Меню

Как тренд «носи российское» завел легкую промышленность

Иллюстрация: mineconom.gov74.ru

Легкая промышленность страны сейчас находится на подъеме. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, за последний год производство продукции в этой сфере выросло на 20%.

Динамика прироста за последние пять лет составила в среднем 17%. Эксперты связывают такую тенденцию с бурным развитием и популяризацией отечественных брендов модной одежды.

Если раньше прирост был обусловлен расширением рынка спецодежды и регулированием условий доступа предприятий к государственным и муниципальным заказам, то теперь мы с уверенностью можем говорить, что в текущий период этот рост связан в том числе с огромным развитием швейного направления, — прокомментировала данные статистики заместитель директора департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ Ксения Бобылева.

По ее словам, одной из самых востребованных мер федеральной поддержки являются льготные займы Федерального фонда развития промышленности. В 2024 г. он получил рекордные 34 заявки от предприятий легкой промышленности, профинансированы 14 проектов на сумму более 5 млрд рублей.


Фото: kicho.ru

Согласно данным экспертов «Контур.Фокус», пошивом одежды, как правило, занимаются индивидуальные предприниматели. На их долю к началу 2025 г. пришлось почти 72% рынка. ИП открывают не только ателье, но и фабрики одежды, которые продают изделия на маркетплейсах. Участники отрасли отмечают, что раньше этот сегмент активно рос за счет небольших производств. В 2024-м на этот факт обратили внимание налоговые инспекции, усматривая в таких случаях дробление бизнеса, чем и занимались активно весь год.

Профессиональное издание PROfashion.ru приводит данные мониторинга популярных торговых онлайн-площадок. Самыми востребованными позициями среди производств стали детская одежда, спортивные костюмы, купальники, а также аксессуары: перчатки, платки, галстуки и шарфы. Аналитики связывают тенденцию с тем, что мелкие товары легче и быстрее продаются на маркетплейсах.


Фото:mineconom.gov74.ru

Российские компании смогли зарекомендовать себя и готовы конкурировать на мировом рынке модной одежды. Такое мнение высказали в Государственной думе. При этом парламентарии считают, что западным брендам, которые выразили желание вернуться в Россию, будет трудно это сделать, так как местные производители уже заняли нишу. Эти слова подтверждает статистика: в Челябинской области производство одежды за последний год увеличилось на рекордные 49,9%.

Предприниматели также считают, что время засилья иностранных брендов прошло. Покупатель изменил свой взгляд на отечественные марки, но при этом российские дизайнеры изменили отношение к своей продукции на международном рынке.

Юлия Капралова, руководитель магазинов женской одежды EFR-FASHION и дизайнер собственного бренда ROMAN K:

— Огромную роль в этом сыграла внешнеполитическая ситуация. Сейчас все привыкли к отечественным брендам. Нашему собственному бренду уже более 10 лет, но именно в последние годы выросли продажи одежды нашей марки. Потребители приняли своих производителей и часто с гордостью говорят, что мы покупаем одежду российского бренда. Ежегодно участвуя в Неделях моды, мы видим, что уровень российских производителей растет. Думаю, что уже в ближайшем будущем мы создадим серьезную конкуренцию мировым домам моды. Многие из них остались в России, и мы очень достойно с ними конкурируем. Отмечу, что сейчас есть масса возможностей для развития. Государство предлагает для этого локальным брендам различные программы поддержки. Многие молодые дизайнеры, начинающие свой творческий путь, могут воспользоваться ими.

Учитывая интересы целевой аудитории, думаю, что в ближайшем будущем наш бренд полностью откажется от зарубежных поставщиков, поэтому вкладываем все ресурсы и силы в развитие собственной марки. Создаем коллекции, представляем Челябинск на самых крупных модных площадках страны, были хедлайнерами на московском конкурсе молодых модельеров, куда нас приглашали в качестве экспертов. Мы развиваемся, открывая всё больше возможностей для наших клиентов.

Дарья Сапунова, коммерческий директор бренда «ЭНСО»:

— Мы работаем в модной индустрии более 14 лет, постепенно наращивая производственные мощности и совершенствуя каналы сбыта. Сегодня наш бренд представлен не только в Челябинске, но и во многих российских городах. Возрастная категория наших покупателей 35+, в основном это предприниматели, преподаватели, врачи и топ-менеджеры, поэтому в лидерах продаж у нас всегда костюмная группа, а в осенне-зимний период верхняя одежда.

Возможно, поэтому мы не ощутили резкого прироста объемов продаж, но в прошлом году впервые начали поставки в Казахстан и смотрим в сторону дальнейшего расширения географии собственных магазинов.

За последние два года многие потребители стали более патриотичными, а их доверие к локальным маркам увеличилось. Открываются пространства для местных дизайнеров, и качество их продукции уже не уступает зарубежным аналогам. Сейчас нет предвзятости к российским брендам, наоборот, развивается тренд «носи российское».

Максим Усынин, ректор Международного института дизайна и сервиса:

— Мы видим спрос на специалистов как со стороны крупных компаний, так и со стороны локальных брендов. Благодаря закону о развитии креативных индустрий те меры поддержки, которые предоставляет государство на федеральном и региональном уровнях, начинают работать всё больше, создаются дизайнерские бюро. В то же время мы видим трудности, с которыми сталкивается отрасль. Ключевая проблема заключается в дефиците специалистов двух типов. Во-первых, индустрия пошива одежды испытывает колоссальный спрос на портных и швей.

Во-вторых, мы видим востребованность дизайнеров, но не просто специалистов, хорошо разбирающихся в эстетике, а дизайнеров-конструкторов одежды, которые понимают технологические процессы предприятия, технологии использования различных типов тканей, фурнитуры.


Фото:mineconom.gov74.ru

Также существует огромный спрос на маркетологов в этой сфере. Создание бренда — это большой комплекс маркетинговых мероприятий: от исследования целевой аудитории до создания продуктов, каналов продвижения и продажи. В этом плане специалисты, которые понимают в дизайне и маркетинге, сейчас будут очень нужны. Мы видим увеличение спроса на эту специальность на 50%.

Всё большее влияние на сферу пошива одежды оказывает цифровое производство. В ближайшем будущем дизайнер, который понимает его технологию, сможет создавать свои коллекции и отправлять в производственно-технологические центры, где их будут отшивать малыми партиями. Мы видим, что модель бизнеса перестраивается.

Растет интерес на профессионалов из России со стороны Китая. Недавно мы побывали в Гуанчжоуской академии изящных искусств, где готовят специалистов для модной индустрии. В следующем году наши ребята вместе с партнерами из Поднебесной будут создавать коллекцию одежды для ведущих мировых фабрик, которые расположены в этом городе. Китайцев интересует наш подход к дизайну, поскольку россияне хорошо чувствуют как восточную, так и западную культуру, находясь на их пересечении.


Фото: kicho.ru

С одной стороны, уход глобальных брендов с российского рынка создал огромные возможности для наших производителей и дизайнеров. С другой — электронные площадки позволяют работать глобально. Находясь в Челябинске, можно напрямую общаться с покупателем, создавать под него индивидуальные заказы. То есть выстраивание сложной сети дистрибуций, которая была позволительна крупным брендам, сошло на нет. Мы ждем, когда искусственный интеллект позволит каждому с помощью телефона снять с себя мерки и отправить модельеру. А фабрика, которая работает на десятки или сотни дизайнеров, выполнит заказ в течение двух недель. В этом направлении развивается весь мировой рынок.