В номинации «Туризм» на получение премии «Человек года» претендует генеральный директор компании «ЧТЗ-УРАЛТРАК» Елена Тихомирова. Она рассказала CHEL.DK.RU, почему у завода нет отбоя от туристов.
Елена Юрьевна, вы являетесь единственным представителем промышленного предприятия среди других номинантов. Казалось бы, где развитие туризма и где производство? Что связывает эти отрасли?
— Челябинский тракторный завод оказал большое влияние на развитие города, давно стал узнаваемым промышленным брендом. В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ прославил столицу Южного Урала еще и как Танкоград. Сегодня при въезде в мегаполис каждого встречает приветствие «Челябинск — город трудовой доблести», в присвоении городу такого почетного статуса немаловажную роль сыграл именно ЧТЗ.
Многие знают Челябинск как город заводов и суровых мужчин. Развитая промышленность — особая гордость столицы Южного Урала. Люди проявляют интерес к работе предприятий, в частности, к ЧТЗ. Мы это видим по количеству экскурсионных групп, которые посещают наш выставочный комплекс «Музей ЧТЗ», с начала года гостями предприятия стали более 6 тыс. человек.
Промышленный туризм сейчас является общероссийским трендом. Как вы развиваете это направление?
— Изначально задачи проводить экскурсии не было. Это направление возникло благодаря интересу людей. Мы получаем большое количество писем и заявок с вопросами о том, как побывать на ЧТЗ. Людям интересен масштаб предприятия, они хотят ощутить дух ушедшей эпохи и окунуться в нынешнюю атмосферу. Постепенно мы поставили эту работу на поток и сформировали гостевой маршрут «Путешествие в Танкоград».
Экскурсия построена на демонстрации производственных площадей, где в Великую Отечественную войну решалась судьба страны, и исторической техники. Когда наши гости видят трактор-гигант Т-800 в натуральную величину, воцаряется тишина, они не верят своим глазам. Затем экскурсанты совершают «путешествие во времени» и видят, как завод меняется, модернизируется.
Но это дополнительные усилия для предприятия. Для чего вам это нужно, какие результаты дает?
— Экскурсионное направление решает сразу множество задач. Глобально мы приносим пользу популяризацией рабочих профессий и отечественной промышленности, способной решать самые сложные государственные задачи, создающей комфортные и технологичные рабочие места.
Уралу и Челябинску мы приносим пользу, продвигая бренд опорного края державы, города трудовой доблести. Нас благодарят гости из разных регионов, которые мечтали побывать на ЧТЗ. Только в этом году на заводе побывали группы из Каслей, Троицка, Москвы, Санкт-Петербурга, Саранска и других городов. Не скрою, что для себя мы решаем задачу по поддержанию имиджа предприятия и решения кадрового вопроса. Это дает свои плоды.
Отмечу неравнодушие челябинских учителей, преподавателей среднего профессионального образования, которые рассказывают подопечным о возможностях карьерного роста и обучения на ЧТЗ. У нас есть опыт по проведению экскурсий для слабослышащих ребят. Важно напоминать этой категории челябинцев, что их здесь ждут. С начала года более 900 человек прошли по гостевому заводскому маршруту.
Елена Тихомирова, генеральный директор компании «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (входит в АО «Концерн «Уралвагонзавод»)
В каких еще направлениях предприятие помогает развитию туристического потенциала региона?
— Мы сотрудничаем с экскурсоводами и краеведами для организации экскурсий по соцгороду ЧТЗ. Сложилось три разных маршрута, которые включают в себя посещение нескольких объектов: площади перед заводоуправлением, Дворца культуры и театра ЧТЗ. Эти маршруты разработаны для людей, которым интересны стили конструктивизма и неоклассицизма в архитектуре, организация жизни рабочих за проходной.
В этом году здание театра было признано объектом культурного наследия регионального значения, что вызвало волну интереса. Одной из уникальных достопримечательностей нашего театра являются росписи советских художников-монументалистов — Константина Фокина и Вячеслава Сорокина. Этими росписями украшены плафон зрительного зала и фойе. Об уникальности сокровищницы нашего «культурного цеха» говорить можно бесконечно.
Помимо популяризации образа человека труда, которому не чуждо искусство, завод вносит вклад в проведение крупных мероприятий патриотической направленности. Самый масштабный проект, где мы участвуем как соорганизаторы, — уральский фестиваль «Броня Танкограда». В сентябре он прошел в пятый раз на 255-м межвидовом полигоне ЦВО МО РФ. ЧТЗ представил различную технику, которую выпускал раньше. Машины участвуют в реконструкциях, демонстрируют свою выносливость и технические возможности. В этом году фестиваль собрал более 15 тысяч участников.
Большое количество гостей посещают заводской музей. Расскажите о его истории и самых интересных экспонатах?
— Музею ЧТЗ исполнилось 57 лет. Сохранение аутентичности — главная его изюминка. Для многих гостей большой интерес представляют стилистика выставочных залов и методика создания экспозиции в прошлом веке. Гости с удовольствием рассматривают художественные росписи залов, выполненных челябинскими мастерами в 1970-е годы. На сегодня это самый крупный и посещаемый заводской музей региона. Его архив хранит более 20 тысяч документов, фотографий, личных вещей работников ЧТЗ. За все годы работы музея его посетил почти миллион человек.
Экскурсия для слабослышащих
Какие новые формы работы с аудиторией вы используете в музейной деятельности?
— На базе музея действуют образовательные площадки и клубы по интересам. Основной упор делаем, конечно, на молодежь. Например, сейчас реализуем проект «Поколение Т». Уже в ноябре начнут свою работу четыре тематические площадки: школа реставратора, моделиста, экскурсовода и киноклуб. Мы хотим вовлечь школьников и студентов в работу по сохранению памяти о вкладе сотрудников завода в развитие города и области. Наша идея была поддержана Президентским фондом культурных инициатив.
Отмечу, что в рамках школы реставратора молодые люди не просто получат знания по реставрации музейных и художественных предметов, но и применят их на практике, полностью обновив один из экспозиционных залов выставочного комплекса.
Учащиеся школы моделиста создадут копии бронетанковой техники ЧТЗ, которые заменят экспонаты, требующие капитальной реставрации. Деятельность школы экскурсовода предполагает подготовку преемников нынешнего коллектива музея, а киноклуб создаст шесть трехминутных фильмов, посвященных героям социалистического труда Танкограда.
Как предприятие планирует развивать туристическое направление?
— Будем продолжать деятельность музея, театра, заниматься проектами по развитию корпоративной социальной ответственности, участвовать в грантовых конкурсах для вовлечения горожан в творческую деятельность, связанную с историей ЧТЗ. К проекту «Эстафета труда» будем привлекать горожан, которые помогут в создании мозаичных полотен во Дворце культуры ЧТЗ. Героям военного времени посвящен проект «Память Танкограда». Мы замыслили его в виде турнира по спортивному ориентированию. Проект «Легенды Тракторостроя» предполагает экскурсионный маршрут, рассказывающий о развитии района через живые воспоминания известных тружеников ЧТЗ.
Надеемся, что после успешной реализации наших инициатив повысится привлекательность для туристов как завода, так и города. Мы включились в общую работу по отмене сложившихся о Челябинске стереотипов. На своем примере показываем, что завод может создавать интересные туристические проекты.