. — тогда застройщики ввели 2 млн 91,2 тыс. «квадратов». В этом году планируем сдать около 2 млн 115 тыс. кв. м жилья. За первый квартал уже ввели в эксплуатацию 726 500 кв. м. Из них 604 200 кв. м — это индивидуальное строительство, 122 300 кв. м — многоквартирные дома. Если сравнивать с первым кварталом 2024 г., то объем ввода жилья вырос на 25,7%.
Как будет реализовываться комплексное развитие территорий?
— Мы начали применять механизм КРТ еще в 2021 г. Это один из способов борьбы с аварийным и ветхим жильем. На начало апреля 2025 г. десятью муниципалитетами Челябинской области предоставлены данные о 96 территориях, где уже приняты решения по реализации таких проектов (или они пока находятся на стадии утверждения). На этих участках общей площадью более 917 га мы планируем построить около 3,2 млн «квадратов» жилья. Челябинск и Миасс уже приняли решения по четырем территориям, еще два проекта в Челябинске согласованы региональным Минстроем.
Какие проблемы возникают с реализацией проектов КРТ, почему этот механизм пока плохо работает?
— Главная проблема — это модернизация инфраструктуры: социальной, транспортной и коммунальной. И не забывайте про высокую ключевую ставку — она тоже сильно влияет на строительную отрасль. Нам нужно упростить и ускорить процесс согласования проектной документации, повысить информированность населения. Цифровые технологии должны активно использоваться для точности расчетов и проектирования. Стоит изучить опыт других регионов и улучшить нормативно-правовое регулирование, а также разработать или пересмотреть механизмы субсидирования, компенсации затрат и льгот для застройщиков. Решение существующих проблем требует совместных усилий государства, бизнеса и общества.
Недавно стало известно о присоединении поселка Западного к Челябинску. Как это скажется на городской среде?
— Численность населения Западного на период реализации генерального плана до 2045 г. составит примерно 80 600 человек. Присоединение этого населенного пункта к областному центру дает возможность улучшить транспортную, социальную и инженерную инфраструктуру, а также построить новые школы и детские сады. К тому же это повысит ликвидность недвижимости и стоимость квадратного метра жилья.
Какова ваша позиция в вопросе формирования архитектурного облика и благоустройства Челябинска?
— На мой взгляд, в первую очередь нужно четко определить, как мы будем оценивать объекты. Важно, чтобы они соответствовали принципам человекоцентричности и гармонично вписывались в окружающую среду. Тут без аналитики не обойтись.
У нас в Челябинске не хватает уникальных архитектурных объектов с историей и национальным колоритом. Архитекторам необходимо черпать вдохновение из локальной идентичности края, изучая его историю и национальные мотивы. Главное — избегать однообразия и стремиться к уникальности каждого пространства.
Кроме того, нужно развивать архитектурное сообщество и образовательный потенциал, привлекая новых специалистов через конкурсы. Реализация проектов инвесторов должна поддерживаться развитием местной архитектурной школы. И, конечно, важно учитывать запросы жителей на повышение комфортности жизни.
Мы уделяем особое внимание созданию безбарьерной среды для маломобильных граждан. Выбор общественных пространств для благоустройства проводится с учетом мнения жителей по итогам голосования. На 2025 г. в Челябинском городском округе предложено благоустроить 22 общественных пространства, 14 из которых уже набрали больше всего голосов и будут обновлены до конца 2026 г.
Как вы оцениваете текущее состояние жилищного фонда Челябинска, какие меры предпринимаются для его улучшения?
— Жилищный фонд у нас довольно разнообразный: от старых деревянных строений до современных многоэтажек. Но, к сожалению, много ветхого и аварийного жилья, построенного еще в советское время, поэтому городские и областные власти активно реализуют программу капремонта, которая включает модернизацию инженерных сетей, замену кровель, утепление фасадов и многое другое. Каждый год ремонтируем несколько сотен домов. Одно из приоритетных направлений — программа переселения жителей из ветхих и аварийных зданий. В общем, мы применяем комплекс мер для поэтапного обновления жилищного фонда города.
Какие технологии используются для повышения эффективности систем ЖКХ в городе?
— В этом году для капремонта тепловых сетей в Челябинске предоставлены средства федерального бюджета в рамках проекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры», который является частью нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Правительство Челябинской области уже подписало соглашение с Минстроем России. По этому проекту планируется завершить ремонт центральной тепломагистрали диаметром 700 мм, которая обеспечивает теплом больше 15 тысяч человек в северной зоне Металлургического района.
Также в рамках программы «Чистая вода» у нас активно идет работа по модернизации систем водоснабжения и очистки сточных вод. Привлекаются средства через инвестиционные программы. Например, на объекты водоснабжения уже выделено 325,4 млн руб., на водоотведение — 860,9 млн руб.
Каковы планы развития общественного транспорта в г. Челябинске?
— Мы будем продолжать увеличивать количество новых троллейбусов на городских маршрутах в рамках концессионного соглашения. Также работаем над продлением троллейбусных маршрутов в поселок АМЗ и на Северо-Западе (до улицы Рязанской). Планируем сократить число автобусов малого класса. За счет участия в федеральной программе переводим несколько популярных маршрутов на автобусы среднего класса и рассматриваем возможность увеличить количество автобусов-«гармошек» до конца года.
Не забываем о кадровом вопросе: регулярная индексация зарплат водителям помогает нам постепенно увеличивать количество транспорта на маршрутах, которые обслуживают муниципальные предприятия.
Также продолжается обновление трамвайного парка — уже закупили 201 новый вагон. Для удобства пассажиров на некоторых маршрутах увеличиваем число сдвоенных вагонов. Активно работаем над инфраструктурой: появляются новые современные остановки, ремонтируются трамвайные пути и выделяются полосы для общественного транспорта. Всё это делает поездки по городу более комфортными и безопасными.
Каким вы видите Челябинск через 10–15 лет? Какие изменения должны произойти, чтобы город стал более комфортным для жизни?
— Я вижу Челябинск как современный и удобный город для жизни и отдыха. Нам нужно разнообразие жилых комплексов, чтобы каждый мог найти что-то по душе, а архитектура должна быть интересной и привлекательной. Приоритетом должны стать социальные объекты и современные общественные пространства.
В ближайших планах — завершить работы по благоустройству набережной и развивать водные виды спорта на местных водоемах. Также предстоит сделать более комфортными пешеходные зоны. Через 10–15 лет Челябинск должен стать настоящей точкой притяжения для туристов, которая ассоциируется с природными красотами нашего региона.