Меню

Какие возможности создают в Челябинске для молодежи с высоким IQ

Иллюстрация: 3DiVi (входит в ГК «Папилон»

Какая альтернатива переезду в Москву и Санкт-Петербург сейчас есть у талантливой молодежи, почему программисты в детских садах — уже не мечта, и зачем релоканты потянулись обратно на малую родину.

В Челябинской области уже второй год готовят разработчиков с фундаментальной математической подготовкой. Объединенная команда МФТИ, ЮУрГУ и ведущих уральских IT-компаний запустила в 2022 г. экспериментальную программу «Прима». Проект преследует несколько очень важных целей.

Во-первых, он призван решить проблему дефицита специалистов, способных генерировать новые идеи, оперативно решать сложные первостепенные задачи промышленности и экономики, а также создавать передовые технологии в области применения искусственного интеллекта.

Во-вторых, не менее значимая для региона цель — создать условия для молодежи с высоким уровнем IQ для получения высшего образования в престижных московских и петербургских вузах, не выезжая за пределы Челябинской области. Тему системного подхода к решению этой проблемы обсудили  с сооснователем компании в сфере разработки технологий искусственного интеллекта 3DiVi (входит в ГК «Папилон») Дмитрием Морозовым и директором института естественных и точных наук ЮУрГУ, доктором физико-математических наук, профессором Аленой Замышляевой.

Уже два года на базе ЮУрГУ действует экспериментальная программа «Прима». Срок небольшой, чтобы говорить о каких-то результатах. Тем не менее что показали первые годы обучения студентов, оправдались ли ваши ожидания, ведь это уникальный опыт?

А. Замышляева: два года назад пришла идея разработать программу, которую мы назвали «Прима». Тогда мы подали заявку на создание в Челябинской области передовой инженерной школы в области искусственного интеллекта. И даже задумали корпоративный бакалавриат по направлениям «прикладная математика» и «информатика».

Потребность в высококвалифицированных кадрах у наших компаний огромная. Именно в тех выпускниках, которые обладают глубокими математическими знаниями.

На тот момент у компании «Тридиви» уже были контакты и опыт работы с Московским физико-техническим институтом. Сетевая программа «Прикладная математика и информатика» МФТИ реализуется уже во многих российских регионах, и наш университет подключился к ней.


Дмитрий Морозов, сооснователь компании в сфере разработки технологий искусственного интеллекта 3DiVi (входит в ГК «Папилон»)

Д. Морозов: направления, по которым мы готовим наших студентов, — технологии создания систем технического зрения и школа компьютерного зрения. Они включены в учебный план и позволяют бесплатно приобрести навыки работы с нейросетями.

А. Замышляева: разработки в области искусственного интеллекта, нейросетевых алгоритмов, машинного обучения предполагают глубокие математические знания. И, конечно, необходимы навыки программирования, которые позволяют разрабатывать такие системы.

Поэтому суть нашей программы совпадает с целями бизнеса — дать возможность сильнейшим выпускникам школ реализовать свои возможности в регионе, чтобы они могли здесь получить достойное образование.

Мы будем готовить бакалавров, поскольку уровень компаний «Тридиви» и «Папилон» это позволяет. Учебная программа разработана совместно с сообществом IT-компаний Урала. Они посмотрели наш учебный план, где-то внесли свои коррективы. Каждая компания выбрала для себя модули и дисциплины, где она наиболее компетентна: кто-то — в веб-разработках, кто-то — в технологиях управления IT-проектами.

Каким образом ведется обучение?

А. Замышляева: два года назад на направление мы набрали 50 студентов. Обучение ведется по двум программам. Одна реализуется в сетевом формате с МФТИ, а другая — полностью в ЮУрГУ. И на сетевую, совместную с МФТИ программу, был дополнительный отбор. Абитуриенты писали тесты по математике и программированию. Их проверили в системе МФТИ, затем составили рейтинг студентов и отобрали из них порядка 20 человек.


Алена Замышляева, директор института естественных и точных наук ЮУрГУ, доктором физико-математических наук, профессор. Автор фото: Kopytova Oksana

Наряду с дисциплинами ЮУрГУ они изучают дисциплины МФТИ. При этом являются одновременно студентами обоих вузов и пользуются всеми ресурсами МФТИ как полноценные студенты. Два дня в неделю со студентами занимаются преподаватели МФТИ и в течение трех дней — преподаватели ЮУрГУ, а также ведущие специалисты привлеченных IT-компаний. Сотрудники МФТИ ведут лекционные и практические занятия, принимают зачеты и экзамены. Приезжают в университет и отдельно беседуют с каждым студентом, чтобы оценить их знания. На втором году обучения ребята занимаются проектами по своим дисциплинам и выходят на практику. В начале июня мы планируем создать экспертную комиссию из производственников, чтобы они оценили, что у студентов получилось. Замечу, что нам удалось отобрать на эту программу лучших ребят. На второй год нашего проекта выпускники школ шли к нам уже целенаправленно.

Действительно ли уровень обучения по вашей программе «Прикладная математика и информатика» не уступает МФТИ?

А Замышляева: за два года программы четыре выпускника 31-го челябинского лицея, поступив в столичные вузы, вернулись домой и сейчас обучаются по нашей программе. Думаю, это показатель.

Каждого молодого специалиста интересуют возможность самореализации и карьерный рост. Что регион может предложить талантливой молодежи?

Д. Морозов: мы работаем с крупнейшими федеральными заказчиками, госструктурами и международными компаниями, поскольку специализируемся на разработке алгоритмов распознавания трекинга человека. Ежегодно у нас появляется до 50 новых вакансий, потребность в кадрах большая. Поэтому IT-cфера сейчас пользуется различными налоговыми преференциями. Сотрудники получают белую зарплату, и у них есть возможность получить бонус в виде льготной ипотеки под 4%. И мы наблюдаем сейчас такой тренд — к нам возвращаются специалисты, которые ранее эмигрировали в Турцию и Казахстан.

А. Замышлява: добавлю, что недавно мы со студентами побывали на экскурсии в «Папилоне». Они увидели, что там созданы все условия для генерации идей. Это и медицинское обслуживание, и возможность бесплатного посещения спортзала и горнолыжного комплекса. В распоряжении коллектива также комната отдыха, сауна с бассейном, соляная комната и многое другое. Когда удобно, тогда и работаешь. Бесплатные секции для детей в то время, пока родители заняты своими проектами.

Сейчас и система образования, и предприятия, и HR-сфера осознали необходимость создания непрерывной цепочки подготовки будущих кадров, начиная уже даже не со школы, а с детского сада. Знаю, что собственную программу «Школа — университет — производство» реализуют на автозаводе «Урал». Как в этой системе выращивания специалистов задействованы дети с более высокими способностями?

А. Замышляева: с 2023 г. мы вплотную стали работать со школьниками. Сейчас в регионе действует программа губернаторских инженерных классов. Мы зашли в эту программу с лицеем № 148. «Тридиви» — наш индустриальный партнер. Мы сделали отбор среди десятиклассников и начали с ними работу. Понятно, что пока это были модельные проекты, но даже они впечатлили детей. Всего за одну неделю они смогли создать какую-то небольшую систему распознавания. Дети изучили и азы программирования, которые необходимы для реализации этих систем. И мы планируем со следующего года подключить к этой программе восьмиклассников. Сейчас идет отбор претендентов в школах. Совместно с партнерами ученики уже участвуют в каких-то проектах.

Д. Морозов: у нас в Миассе живет тренер сборной РФ по робототехнике Лариса Соловьёва, которая подготовила несколько победителей и призеров всемирных олимпиад. Наши ребята выиграли турнир у сильнейших соперников из Москвы и Владивостока. Сейчас я помогаю этому тренеру работать с детьми от шести лет.

Да, многие перспективные выпускники школ уезжают из региона, но вот такое взаимодействие позволяет нам эту цепочку всё же иметь. И мы можем сейчас показать перспективу для ребенка любого возраста. Есть успешные примеры того, что в своем регионе ты можешь добиться международного признания, никуда не выезжая.

Скоро в полную силу заработает межвузовский кампус, но и сейчас в его рамках молодые ученые и студенты занимаются перспективными разработками. Какие задачи экономики и промышленности они уже решают? Как вообще строится взаимодействие фундаментальной науки с бизнесом?

Д. Морозов: мы за системный подход. Сколковские инициативы работают ровно до того момента, пока какой-то проект не выстрелит. Какой-то якорный проект реально превращается в успешный бизнес, о котором говорят в России и за рубежом. У нас такой есть, это будущий дата-центр для обучения нейросетей, созданием которого мы сейчас занимаемся. С нашей материнской компанией «Папилон» мы готовы инвестировать в него 200 млн руб. Это то, что касается «железа» для обучения ИИ. Для того чтобы наполнить нейросеть содержанием, как раз и возникает необходимость в молодых инициативных сотрудниках, которые будут этот дата-центр использовать для разработки технологий ИИ нового поколения.