Меню

Как челябинскому бизнесу сохранить кадры, а стране выйти из демографического кризиса?

Иллюстрация: ru.freepik.com

Единый корпоративный стандарт для повышения рождаемости увеличит количество многодетных семей в Челябинской области. Будет ли бизнес поощрять потенциальных родителей или ждать саботаж?

Российские работодатели постепенно начинают менять подходы для повышения рождаемости, при этом сейчас бизнесу нужно активнее вводить меры для стимулирования появления детей в семьях. Об этом сообщила первый замминистра труда и социальной защиты РФ Ольга Баталина на форуме «Социальные приоритеты в развитии ответственного бизнеса — вклад в достижение национальных целей». 

Какие меры и форматы будет использовать бизнес и возможно ли повлиять на демографический кризис, своим мнением поделился исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей региона Александр Гончаров:

— Думаю, что крупные работодатели к этому готовы, тем более что корпоративные единовременные выплаты не будут облагаться налогом и страховыми взносами, что подчас превышает 40% суммы этой финансовой поддержки. Сегодня многие работодатели поддерживают сотрудников, у которых есть дети и тех, кто планирует пополнение семейства. Меры поддержки разнообразны и имеют практический характер. Например, в ПГ «Метран» 10% трудового коллектива являются многодетными родителями. Предприятие оказывает матпомощь при рождении ребенка, доводит до величины оклада выплаты на период больничных, за счет программы добровольного медицинского страхования (ДМС) оплачивает ведение беременных сотрудниц в частных клиниках. 

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) уже почти 20 лет реализует уникальный в нашей стране социальный проект заботы о беременных сотрудницах предприятия. Различные помощь и поддержку женщины получают в центре «Материнство» благотворительного фонда «Металлург». В рамках корпоративной программы «Поддержка материнства и стимулирование рождаемости» женщины, начиная с 13-й недели беременности, освобождаются от работы, при этом для них сохраняется средняя заработная плата.

АО «ЧТПЗ» предоставляет многодетным родителям дополнительный недельный оплачиваемый отпуск, программу ДМС, выплату при рождении ребенка, ежемесячные выплаты сотрудницам, находящихся в отпуске без сохранения зарплаты по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет и так далее. Челябинский цинковый завод компенсирует 80% стоимости путевки в детский оздоровительный лагерь «Лесная застава», а многодетные сотрудники получают эти путевки бесплатно для всех детей в семье. Предприятие делает ежегодные выплаты по 30 тыс. руб. многодетным семьям и всем женщинам к празднику 8 марта.

В масштабах всех предприятий на такие выплаты направляются десятки, а то и сотни млн руб., в зависимости от размера трудового коллектива.

Сложно сказать, в каких конкретных формах каждое предприятие будет реализовывать такие программы. Помимо материальных вещей — выплат, поощрений, льготных путевок и так далее, мне видится создание и продвижение семейных ценностей. Способы продвижения также могут быть разными — от привычных нам корпоративных праздников, соревнований, фестивалей до каких-то новых форм. Главное, чтобы сотрудники предприятий стали осознавать и принимать идею, что иметь много детей — это здорово, круто, модно и не означает ощутимого снижения в доходах. 

Может быть, мы придем к созданию какого-то единого корпоративного стандарта для повышения рождаемости в семьях сотрудников предприятий, а также для улучшения жизни и семей с детьми в текущей ситуации.

Учитывая, что трудовые коллективы на ряде предприятий составляют десятки тыс. человек, корпоративные демографические программы — вполне ощутимый ресурс повышения рождаемости на уровне региона. Например, в Группе ММК трудится около 70 тыс. человек, а в целом в сфере промышленного производства работают более 300 тыс. южноуральцев. Конечно, у них разное семейное положение и возраст, но даже если 40-45% трудовых коллективов составляют люди до 40 лет, это существенное количество, скажем так, потенциальных многодетных родителей.

Ранее президент Владимир Путин предложил освободить корпоративные демографические выплаты до 1 млн рублей от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Это позволит сделать корпоративный семейный капитал более доступной и действенной мерой. Важно определить приоритеты или направления, в рамках которых родители смогут использовать полученные корпоративные деньги. Например, на улучшение жилищных условий, на покупку сада или дачи, на здоровье и образование или на покупку автомобиля.

С чем может столкнуться бизнес и почему пока рожать не выгодно, свое мнение высказала руководитель рекрутингового агентства HROM Юлия Миронова:

— Крупному бизнесу государство готово оказывать поддержку, но при этом средний и малый сектор остается в стороне. На это есть ряд причин: экономическая ситуация, риски нецелевого расходования и так далее. В ситуации демографической «ямы», когда в ближайшее время у нас нет перспектив на улучшение ситуации, очевидно, что нам необходим переход к многодетности.

Однако есть риски. Бизнес начнет негласно саботировать. Всё из-за дефицита кадров, поэтому выход один — поиск решений в современных технологиях. Например, предлагать мамам, которые уходят в декрет, частичную занятость или дистанционный формат работы. Но дело в том, что для многих придется кардинально поменять взгляд на человека, у которого есть малыш. Да, сотрудник может уйти в декрет, и это круто!

Дополнительная стимуляция работодателей может вообще не оказать никакого эффекта. В стране небезопасная ситуация с точки зрения воспитания и рождения детей. Растет и уровень тревожности, особенно, у молодого поколения, которые смотрят на происходящее в зоне СВО или на ключевую ставку. Молодежь неопределенна, в их голове хаос. Они пока не знают, куда пойти и чем заняться, понятно, что тут и не идет речь про рождение ребенка.

Конечно, работодателей, особенно крупных, нужно обязательно стимулировать. Я работала в компании, где у нас около 10-15% сотрудников уходили в декрет. И это нормально! И там до сих пор предлагают разные варианты решения, как поддержать семьи с детьми. Сработают только меры поддержки, понимание и готовые инструментарии. Лучше на практике показать, как можно сделать так, чтобы сотрудники работали, рожали и оставались в компании.

Проблема демографии не вчера возникла. Мы отслеживаем ее уже десятилетиями. Различные компании, в том числе которые занимаются IT-технологиями, прогрессивными внедрениями, задумываются, как автоматизировать бизнес, происходит внедрение роботов. Другой вопрос, что это требует огромных финансовых затрат и, к сожалению, не все к этому еще готовы. Стоит пересматривать свой бизнес, процессы и оптимизировать. Работодатель идет в ВУЗы и ССУЗы, чтобы привлечь сотрудников, а что он готов дать им в ответ? Это замкнутый круг. Лучше показывать наработанные практики — да, у меня вот так это работает.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.