Алексей Харин: «Укрепление рубля — для всех радость, для экспортеров — боль»

Челябинские предприниматели помогают бизнесу выходить на зарубежные рынки. Как развивается торговля России и Китая и какие инструменты помогают наладить выгодное сотрудничество?
Подробнее в интервью «Деловому кварталу» рассказал директор компании Russian Export, заместитель руководителя комитета внешнеэкономической политики «Опоры России» Алексей Харин.
Алексей, как текущая геополитическая ситуация и изменения в международных торговых отношениях влияют на экспорт и импорт товаров между Россией и Китаем, и какие новые вызовы стоят перед предпринимателями в Челябинской области?
— Российско-китайские отношения активно развиваются, особенно в последние два года — 2023–2024 гг. Товарооборот достигает более 245 млрд долларов. Рост поставок на экспорт в Китай из Челябинской области составляет свыше 40%. Предприниматели сталкиваются с определенными трудностями, связанными с ситуацией в международной экономике, а также проблемами с российско-китайской стороны. Ряд ограничений вызван санкционным давлением со стороны Запада, которое началось с 2022 г. С этих пор мы стали намного активнее интегрироваться в экономику Китая. Это помогло увеличить товарооборот между нашими странами. Для Челябинской области открылись большие возможности в металлургии, поскольку регион поставляет сталь, медь, алюминий. Спрос в КНР вырос на 30-60% в год.
Вместе с тем, санкционное давление осложнило доступ к платежным системам. Мы стали придумывать изощренные схемы, чтобы обойти отключение SWIFT. По последней информации, её собираются вновь вернуть в РФ, однако пока неизвестно, когда это произойдет. Подключение — длительный процесс: нужно снять санкции с банков, восстановить все данные. Обратное возвращение позволит напрямую платить через европейскую систему без процентов и комиссии. Пока же остается делать это через третьи страны, например ОАЭ или через небольшие банки Китая, дочерние организации, которые есть на территории страны (доступ к этим счетам есть далеко не у всех контрагентов).
Также сейчас активно внедряются платежи в криптовалюте — перспективное направление. Однако есть нюансы в виде дополнительной комиссии и процентов. Поэтому разрабатываются новые легализованные системы платежей. В Челябинской области расчет в криптовалюте впервые был сделан за микросхемы.
Отпечаток накладывает и торговая война между Китаем и США. Америка ввела пошлины на ввоз всех китайских товаров, и КНР ответила тем же. Экономический конфликт между крупнейшими странами не может проходить бесследно для России, а для челябинских экспортеров и вовсе открыл новые перспективы. Речь идет о поставках газа и нефти, а также металлургии.
Какие отрасли, по вашему мнению, наиболее перспективны для экспорта из Челябинской области в Китай в ближайшие несколько лет, и что должно стать ключевым фактором успеха этих секторов?
— Безусловно, это металлургия и всё, что связано со сталью, медью, алюминием. Активно развивается агропромышленный сектор: поставки льна, зернобобовых и масличных культур. В Челябинской области компании «Союзпищепром» и «Ресурс» (бренд «Увелка») наращивают взаимодействие в этом направлении. Также китайцам полюбилось наше мороженое и молочная продукция. Например, компания «Подовинновское молоко» уже разработала этикетку и прошла аккредитацию для экспорта в Китай.
В 2023 г. экспорт сельхозпродукции из Челябинской области составил 259,8 млн долларов. Ожидается, что к 2030 г. этот показатель увеличится до 352 млн долларов. Для реализации этих планов важна синергия со стороны бизнеса и государства. Необходима поддержка предпринимателей в заключении экспортных контрактов.
Для конкуренции с китайскими производителями нужна сертификация. Компания должна быть зарегистрирована в базе экспортеров. Большим преимуществом будет внедрение системы HACCP, подтверждающей соблюдение главных принципов безопасности процессов при производстве пищевых продуктов. Необходимо тщательно проверять состав продукции, чтобы выяснить, разрешен ли ввоз данных ингредиентов в Китай. При выходе на рынок лучше сразу регистрировать торговую марку. Иначе предприимчивые китайцы сделают это за вас. Уже случались прецеденты, когда перспективный и востребованный бренд оказывался в чужих руках.
Какие конкретные инструменты и платформы вы рекомендуете использовать челябинским компаниям для улучшения их взаимодействия с китайскими партнерами?
— Советую обратить внимание на сектор B2B. Если продукция находится в стране и имеет торговую марку, у предпринимателя есть возможность выходить на электронные площадки. Например, KIFA — лидирующая платформа цифровой торговли для сделок между поставщиками и покупателями из Китая и стран ЕАЭС. С ее помощью исключается промежуточное звено в виде посредника. Оборот через KIFA в 2023 г. составил 6,7 млрд руб. Успех зависит от локализации китайского контента. Чтобы продвигать российскую продукцию в КНР на этой платформе, нужны качественные фотографии, видео и знание языка — часто это мандаринский диалект. Китайцы активно пользуются подобными площадками, поэтому продукт и его упаковку нужно показать со всех сторон до мельчайших деталей, сопроводив 40-секундным видео.
Совместно с партнерами из «Опоры России» развиваем маркетплейс G2R.Market. Это эффективный инструмент для продвижения товаров в популярной китайской поисковой системе Baidu, на сайте 1688 и других площадках. Что-то вроде AliЕxpress, только в другую сторону. Маркетплейс помогает компаниям из России и покупателям из Азии находить друг друга онлайн.
Также набирает популярность добровольная сертификация «Сделано в России», которая подтверждает качество и помогает продвигать российскую продукцию на зарубежном рынке. Местным настолько приглянулся наш знак, что они стали его подделывать. Например, из-за недобросовестных предпринимателей часто страдает шоколад «Алёнка» или в их вариации — Alionka. С этого года бизнесменов, которые присваивают себе чужие заслуги, ждут серьезные проверки. Для российских производителей сертификация «Сделано в России» — большой плюс, так как продукция с нашей маркировкой более узнаваема и востребована в Китае.
В 2026 г. КНР планирует внедрить обязательную маркировку QR-кодами для импортных продуктов питания. Челябинским компаниям необходимо будет подготовиться и в некоторых случаях пройти аудит у китайских таможенных органов. Они будут проверять качество, а затем выдавать подтверждающий QR-код.
По личному опыту могу сказать: при экспорте в Китай или в Африку мы сотрудничаем с местными властями. Они помогают находить проверенных производителей и заключать контракты на более выгодных условиях.
Каковы основные барьеры, с которыми сталкиваются предприятия Челябинской области при организации логистики и растаможки товаров для экспорта в Китай? Какие шаги могут помочь их преодолеть?
— Основной барьер связан с логистикой. У нас недостаточно транспорта и контейнеров, чтобы экспортировать в Китай. За последние два года стоимость перевозок выросла в 1,5 раза. Увеличилась и цена доставки: с 3,8 тыс. долларов до 6,2 тыс. долларов из Челябинска в Шанхай. В связи с этим разрабатываются новые схемы, позволяющие отправлять консолидированные грузы из Москвы. Но, опять же, до столицы их нужно сначала доставить — логистика удлиняется. Второй барьер — санкционное давление. Платить в Китай и возвращать деньги приходится изощренными способами. Порой дополнительные расходы включают в стоимость товара.
Не так давно укрепился рубль и снизился курс доллара. Для всех — это радость, а для экспортеров — боль. Заводы, ориентированные исключительно на экспорт, вынуждены закрыться «до улучшения ситуации» или переключаться на местный рынок. Например, так произошло с двумя маслоэкстракционными предприятиями на юге России группы компаний «ЭФКО».
Что касается импорта товаров — он также активно развивается. С каждым годом набирает популярность доставка «в белую». Речь идет о полной «растаможке» и «затаможке» товаров. Такая схема позволяет исключить серый импорт, который процветал до 2024 г. В основном это касается китайских товаров: одежды и обуви. С середины прошлого года этот процесс начали обелять. Конечно, это приведет к тому, что стоимость для конечных покупателей подрастет, но зато скажется на увеличении официального товарооборота.
Какую роль играют цифровизация и новые технологии в развитии торговли с Китаем?
— Искусственный интеллект помогает предпринимателям в логистике. С его помощью можно рассчитывать наиболее выгодный маршрут, что впоследствии снижает затраты на топливо. «Умные» датчики могут отслеживать температуру товара или предотвратить кражу металла во время доставки. Однако не каждый использует ИИ и современные технологии в своей работе. Аналогично складывается ситуация и с цифровизацией. Безусловно, она всё больше присутствует в рабочих процессах, но ее внедрение — сугубо индивидуальное дело. Всё же советую бизнесу присмотреться к смарт-контрактам. Сегодня разрабатывается новая схема по сделкам-аккредитивам на блокчейне, при которой время расчетов снижается с 14 до 3 дней.