Меню

Ульяна Бисерова: как масштабировать любовь к чтению в промышленном регионе

Ульяна Бисерова. Иллюстрация: «Рыжий фест»

Форум «Рыжий фест» в Челябинске проводится уже пять лет. Одним из ключевых организаторов является писательница, бывший главный редактор издания «Деловой квартал — Челябинск» Ульяна Бисерова.

Ульяна, как случилось, что ты переключилась с медиасферы на проведение книжных фестивалей?

— Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это произошло, с одной стороны, совершенно спонтанно, а с другой стороны, я медленно дрейфовала в эту сторону уже несколько лет. Я увлеченный читатель, давно веду книжный блог, где делюсь отзывами на прочитанные книги. Поэтому, разумеется, Южно-Уральская книжная ярмарка «Рыжий Фест», которую организует и проводит Челябинская областная публичная библиотека в конце сентября, сразу же стала настоящим праздником: на Южный Урал съезжаются замечательные писатели, книгами которых я зачитывалась, проводят авторские встречи и мастер-классы, делятся профессиональными секретами, своим взглядом на современную литературу. И все это — во время большой книжной ярмарки, где представлены стенды почти сотни издательств — как крупных холдингов, так и локальных, чьи книги — настоящая библиографическая редкость. Словом, дистиллированное счастье (улыбается — прим. ред.).

Так что неудивительно, что с самого первого фестиваля (а в этом году «Рыжий Фест» проводится уже в пятый раз) я стремилась как-то включиться: модерировала паблик-токи, записывала интервью с писателями. Так постепенно завязывались знакомства в литературных и издательских кругах, появлялось понимание трендов. Поэтому, когда в прошлом году Публичка обратилась с предложением заняться программной частью, я с радостью согласилась. И опыт организации различных событий, полученный за годы работы в «Деловом квартале», безусловно, оказался крайне полезным.

— Как изменился фестиваль за эти годы? Интерес к нему растет?

— Да, безусловно. Мне кажется, импульсом стало именно то, что книжный фестиваль выплеснулся из библиотечных стен в городские пространства: в первый год это был Выставочный зал Союза художников, а последние несколько лет — Центр международной торговли Челябинска.

Но уже чувствуется, как фестиваль разросся, как ему тесновато в этих стенах: каждый год число посетителей (а это один из ключевых показателей) фактически удваивается: 4,5 тыс. в 2022 г., 8,6 тыс. в 2023 г. А в этом за три дня на Рыжий Фест пришли 15 353 человека.

Так что, надеюсь, в следующем году мы презентуем обновленный формат. Конечно, опыт других городов показывает, что идеальное место для книжного фестиваля — это городской парк или пешеходная улица, но осенью погода на Южном Урале нередко преподносит сюрпризы.

— А почему он называется именно «Рыжий Фест»?

— Мне кажется, это удачное название, задорное и яркое, запоминающееся. Здесь считываются и отсылки к золотой осени, которая стоит в эти дни на Урале. Но на самом деле фестиваль так назван в честь уральского поэта Бориса Рыжего, который родился в Челябинске. Кстати, этот год юбилейный вдвойне — не только для самого фестиваля, но и для поэта, которому, если бы не трагически ранний уход, могло бы исполнится пятьдесят. Поэтому мы подготовили специальную программу: поэтические марафоны и спектакли по стихам Бориса Рыжего, встречи со сценаристом и исполнителем главной роли в байопике о Рыжем, литературоведческие лекции, видеоэкскурсия по легендарному свердловскому району Вторчермет, с которым тесно связано его творчество.

— Что нужно для организации книжного фестиваля? Какова его механика?

— Любой книжный фестиваль, как паззл, складывается из нескольких компонентов. Во-первых, это книжная ярмарка. Во-вторых, события: авторские встречи, дискуссии, мастер-классы, кинопоказы... Разумеется, все это требует тщательной, вдумчивой подготовки, которая длится несколько месяцев. В Публичке потрясающая профессиональная команда, я знаю, что из многих городов приезжают перенимать опыт.

— А если говорить о финансовой стороне вопроса?

— Все книжные фестивали в стране проводятся на грантовые средства. Это значительные расходы: аренда помещений, торговых стендов и звуковой техники, охрана, доставка книг, организация писательских командировок и прочее, прочее. Здесь нет доходных частей бюджета, только расходные. Радует, что бизнес с готовностью включается в организацию фестиваля, потому что осознает значимость этого культурного события для региона.

— Как определяется, кто станет хедлайнерами фестиваля в этом году?

— Конечно, мы стремимся все время удивлять и не повторяться. В этом году на фестивале в Челябинске выступили прозаики Леонид Юзефович, Шамиль Идиатуллин, Яна Вагнер, Виктор Ремизов, которые не нуждаются в особом представлении, а также Екатерина Манойло и Надя Алексеева, чей писательский дебют отмечен престижными литературными премиями. Приехали авторы популярных у молодой читательской аудитории фантастических и фэнтези-романов Дарина Стрельченко, Екатерина Соболь, Денис Лукьянов, Натали Смит, Антонина Крейн, Дарья Буданцева. Абсолютный аншлаг был на встречах с писательницей и блогером Ольгой Савельевой и Асей Лавринович, автором романтической прозы.

— С развитием электронных сервисов интерес к бумажным книгам не падает?

— Статистика фиксирует снижение продаж, но совсем небольшое. Всё-таки на фоне роста стоимости бумаги, типографских расценок это сегодня недешевое удовольствие. Зато невероятно динамичными темпами растут сегменты электронных и аудиокниг, в эти ниши заходят крупные игроки с серьезными бюджетами.

Но по-прежнему остается немало людей, которые предпочитают бумажные книги: в них есть свое очарование — запах типографской краски, шелест страниц, иллюстрации и вообще «вещественность».

— А как же опасения, что, мол, искусственный интеллект скоро вытеснит и писателей, и художников, и дизайнеров: сам сгенерирует текст, сам нарисует обложку, сам озвучит аудиоверсию?

— Не берусь заглядывать в отдаленное будущее, но пока все опасения напрасны: машина не сможет имитировать талант. Кстати, на фестивале прошла презентация сборника «Механическое вмешательство», где 15 топовых российских прозаиков, поэтов и драматургов пытались творить в «соавторстве» с нейросетями, и оказалось, что искусственный интеллект гораздо чаще становится раздражающей помехой, чем подспорьем.

— Насколько мне известно, сейчас ты занимаешься книжным фестивалем не только в Челябинске, но и в Архангельске? Как это произошло?

— На самом деле любая профессиональная сфера, что ни возьми, — достаточно узкая, все плюс-минус на виду. «Рыжий Фест» — камерный фестиваль, но безупречно организованный, со своим узнаваемым лицом и уральским характером. Предложение стать куратором фестиваля «Белый Июнь. Книги» в Архангельске стало для меня настоящим профессиональным вызовом. Это один из крупнейших фестивалей в стране, с международным статусом, который помимо книжной ярмарки включает более десятка направлений: театр, кино, музыка, народные ремесла, гастрофестиваль... Так что адреналин из-за волнения зашкаливал, но все получилось: несмотря на разгул стихий в парк в первый, книжный, уикэнд фестиваля пришли более 40 тыс. архангелогородцев.

— Сегодня фестивальное движение захлестнуло страну. Это дань моде? Способен ли книжный фестиваль изменить культурную жизнь в регионах?

— Действительно, вот эту сверхзадачу неплохо бы всегда держать на прицеле. Важно, что останется, когда фестиваль закончится, книжные шатры будут свернуты. Должно остаться яркое впечатление от встреч с писателями, желание продолжить неслышный разговор с ними — уже через книги. Должно остаться литературное сообщество: книжные клубы и блогеры, литературные студии, начинающие авторы, которые черпают в таких встречах вдохновение и смелость. Вот, например, молодая челябинская писательница Александра Ручьева, которая была постоянным участником ярмарки на протяжении нескольких лет, в этом году вошла в короткий список премии «Лицей» с производственным романом «Заводские настройки», который сейчас готовится к публикации в крупном издательстве. Если это не продвижение Челябинска, его идентичности, через культуру — тогда я даже не знаю, что. В Перми есть Алексей Иванов, в Екатеринбурге — Алексей Сальников.

Мне бы хотелось, чтобы и в Челябинске был автор, который прославит город. Надеюсь, что «Рыжий Фест» этому всячески способствует.

— Кстати, ты в этом году представила на фестивале новую книгу, «Таракан из Руанды». Расскажи о ней.

— Да, это книга о геноциде в маленькой африканской стране, когда буквально за три месяца было истреблено около миллиона человек. И хотя эти страшные события происходили совсем недавно, тридцать лет назад, об этом мало кто знает: как будто мир настолько ужаснулся, что предпочел закрыть глаза, отвернуться, забыть об этом. В том, что это случилось, во многом была виновата враждебная пропаганда, что для меня, как журналиста, конечно, стало сильным и болезненным триггером. Но все же несмотря на то, что в книге затрагиваются непростые и, в общем-то, недетские темы — война, потеря близких, вынужденная эмиграция, буллинг, ПТСР, одиночество, репатриация — это история не о травме и боли, а о надежде и исцелении, о неразрывной связи со своей страной и историей своего народа. Мне кажется, сегодня это звучит актуально.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.