Меню

В Челябинске презентовали план развития туркластера реки Ай. Фото

Иллюстрация: depositphotos.com

К 2036 году на одной из красивейших рек Челябинской области планируется создать полноценный парк для отдыха и развлечений с турпотоком вдвое больше нынешнего. Изучаем проект в деталях.

АНО «Центр проектного развития территорий и туризма Челябинской области» обнародовал подробную концепцию развития туризма на реке Ай. Мастер-план создания полноценного туристического парка рассчитан на период до 2035-2036 г., реализация изложенных в нём идей предполагается как за бюджетные средства, так и с привлечением бизнес-инвесторов.

В обосновании концепции авторы проекта отмечают, что в последние годы туристический поток на одной из ключевых природных достопримечательностей региона сильно вырос, поэтому проектом предусмотрено создание новых туристических локаций и альтернативных туристических троп.

Ранее по теме на CHEL.DK.RU
«В Челябинской области есть места, куда жалко приводить людей»

На участке от деревни Сикияз-Тамак до ГЭС «Пороги» выделено несколько перспективных локаций и зон развития.

На гидроэлектростанции задумано создать иммерсивный музей с эффектом погружения в быт и рабочую атмосферу начала XX века, ресторан, набережную, мультимедийную «ночную тропу», арт-резиденцию.

Кроме того, план предусматривает реконструкцию турбазы «Пороги» и строительство новых объектов размещения, которые позволят совершать радиальные выходы на новые туристические тропы.

Между ГЭС и деревней Иструть запланировано создание ландшафтного арт-парка для проведения сплавов с осмотром древней наскальной живописи, а также новых арт-объектов и «мультимедийного шоу» на одном из притёсов реки в этом районе. На карте возможных обзорных маршрутов некоторые точки оптимистично обозначены как «места возможного наблюдения за краснокнижными птицами». В начальной и финальных точках «арт-сплавов» могут быть оборудованы кемпинги, глэмпинги и парковки.

Зону долины реки между Иструтью и посёлком Межевой предлагается оставить преимущественно местным жителям, ограничив её для большого туристического потока. Развивать участок планируется за счёт детских лагерей (действующий им. Лаптева, нуждающийся в реновации «Уралец» и недостроенный заброшенный «Барабанщик»).

В Межевом,мкоторый уже по факту является основной точкой притяжения экскурсантов и сплавщиков, этим летом обещают открыть большой визит-центр. Здание в форме полумесяца (напомним, что имя реки в переводе на русский означает «луна») строят на Блиновском повороте, в нём будут работатьинформационные стойки, магазин, кафе и туалеты.

На Больших притёсах, как отмечают авторы проекта, уже работает и планирует разрастаться экстрим-парк Grifon, однако «его концепция не в полной мере интересна семьям с детьми в возрасте 3-10 лет». В связи с этим предлагается разместить поблизости «небольшой сафари-парк (зооферму)». Кроме того, здесь предусмотрено строительство визит-центра и всесезонного глэмпинга с бессейном и купелями, а ниже, в районе Кургазакской пещеры — оборудовать парковки, причал для катамаранов и лодок, благоустроенный кемпинг.

Финальной точкой притяжения туристов, по замыслу ЦПР, должна стать деревня Сикияз-Тамак, в районе которой находится одноименный пещерный комплекс: здесь, а не в башкирской деревне Лаклы, должны финишировать сплавные маршруты, чтобы «оттянуть монетизацию» на Челябинскую область. С этой целью на территории предлагается оборудовать музейно-археологический комплекс с реконструкциями жилищ древних людей, «Мамонт-парком», тематическими глэмпингами и кемпингами, а также парковку, визит-центр, ресторан, прогулочную набережную. На противоположном берегу реки предусмотрено строительство фестивальной площадки.

Притягивать локация в таком виде будет и любителей познавательного пешего туризма — в качестве старта многочисленных экскурсионных троп по Сикияз-Тамакскому комплексу.

За счёт реализации проекта поток туристов на участке к 2036 г. планируется увеличить вдвое: с 330 тыс. в 2023 г. до 660 тыс. «человеко-дней». Налоговые отчисления от гостиниц, предприятий общепита и другого бизнеса кластера к 2036 г. должны достичь 336 млн руб., к 2044 г. — 436 млн.

Ключевыми инфраструктурными задачами для успешного воплощения изложенных планом идей называются строительство мостов через реку Ай, реконструкция дорог, газификация ГЭС «Пороги» и проведение реконструкции тела плотины, организация маршрутов общественного транспорта и расчистка берегов. Кроме того, потребуется построить новые ЛЭП, трансформаторные подстанции, водоотводы, очистные сооружения. Большую часть этих задач, по задумке ЦПР, профинансируют федеральные и региональные власти.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.