Наталья Саломатова: «Стараюсь не просто сочувствовать, а помогать делом»
Деменцию называют болезнью XXI века. Ежегодно такой диагноз ставят тысячам людей, заставляя их родственников смириться с новой реальностью.
Как принять болезнь близкого и обеспечить ему должный уход, в интервью «Деловому кварталу» рассказала директор пансионата «Мамин дом» Наталья Саломатова.
Наталья, расскажите, пожалуйста, как пришла идея создания пансионата?
— Началось всё с личной семейной истории: маме поставили диагноз «деменция», и мы начали перестраивать часть дома, чтобы поселить ее с нами и обеспечить должный уход. Также мы стали искать пансионат, где бы она была под присмотром, пока идет стройка. Я объездила очень много мест, но увиденное мною оставляло желать лучшего. В итоге удалось найти подходящий пансионат только в Свердловской области! К сожалению, болезнь порой быстро прогрессирует, и мама ушла от нас раньше, чем мы закончили строительство. В итоге мы решили открыть свой пансионат и назвать его «Мамин дом». Он находится на улице Мамина, и многие считают, что название связано именно с этим, но это просто совпадение, «Мамин дом» — в честь мамы и памяти о ней. Вот уже восемь лет мы работаем и помогаем людям заботиться об их близких.
Что самое сложное в вашем деле?
— Если говорить про бизнес-составляющую, то это кадровая проблема. Мы стремимся к тому, чтобы у нас трудились только высококвалифицированные специалисты, желательно с медицинским образованием. Это непростая работа, которая требует особого склада ума и характера. Поэтому если кто-то из сотрудников уходит, порой непросто найти замену. Однако мы всегда готовы поддержать новых членов коллектива, отправить на курсы или обучение. Если говорить о психологическом аспекте, то и здесь бывает непросто. Во-первых, к подопечным привыкаешь и эмоционально привязываешься. 90% бабушек и дедушек находятся у нас на длительном проживании, и тяжело смотреть, как человек со временем угасает. Во-вторых, непросто работать с родственниками.
Многие люди не до конца понимают, что такое деменция, как она развивается и как с ней живут. Некоторые просто отказываются верить, что такое может произойти с близким человеком. Считают, что всё излечимо и поправимо.
Да, поддержать больного можно, но обратить процесс вспять, увы, нет. Более того, замечаю, как после ковида деменция «помолодела». Если раньше основная часть наших постояльцев была в возрасте 80+, то теперь это 60+. Кто-то приезжает к нам и говорит: «Это моя мама, у нее просто сейчас какие-то странности, пусть она у вас немного побудет, отойдет, и я ее снова заберу». Люди не понимают, что болезнь неизлечима, к тому же она может прогрессировать очень быстро, и, если ничего не предпринимать, то за 5–7 лет человек просто уходит.
Как вам удается не выгореть эмоционально?
— Мне помогает моя личная история, а также опыт, накопленный за эти годы. Просто смотреть и сопереживать мало, надо помогать. Я нашла выход в том, что не ограничиваюсь лишь сочувствием, а превращаю его в деятельность. Ищу специалистов, которые могут помочь в конкретном случае, изучаю литературу, внедряю какие-то маленькие ноу-хау в жизнь пансионата. У нас, например, есть арт-терапия. Когда педагог пришел на первое занятие, то в классе у него было только несколько человек, а сейчас почти два десятка. И это нравится нашим подопечным: они сами выбирают, чем рисовать, сюжет картины, потом показывают их своим близким. Хочется любыми возможными способами сохранить ментальный уровень жителей нашего пансионата, замедлить ход болезни.
Как считаете, вам как женщине проще или сложнее заниматься такой сферой деятельности?
— Мне кажется, женщины больше вникают в проблемы людей, которые к ним пришли. Не хочу обидеть мужчин, которых достаточно много в нашем бизнесе, просто женщины более эмпатичны и глубже могут увидеть проблему. Нам проще коммуницировать с родными, подбирать варианты, предлагать решения и так далее. Сфера очень нелегкая. Ты видишь, что к тебе приходит человек в пансионат на своих ногах и в течение нескольких лет постепенно теряет навыки, потом переходит в категорию лежачих больных и через какое-то время уходит. Важно на каждом этапе облегчить его жизнь, помочь ему, а также помочь и родственникам справиться со всем этим. Тем более механизмы болезни не до конца изучены. Почему она возникает? Что является решающим фактором? Кто больше подвержен риску? Я не ученый, но для себя веду статистику.
И вы знаете, нет ни одного человека у нас в пансионате, который бы в прошлом работал руками. Нет сантехников, электриков, швей, сборщиков микросхем и так далее. В основном это люди исключительно умственного труда: на первом месте это учителя, а на втором — руководители разных уровней.
Именно поэтому, как я уже сказала выше, стараюсь внедрять занятия по моторике в пансионате. Взять кисточку, набрать достаточное количество краски или крепко держать фломастер — всё это благотворно действует на наших постояльцев, и к тому же результат этих трудов их так радует. У нас есть специальные пазлы, однако, к сожалению, их собрать может только три человека из тех, кто проживает в «Мамином доме» на данный момент.
Сколько всего у вас сейчас подопечных?
— Пансионат рассчитан на 45 человек, на сегодняшний день в нём проживает 42. Как правило, у нас всегда в запасе есть одно-два места, но в основном сейчас бабушки и дедушки находятся на длительном проживании. Если в самом начале в пансионате больше было людей, которые приезжали на минимальный срок размещения (15 дней), то сейчас 85% — это те, кто с нами больше трех лет. За восемь лет мы заработали себе хорошую репутацию, и люди, обращавшиеся к нам когда-то за помощью, рекомендуют «Мамин дом» другим.
Какие дальнейшие планы по развитию «Маминого дома»?
— Мы хотим построить новый большой пансионат, получить медицинскую лицензию, чтобы оказывать уже профессиональный медицинский уход, проводить реабилитационные процедуры. За эти восемь лет мы накопили достаточно опыта. Увидели и знаем, где можно улучшить некоторые моменты, которые касаются быта: какими должны быть коридоры, удобные средства для передвижения больных, как логистически верно расположить все помещения по назначению в пансионате. Идей очень много. Пока ищем место, где такой большой пансионат можно построить и все эти идеи реализовать.
Г. Челябинск, ул. Мамина, 64;
тел.: 8 (351) 77-37-421, 8 (912) 8-0000-44;
Раnsionat-mamindom.ru.
Реклама, ИП Саломатова Н. В., ИНН 744700781591, erid: 2W5zFGtQpYx