Меню

Юлия Кульчицкая — о бизнес-леди: «В юбке и на каблуках, но с хваткой бультерьера»

Иллюстрация: Из личного архива Юлии Кульчицкой

В рамках специального проекта «Женщины в бизнесе» издание «Деловой квартал» публикует истории челябинских бизнес-леди. Эксперт Юлия Кульчицкая поделилась наблюдениями о дамах-предпринимателях.

Директор маркетингового агентства «ПрофиРесурс» Юлия Кульчицкая уже 15 лет ведет предпринимательскую деятельность, известна в деловой среде как талантливый маркетолог, коуч. Она активный общественник, эксперт премии «Человек года».

В чём, на ваш взгляд, заключается особенность и разница в ведении бизнеса между женщиной и мужчиной?

— В этом году исполняется 15 лет, как я открыла свою первую компанию и стала предпринимателем. Женщина в большей степени тактик, а мужчина — стратег. Когда женщина начинает свой бизнес, она его вынашивает, стартует с чего-то малого, и зачастую ее компания так и остается малой. Предпринимательницу это устраивает, она стабильно и осторожно работает. Мужчина же, открывая малый бизнес, нацелен на корпорацию, ему нужны сеть предприятий, цеха завода. Как правило, за ним стоит женщина, которая всю эту сеть приводит в порядок, разбирается с рутинными процессами, занимается продвижением и т. д.

По-разному они относятся и к завершению бизнеса: женщина будет бороться до конца, долго не бросит свое дело, а мужчина думает так: ну, не пошло это дело — возьмусь за другое, они легче переносят неудачи. Безусловно, есть и такие дамы, которым присущи мужские черты характера, некоторые становятся более жесткими со временем, нарабатывая такие навыки.

Женский бизнес чаще более проработанный, тактичный, но и эмоциональный, более экологичный в плане взаимоотношений с сотрудниками, конкурентами, партнерами.

То есть мужчина — воин, а женщина — созидатель?

— В основном это так. Но надо понимать, что это относится не ко всем. Всего на Урале около 43% бизнеса — это именно женский, то есть компании, где они учредители или руководители. 63% женских бизнесов связаны с торговлей и услугами, хотя есть 19% тех, кто занимается производством: всё чаще они выбирают сферу логистики, включая интернет-торговлю. 

В Челябинской области есть несколько некоммерческих общественных организаций, объединений женщин-предпринимателей.

— Да, их несколько. Одна из таких — Союз женщин-предпринимателей Челябинской области «Союз успеха», организации уже 25 лет. Еще есть филиал Ассоциации женщин бизнеса, Союз женщин России в Челябинской области.

Предпринимательницы вообще больше склонны объединяться, они меньше соперничают между собой в бизнесе, легче договариваются. Не всякое объединение может жить долго, но именно женские более стабильны и хорошо развиваются. Такие союзы создаются по зову души, подпитываются общими интересами, вдохновляются своими идеями.

Важно отметить роль различных благотворительных акций. Например, проект «Цветущий город» Союза успеха существует с 2008 г. и до сих пор функционирует, проекты «Золотая игла», «Маленький глава» и многие другие.

Женщинам важно собраться, что-то обсудить, обменяться энергией, идеями. Иногда нужно даже просто поддержать друг друга, пожалеть, приободрить.

И решить какие-то насущные вопросы, производственные?

— Конечно! Приведу пример. Одна дама увидела перспективу развития бизнеса за рубежом. Она написала в наш большой чат: «Коллеги, я еду в Таджикистан, мне нужны партнеры, поставщики». И ей дали много контактов, а еще плюсом — лучшие варианты гостиницы, оптимальные рейсы и т. д.

У предпринимателей в Кыштыме возникла потребность в обучении продавцов. Я помогаю им, мы давно знакомы, а это значит, что я буду выстраивать свою работу именно под их бизнес.

Есть ли особенная проблематика в ведении бизнеса женщинами или она общероссийская: высокие ставки, изменение налогов и т. п.?

— Прежде всего нас волнуют те же вопросы, что и всё предпринимательское сообщество сегодня. Это кадровый дефицит, ключевая ставка и доступность кредитов, бюрократические барьеры. Однако в борьбе за выживание бизнеса на фоне непростых обстоятельств женщина всегда выберет более экологичный вариант: она будет больше ориентирована на социальную сферу, будет прикладывать все усилия, чтобы не обидеть своих сотрудников и детей работников. Если посмотреть на не самые крупные предприятия, можно заметить тенденцию: в компаниях, которыми руководят женщины, больше развита практика предоставления соцпакета — настоящего, того, который нужен сотрудникам, а не формального «потому что надо». 

Дамы-руководители всегда заботятся об обучении персонала, как бы сложно ни было. Она денег будет зарабатывать меньше, но коллектив сохранит. По статистике, из мужского бизнеса увольняются чаще.

Мощное развитие сейчас получают креативные индустрии, сфера моды и дизайна. Можно ли сказать, что это в большей степени женское направление?

— Когда ты занимаешься дизайном одежды и отдаешь тому, кто ее сошьет, это уровень творчества, он для самозанятого человека. А вот когда создаешь бренд одежды и сам ее производишь, нанимаешь людей и покупаешь швейный цех, — это уже бизнес. Тогда у тебя появляются поставщики тканей и фурнитуры, склады с материалами, продавцы, которым в заданное время необходимо поставить определенное количество продукции. И тут ты уже не должен зависеть от того, посетила тебя муза или нет. Нужно оперативно работать, выдерживать конкуренцию с Китаем, который поставляет более дешевую продукцию крупными партиями. Необходимо четко оценивать свою аудиторию и ценообразование. А еще важно решать организационные вопросы, если, например, протекает крыша или повреждена электропроводка, где-то в дороге потерялась партия ткани. То есть ты занимаешься предпринимательской деятельностью, решаешь вопросы с пожарной охраной налоговой и санитарной службами.

Если к этому нет способностей, а бизнес развивать хочется?

— Нанять управляющего, исполнительного директора.

Меняется ли в последнее время сфера деятельности женщин-предпринимателей под влиянием развития соцсетей? Блогеры, тарологи и т. п.

— Есть большая разница между самозанятой женщиной и бизнесвумен: по формату деятельности и степени ответственности. Предприниматель несет ответственность за своих сотрудников, системно платит определенные налоги, ведет бухгалтерию, документооборот и т. п. Это производство товара или услуги, цеха и склады, оборудование. Самозанятая же работает более легко, по настроению. Конечно, у них сейчас стало больше способов продвижения, чем раньше.

Я отношусь с уважением к девушкам, которые, сидя в декрете, начинают варить мыло, например. Я делаю заказы у них. Но если мне нужна большая партия продукции в определенные сроки, я закажу у системного производителя, который не скажет мне, что был занят ребенком и не успел выполнить мой заказ. Так что я не считаю фрилансеров полноценными бизнесменами.

Отношение к семье у предпринимателей женщин и мужчин, как правило, разное?

— Женщинам, я считаю, сложнее: они больше занимаются домашним хозяйством и детьми. Мужчина может себе позволить больше времени уделять работе, у него есть жена для домашних забот.

И еще есть такая проблема, как аффилированность бизнеса, когда муж ведет дело, а жена ему помогает. Допустим, супруг успешно развивает производство, а жена становится директором сети, в которой продается продукция его компании, но это самостоятельное предприятие. Налоговая считает это аффилированными бизнесами, а это очень крупные штрафы.

Или другая ситуация. Муж работает на своем производстве, жена продает эту продукцию, но имеет и других поставщиков, а потом у них происходит конфликт, и пара разводится. Как делить такой бизнес? Считать это имущество совместно нажитым?

Бизнес учит женщину не быть бесправной, потому что требует жестких решений и защиты. 

… и требует психологического восстановления при таких нагрузках. Какие есть проверенные методики быстрой реабилитации?

— У женщины-предпринимателя должна быть возможность поделиться своими мыслями и переживаниями, причем не просто с подружкой, а с такой же дамой, которая понимает эту проблематику. Мужчина скорее пойдет в лучшем случае в спортзал. Женщинам тоже помогает спорт, но это в основном йога, фитнес, работа в саду, с землей и посадками, потому что нам нравится созидать.

Чему бизнес учит женщину?

— Думать стратегически, отслеживать тренды, просчитывать перспективы и отстаивать личные границы, в том числе и в бизнесе. В какой-то момент женщина сильно меняется, повышается уровень независимости.

Что дает и как меняет женщину?

— Она становится сдержаннее, снижается число решений, принимаемых на эмоциональном фоне, по крайней мере мы меньше демонстрируем свое настроение. В результате это часто негативно отражается на здоровье. Некоторые переигрывают и уходят в мужскую роль. Я не раз видела таких дам, когда перед тобой прекрасная леди в юбке и на высоких каблуках, с локонами и макияжем, но хваткой, как у бультерьера.

Однако многие остаются женственными, успевают заботиться о своих семьях и при этом достигают тех высот в бизнесе, на которых им комфортно.

Читайте также на CHEL.DK.RU: