Меню

Сергей Мельников: «У нас большой потенциал экспорта в Китай»

директор компании «Подовинновское Молоко» Сергей Мельников. Иллюстрация: пресс-служба компании

В номинации «Агробизнес» конкурировали руководители крупнейших сельскохозяйственных предприятий региона. В тройку финалистов вошел директор компании «Подовинновское Молоко» Сергей Мельников.

Его имя ранее уже было вписано в историю премии «Человек года». Обладателем награды руководитель компании становился в 2019 г.  Что с того времени изменилось на предприятии и какие задачи оно решает сегодня? Об этом говорили с Сергеем Сергеевичем в момент краткой паузы в его насыщенном рабочем графике.

Сергей Сергеевич, несколько лет назад предприятие реализовало масштабный инвестиционный проект, полностью модернизировав производство. Какие из достижений компании за последний год вы считаете главными, как они повлияли на развитие бизнеса и улучшили производственные процессы?

— Одним из этапов масштабной модернизации в 2023 г. стал запуск линии глазированных сырков: сначала мы установили линию производительностью 6,5 тыс. сырков в час, затем увеличили объемы до 20 тыс. сырков в час. Это, пожалуй, самый востребованный на сегодня рынком продукт, в том числе и перспективный товар для экспорта в Китай и поставок в другие регионы. Сегодня ежесуточно предприятие перерабатывает более 60 т. молока.

Если в 2016 г. переработка сырья начиналась с производства пастеризованного молока и кефира, то сейчас в продуктовом портфеле «Подовинновского» есть такие высокотехнологичные позиции как мороженое, сгущенное молоко, ложковые и питьевые йогурты, глазированные творожные сырки.

Что происходит на рынке, и насколько высока конкуренция среди производителей молочных продуктов?

— Конкуренция увеличивается, растут и покупательские запросы, ставя высокие требования к молочным продуктам. В нашем производстве основа качества формируется начиная с полей и фермы. Мы должны поставлять на полки магазинов только вкусный и полезный продукт.

В связи с ценовой политикой ЦБ, в том числе, растут цены на продукты питания. Как чувствует себя в сложившихся экономических условиях южноуральский сельхозпроизводитель?

 —  Здесь мы подвержены общим тенденциям, находимся в фарватере. Сейчас, как и у всех, нет льготных кредитов. Приходится рассчитывать в основном на собственные ресурсы.

Сегодня вы сотрудничаете с рядом стран Таможенного союза. Китайцам, например, пришлись по вкусу ваши молочные десерты и мороженое. Вы планируете расширять сотрудничество с компаниями из других регионов и стран?

—  На сегодня сформированы надежные связи с китайскими партнерами, пока работаем над расширением ассортимента для экспорта именно в КНР. Это сухое молоко, мороженое, глазированные сырки. В целом на мировом рынке особенно высокий спрос на сухое молоко из России.

Как сейчас обстоят дела в отрасли с автоматизацией рабочих процессов?

— Наше производство максимально автоматизировано, человек осуществляет только контрольную функцию. Сегодняшнее оборудование соответствует последним мировым стандартам. Так, цех мороженого был запущен в 2019 г., вместе с ним мы открыли отдельный низкотемпературный склад, а также приобрели автомобили, которые позволяют даже в самый жаркий летний сезон доставить мороженое с соблюдением необходимого режима транспортировки и хранения.

Модернизация позволила значительно увеличить возможности по производству и переработке молока. Мы увеличили ассортимент выпускаемой продукции. Запустили цех по производству мороженого, расширили линию розлива ПЭТ-бутылок.

За пять лет на предприятии  запущены сразу несколько линий по изготовлению и фасовке творога. Сейчас это тоже одно из наиболее востребованных направлений. Также мы производим творожные массы с разными вкусами и глазированные сырки.

На  сельскохозяйственных  выставках  ваши продукты получают хорошую оценку, что, безусловно, говорит о стабильно высоком их качестве.  Держать такую планку позволяют современные технологии или что-то другое?

— На отраслевых конкурсах продукты дегустирует профессиональное жюри. Для нас каждая золотая медаль —  это подтверждение верности нашего курса. Здесь опять же в основе качества — сырье, но и наработанные рецептуры в сочетании с освоенными технологиями в совокупности позволили нам достигнуть сегодняшних результатов. 

Сегодня вы сотрудничаете с рядом стран Таможенного союза. Китайцам, например, пришлись по вкусу ваши молочные десерты и мороженое.  Планируете расширять сотрудничество с компаниями из других регионов и стран?
— В другие регионы пока свою продукцию мы не поставляем, но  занимаемся подготовкой документов, поиском партнеров и заключением договоров, подбираем ассортимент, который может их заинтересовать.  Сейчас  самое  главное — рассчитать логистику и экономическую составляющую этого проекта. 

Сегодня мы очень серьезно рассматриваем возможность экспорта с большим потенциалом в Китай. Логистика и экономическая ситуация дают нам основания полагать, что этот проект станет успешным.

Самый сложный момент в этом деле — получить разрешение Россельхознадзора на поставку в другую страну своего товара, так как мы производим пищевые продукты. Поэтому предстоит долгий и ёмкий процесс. Предприятие должно соблюдать все требования, а они предполагают в том числе проведение аудита, чтобы понять, сможет ли компания обеспечить максимально высокие требования по поставке продукции в другие государства.

А по итогам года что вас порадовало, вдохновило, все ли планы удалось выполнить?

— Сейчас у всех работодателей главная задача — поиск кадров. Это занимает 90% сил и времени.  Трудоустройство на нашем предприятии предполагает определенный уровень знаний, поэтому занимаемся обучением, переобучением, подбором персонала, сотрудничаем с профильными университетами. В нашем деле еще пока от момента сбора до поставки готовой продукции покупателю большая составляющая ручного труда.

 От производства готовой молочной продукции до «полки» задействован большой штат сотрудников. Для того, чтобы в магазине было всегда свежее молоко, нам необходимо формировать небольшие заказы по индивидуальной заявке в более чем две тысячи торговых точек. Эта работа выполняется с привлечением ручного труда круглосуточно, и здесь идет непрерывная оптимизация процессов.

Для повышения комфорта на заводе открылась после ремонта бесплатная для сотрудников столовая, водители в этом году получили от предприятия зимний комплект одежды. Каждый год мы организуем места отдыха, новогодние подарки для детей сотрудников.  

Мы на 90% выполнили модернизацию, оставшиеся 10% приходится на заполнение тех ниш, которые со временем дают нам понимание, как выйти на максимально возможные объемы производства. Например, сейчас мы доукомплектовываем линию розлива. Приходится решать проблему получения  кредитов, поставки оборудования, поскольку раньше его можно было закупить в Китае. И главная задача на ближайший год — значительно увеличить объемы переработки, выйти на рынок цельномолочной продукции со 100 т. Стремимся к этому, надеемся, что у нас получится выполнить эту задачу.

В преддверии праздников поздравляю читателей «Делового квартала» с Новым годом! Пусть 2025 год будет стабильным, удачным, креативным и находчивым на решения сложных задач. Искренне желаю крепкого здоровья, уверенности в завтрашнем дне, и конечно, отличных праздников и выходных рядом с родными близкими людьми.