Меню

«3% — это не страшно?» Челябинский рынок рекламы — о новом сборе за онлайн-продвижение

Иллюстрация: ru.freepik.com

За рекламу в интернете будет взиматься обязательный ежеквартальный денежный сбор. Соответствующий закон накануне подписал президент Владимир Путин. Документ опубликован на сайте правовой информации.

Изменения вносятся в уже существующий закон о рекламе. Так, абсолютно все рекламодатели и распространители онлайн-рекламы, кроме некоторых СМИ, обязаны будут раз в три месяца делать отчисления в размере 3% от дохода, полученного от реализации такой рекламы, в федеральный бюджет. Новый сбор нужно будет уплачивать с 1 апреля 2025 г. Средства пойдут на поддержку правообладателей российского программного обеспечения и российских информационных ресурсов, перечень которых установит правительство. 

Участники рынка называют введение сбора ожидаемым решением, которое назревало с тех пор, как два года назад была введена маркировка онлайн-рекламы.

— Заявленные 3% — наверное, это не так страшно, как мы предполагали. Но в любом случае эти расходы лягут на рекламодателя, а он их, скорее всего, переложит на конечного потребителя. Поэтому нас ждет рост как цен на рынке рекламы в интернете, так и цен на услуги и товары в принципе. Компании будут вынуждены увеличить рекламные и маркетинговые бюджеты минимум на эти самые 3% или сократить активность, — считает CEO коммуникационного агентства «Медиа Мастерская» Елена Романенко.

Эксперт отмечает, что аналогичная ситуация произошла на рекламном рынке после введения маркировки, которая, хотя изначально не предполагала дополнительных расходов, также привела к росту цен на рекламу. Кроме того, после появления этого требования владельцы популярных каналов, занимающиеся активным размещением коммерческого контента, ощутили падение объемов продаж примерно на 30%. 

С тем, что стоимость рекламы в интернете возрастет, соглашается и CEO маркетингового агентства BENCH! (в составе рекламной группы D Innovate Group) Надежда Соломенцева. При этом эксперт ставит под сомнение правильность толкования термина «доход» в новом законе.

— Один из спорных моментов касается базы для расчёта сбора. Закон упоминает термин «доход», но его толкование вызывает сомнения. Если в цепочке размещения рекламы участвуют не только рекламодатель и рекламораспространитель, но и рекламные агентства (в том числе несколько посредников), то возникает важный вопрос: с какой суммы каждый участник цепочки, оказывающий услугу по размещению рекламы, должен заплатить 3%? Речь в каждом случае идет о полной сумме рекламного бюджета или, в случае посредников, только о наценке? Если сбор начисляется на бюджет несколько раз, это может привести к двойному или тройному взиманию сбора, и речь будет идти не про 3%, а про существенно больший процент, — рассуждает Надежда Соломенцева.

Елена Романенко предупреждает, что дополнительный рост цен на рекламу возможен из-за еще одного нововведения.

— С 1 ноября вступила в силу норма, обязывающая авторов каналов и пабликов с аудиторией более 10 тыс. подписчиков, предоставлять данные в Роскомнадзор. Не все хотят регистрироваться по своей воле, а некоторым из-за формальных причин отказывает Роскомнадзор. Размещать же рекламу в итоге смогут только каналы и паблики, прошедшие регистрацию. Поэтому площадок для рекламы явно станет меньше, и этот дефицит также может стать причиной роста цен на рекламу, — отмечает она.

Ранее CHEL.DK.RU сообщал, что правительство России обращалось к Минцифры РФ и ФАС с просьбой уточнить критерии сбора. Подчеркивалось, что должен быть проработан конкретный алгоритм учета таких доходов. 

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.