Строительная отрасль — «мужской клуб», где женщина всегда должна что-то доказывать
Быть женщиной-руководителем в традиционно мужской сфере — путь непростой и увлекательный одновременно.
Как профессиональные стереотипы влияют на характер и без чего не может состояться настоящий лидер, в интервью «Деловому кварталу» рассказала основатель и технический директор группы компаний «ИнфорМА» Елена Макаренко.
Елена, как начался ваш путь в архитектуре?
— Если честно, никакой романтики в этом не было. Никто в детстве не заставал меня с карандашами над альбомом, где бы я вдохновенно рисовала эскизы домов. Всё было прозаично: я поняла, что это перспективно, прибыльно и интересно. Дальше началась взрослая жизнь: бессонные ночи с чертежами, первые ошибки, успехи и попытки доказать, что женщина может не хуже «мужчины в черном свитере и роговых очках» создавать что-то серьезное в архитектуре.
Первый реализованный проект был как первая любовь: волнительно, страстно и слегка страшно. Но именно тогда я поняла: архитектура — это не просто про бездушные конструкции и нормы, это про творчество, создание атмосферы и пространства, в котором людям комфортно жить.
Вы упомянули стереотип архитектора, который сложился в обществе: мужчина в очках и черном свитере. Часто вам приходится с таким сталкиваться?
— Довольно часто. Давайте будем честными: строительная отрасль — это такой «мужской клуб», где женщине по умолчанию приходится что-то доказывать. Да, сейчас стало проще, и в профессии много классных женщин-специалистов. У нас в ГК «ИнфорМА» главный инженер — женщина. Я сама технический директор, что называется, играющий тренер, то есть занимаюсь не только руководством компании. Давно научилась получать удовольствие от того, что могу парировать не только в разговоре про красивые архитектурные концепции, но и в моменты принятия сложных технических решений.
Тем не менее вы одна из немногих женщин-руководителей в этой сфере. Как преимущественно мужское окружение повлияло на вас и ваш стиль руководства?
— Первое, что мне пришлось освоить, — контроль за эмоциями. Женщины по своей природе более эмоциональны, но в бизнесе это слабость. Я училась опираться на факты, включать рациональное мышление в нужный момент. Не говорю, что подавление эмоций — это хорошая история. Кстати, очень доступно процесс работы когниций и эмоций описывается в книге «Эмоциональный интеллект лидера», очень рекомендую!
В строительном бизнесе нет места капризам. Если хочешь разрыдаться, делай это дома, а не на совещании. Здесь работают жесткие дедлайны, условия договора, нередко случаются форс-мажоры.
Никто не посочувствует, если ты перегорела, поэтому стрессоустойчивость — мой лучший друг. Безусловно, это накладывает свой отпечаток. Когда годами принимаешь жесткие решения, есть риск превратиться в железную леди, а мне этого не хочется.
Как в таком случаем вам удается сохранять женственность?
— Я поняла, что главное — научиться вовремя переключаться. Когда прихожу домой, я уже не технический директор, а обычная женщина. У меня есть свое пространство, где позволяю себе быть слабой, заниматься уютом, отдыхать. Уверена, что дамам необходим женский спорт. Например, я выбрала пилатес. Люблю искусство, театр, живопись — это помогает не зациклиться на работе и не стать рабом своего бизнеса. Я постоянно совершенствуюсь, прохожу обучение и вижу, что современная тенденция — больше времени уделять ментальному отдыху и созданию крепкой семьи! Мне откликаются такие ценности.
Елена, мы с вами записываем интервью в 9 часов вечера, вы только что вернулись из командировки, проведя несколько часов в пути — у вас крайне плотный график. Как при этом удается находить время на всё, что вы перечислили выше?
— Секрет прост: жесткий тайм-менеджмент и отсутствие прокрастинации. С возрастом понимаешь: дисциплина важнее вдохновения, если хочешь быть успешным. Я веду календарь предпринимателя. Сначала в нём появляются личные цели — отдых, здоровье, семья. А уже вокруг этого формируется рабочий график, иначе ты просто зашьешься и к 50 годам будешь похожа на засохший изюм, а не на женщину.
Для того, что тебе важно и что любишь, всегда найдешь время и возможности — убеждена в этом.
Какие книги или курсы по саморазвитию вы можете порекомендовать другим женщинам, стремящимся развиваться в бизнесе?
— Читать «7 навыков высокоэффективных людей» или «Думай и богатей» — это, конечно, модно, но без реальной работы над собой никакая книга не сделает вас успешной. Я бы посоветовала что-то более практичное. Например, «Никогда не ешьте в одиночку» Кейта Феррацци — это про то, как связи решают всё. Или «Хватит мечтать, займись делом» Кэла Ньюпорта — если вы до сих пор думаете, что залогом успеха является вдохновение, а не системная работа. Буквально пару дней назад мне в руки попала книга моего ресторанного кумира Бориса Зарькова. «Менеджмент глазами ресторатора» была в моем книжном виш-листе!
В чём вы видите основную ценность женщины-руководителя?
— В женской интуиции. И эта особенность важна именно в технической сфере. Высокий уровень образования, экспертные компетенции и интуиция — это то, что очень помогает мне в решении любых вопросов. Мужчины могут анализировать, рассчитывать, но иногда всё решает мгновенное чутье, поэтому женщин-управленцев становится всё больше не только в бизнесе, но и в политике.
Как изменился архитектурный рынок в России за последние годы и какую роль ГК «ИнфорМА» и лично вы играете в этих изменениях?
— Рынок стал жестче, клиенты — умнее, требования — выше, а денег — меньше. В отрасли остались те, кто может предложить не просто красивую концепцию, а решение проблемы клиента. И здесь моя команда как раз и выигрывает. Мы не продаем проект, а создаем пространство, в котором люди живут, растят детей, работают и развиваются. Это про уровень осознанности и профессионализма. Также сейчас четко разделился рынок: есть премиум-клиенты, которым нужен эксклюзив, и есть те, кто ищет качественные, но доступные решения. Мы нашли баланс между этим: можем сделать и ультрапрогрессивный проект, и предложить понятную, но стильную концепцию для среднего сегмента. Честно говоря, мне это нравится: нет ничего интереснее, чем находить нестандартные решения в условиях ограниченного бюджета. Это и есть настоящее творчество.
Какие планы у ГК «ИнфорМА» на ближайшее будущее?
— Работаем над масштабированием бизнеса. Это касается и увеличения прибыли, и количественного роста сотрудников. Планируем расширять карту городов нашего постоянного присутствия. Сейчас это Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Сочи. Также открываем новые направления бизнеса.
Сегодня ГК «ИнфорМА» — не просто проектная компания, а всё, что связано со строительным комплексом. То есть строительный контроль, служба технического заказчика, аудит помещений, контроль документации при различных сделках с недвижимостью.
Мы хотим, чтобы клиент получал у нас весь комплекс услуг по принципу одного окна. Помимо этого, держим курс на импортозамещение, осваиваем программное обеспечение от отечественных разработчиков. Идем в ногу со временем, чтобы в рамках реализации проекта для госзаказчиков обеспечить услуги на высоком уровне, опираясь на наше российское ПО.
Также активно занимаемся развитием внутренней академии: плотно сотрудничаем с учебными заведениями для того, чтобы совместно решать кадровые вопросы. Нам нужны молодые и талантливые люди. В общем, планы амбициозные, море работы. Я думаю, именно так и должна выглядеть жизнь человека, занятого в бизнесе, — беспрерывная генерация идей и решений, которые ведут тебя к самому лучшему.
Реклама, ООО «ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И АРХИТЕКТУРЫ», ИНН/КПП 7451333284/745301001, erid: 2W5zFJ4YZHz