Меню

Александр Егоров, Миндортранс — о роли и перспективах трамвая в Челябинске

Иллюстрация: CHEL.DK.RU

В Челябинске возрождается трамвай. Старые вагоны активно заменяются новыми: более эстетичными, технологичными и надежными. Какова перспектива этого вида общественного транспорта?

Современный дизайн, большая вместимость, тихий ход и высокая скорость — таковы очевидные преимущества новых трамваев. В последние пару лет их парк в Челябинске существенного обновился. Производят полюбившиеся пассажирам электрические машины в нашем регионе: торги на поставку уверенно выигрывает Усть-Катавский вагоностроительный завод.

О ситуации с обновлением и использованием трамваев «Деловому кварталу» рассказал заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров.

Александр Васильевич, какое место в транспортной системе Челябинска сегодня занимает трамвай?

— Трамвай — это комфортный и экологичный магистральный транспорт, по сути, городской поезд: имеет сцепки и может включать в себя несколько вагонов. Он должен иметь приоритет и максимальный пассажиропоток. Поэтому в транспортной реформе основная ставка делается на рельсовый общественный транспорт: в дальнейшем к этой системе добавится метротрамвай.

Сейчас приводятся в порядок рельсы, чтобы вагоны могли выходить из подземных тоннелей на поверхность и двигаться так же быстро и комфортно. Ведется реконструкция посадочных платформ и остановочных комплексов. Далее мы планируем обновить трамвайное депо, чтобы вагоны могли там отстаиваться и ремонтироваться. В последние 15 лет трамвай очень сильно деградировал. Теперь наша цель — увеличить пассажиропоток в 2–2,5 раза. Сейчас он перевозит около 27 млн человек год.

С чем было связано это снижение перевозок?

— Основная причина — существование на протяжении длительного времени дублирующих маршрутов: люди пересаживались в маршрутки. Сейчас мы видим обратный тренд: развивается транспорт большой и супербольшой вместимости, а нерегулируемые маршруты с маловместимыми автобусами замещаются.

Какие новые решения применяются в современных трамваях для повышения комфортности проезда? Ведь это важно для людей при выборе способа передвижения по городу.

— При обновлении трамваев перед нами стояла задача не просто убрать старые вагоны и поставить на маршруты новые, но и привнести новые функции. Для пассажиров, помимо дизайна вагона, важно, чтобы в трамвай можно было войти, не зашагивая на ступеньки. Для этого же мы строим новые платформы высотой 30 см, а не 10, как ранее, и закупаем низкопольные и полунизкопольные вагоны. 

Также важно наличие кондиционера. Еще три года назад такое сложно было представить, мы видели это только в Москве. Сегодня таким оборудованием оснащают весь новый общественный транспорт Челябинска. Всегда, когда появляется какая-то новая технология, возникают технические проблемы. За два прошедших жарких сезона эксплуатирующие организации научились использовать, обслуживать и ремонтировать эти кондиционеры. Также их меняют по гарантии. Всего в трамвае используется два вида кондиционеров: один — в кабине водителя, другой — в салоне.

Также отмечу цифровизацию: световые табло, Wi-Fi, USB-розетки. Новая партия вагонов, которые мы сейчас получаем, оснащена системой «Умный трамвай»: она ведет контроль состояния водителя (если он зевает, отвлекается, курит, в кабину водителя и диспетчеру подается сигнал). Все вагоны оборудованы 8 камерами. Несколько видеоустройств стоит в салоне, в кабине водителя они записывают не только изображение, но и звук, благодаря чему мы можем контролировать общение с пассажирами, разбирать на специальной комиссии спорные ситуации. Камеры есть на крыше вагона для контроля пантографа и сцепления с контактной сетью, а также на передней и задней части вагона снаружи. Есть функция контроля препятствий на пути: система считывает, выезжает ли автомобиль или выходит пешеход. Система оснащена искусственным интеллектом и постоянно обучается. При обнаружении препятствия автоматически начинается плавное торможение: система снимает тягу, включает тормоза.

Что можно сказать о техническом состоянии и надежности новых вагонов?

— Состояние хорошее, при их производстве используют современные качественные материалы. Обеспечен повышенный уровень комфорта для пассажиров по сравнению со старыми вагонами тридцатилетней давности, в том числе в части шума внутри салона. Единственное нарекание вызывает скрип подшипников под полом вагона, но завод меняет их по гарантии, и скоро проблема уйдет.

Сегодня важно учитывать фактор импортозамещения. В связи с этим многие детали приходится обкатывать заново. Бывают гарантийные случаи: мы их выявляем, актируем и отправляем детали производителю, благо Усть-Катавский вагоностроительный завод рядом. У нас сформирована заводская ремонтная бригада, которая работает на месте на постоянной основе. Объем поставок трамваев сейчас настолько большой, что необходимо постоянное присутствие таких специалистов для быстрого устранения недостатков.

Также сформирован фонд запасных частей. Обычно их поставки могут достигать сроков от трех месяцев до полугода, и чтобы ускорить ремонт и выпуск вагонов на линию, мы вместе с УКВЗ сформировали в «ЧелябГЭТе» склад запчастей, и он постоянно пополняется. Благодаря этому простой техники сокращается до пары дней. 

Надо понимать, что мы получаем совершенно новую модель. Несколько единиц проданы в Таганрог, Санкт-Петербург, Ярославль, сейчас идут поставки в Липецк, Томск. Но первым обкатывает модель вагона 71-628 именно Челябинск.

В чём еще значимость работы с поставщиком из своего региона? И какое это имеет значение для экономики области, ее имиджа как машиностроительного центра?

— Мы очень рады, что победителем конкурса на покупку является Усть-Катавский вагоностроительный завод — предприятие, которое находится максимально близко к Челябинску. Кроме возможности оперативных ремонтов и высокой скорости обслуживания, это дает экономию на доставке техники. Одно дело — везти ее автомобильным тралом, например, из Петербурга через всю центральную часть России 3 тыс. км или из Минска, а другое дело — несколько сотен километров. Другой важный момент — это доходы бюджета, которые регион получает в виде налогов.

Челябинская область исторически имеет множество предприятий и наукоемких производств. В производстве транспортной техники это тоже проявляется?

— Конечно, на предприятии сосредоточены сильные инженерные кадры. Но в то же время завод не производит все детали сам. Многие элементы, IT-решения он заказывает у подрядчиков. Значительная их часть находится в регионе: в Миассе, Златоусте, Челябинске. Пластиковые детали, системы управления, электроники гораздо выгоднее закупать рядом, чтобы экономить на логистике. Поэтому возникает еще и такой мультипликативный эффект.

Фото: Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области

Каковы планы развития трамваев в Челябинске?

— Всего до конца года в Челябинске будет 201 новый вагон, 141 из них низкопольные, 60 — полунизкопольные. Этого количества на данный момент достаточно для выпуска в город.

Сейчас идут летние ремонты трамвайных путей, некоторые маршруты сокращены или временно отменены, а после завершения работ на линию будут выходить 150 единиц в день. В будущем мы хотим вырасти до 170–200 вагонов, в том числе за счет сцепок, чтобы, приезжая на остановку, трамвай мог забирать всех стоящих на остановках пассажиров, и они бы ехали в комфорте, без давки.

Сегодня Челябинск — лидер среди всех городов страны: за исключением двух столиц (там другие объемы финансирования) в парке остальных городов, даже тех что крупнее и богаче Челябинска, нет такого количества новых трамваев. Достичь этого удалось благодаря поддержке губернатора Алексея Леонидовича Текслера.

Как повлияет на ситуацию запуск метротрамвая?

— Планируется поставка 32 трехсекционных вагонов метротрамвая. Они будут удлиненные (до 27 м) и состоящие не из отдельных частей на сцепке, а с гофрированным соединением по типу автобусов-«гармошек», что позволит пассажиру пройти из начала вагона в конец по салону. Обычный вагон сейчас имеет длину 18 м. То есть существенно увеличится вместимость такого транспорта. Сейчас уже завершается прохождение госэкспертизы проектной документации и начинается строительство тоннелей.

Какие остаются сложности в возрождении трамвая?

— Есть очень негативный тренд в целом по стране — нехватка водителей общественного транспорта, целые маршруты из-за этого закрываются. Чтобы этого не происходило, мы прорабатываем маршруты, повышаем комфорт условий работы, работаем с билетным меню, с экономикой предприятия-перевозчика. Также мы привлекаем специалистов из других регионов: к нам приехали 10 сотрудников. Возвращаются те, кто покинул регион, когда трамвай пришел в упадок. Теперь эта система возрождается, повышаются зарплаты и улучшаются условия труда.

Фото: пресс-служба правительства Челябинской области