Меню
Деловой квартал — Челябинск

Алексей Ципордей: «Туристы говорят, что наши экологические проблемы преувеличены»

Алексей Ципордей: «Туристы говорят, что наши экологические проблемы преувеличены»
Автор фото: Катерина Пустынникова. Иллюстрация: «Деловой квартал»

Что ждет от нового сезона туристический рынок Челябинской области? Как будет развиваться внутренний туризм и что мешает продвижению бренда региона?

Проблематику и перспективы туристического направления в Челябинской области бизнес-сообщество обсуждало на форуме «Будущее города» в рамках дискуссионной площадки «Экология жизни». Своим экспертным мнением поделился генеральный директор компании «Вита трэвел» Алексей Ципордей. В интервью «Деловому кварталу» он подробнее раскрыл свою позицию.

Алексей Владимирович, каковы ваши основные ожидания от летнего сезона-2024?

— Думаю, немного увеличится глубина продаж, которая так и не восстановилась после пандемии и начала СВО. Ожидается какая-то предсказуемость по вылетам за рубеж из-за увеличения количества аэропортов, используемых для перелетов нашими туристами в третьи страны, — не всё же время через Стамбул летать. Ереван и Баку уже создали условия для снижения стоимости перелета в Европу. Скорее всего, продолжит меняться ситуация с шенгенскими визами. Получить их можно, но каждые пару месяцев то новая политика выдачи, то очередные проблемы с записью на подачу документов. Но в целом те, кто хочет полететь в Европу, получают визы и летят, просто на это уходит больше времени и денег. По другим визам (США, Австралия, Япония) пока всё стабильно и понятно.

Турпоток по России ожидается более стабильным и без резких всплесков цен на отели из-за огромного дефицита номеров в гостиницах. Что касается иностранных туристов, особенно из так называемых стран глобального Запада, здесь уже чувствуется, что клиенты то ли устали ждать, то ли до них потихоньку доходит информация от своих же тревел-блогеров и друзей, что в России отношение к иностранным туристам не изменилось. Примерно год назад мы узнали от туристов, что в Австралии была очень «хорошая» медийная кампания: якобы если иностранец приезжает в Россию, то его сразу арестовывают и сажают в тюрьму просто потому, что он иностранец. Хотя подобного мнения даже у туристов из США или Канады не было. В прошлом году австралийцев в Россию было не затащить, в этом вроде попроще.

Как меняется спрос клиентов вашей компании (в содержательном плане) и от каких факторов это зависит?

— Основных факторов два. Первый — это внешнеполитическая напряженность, провоцирующая риски того, что рейсы в какие-то страны могут быть перекрыты, в визах начинают отказывать и так далее. Остается напряженность на приграничных к СВО территориях. Тот же Крым продолжает страдать от этого. Второй — это стандартная потребительская уверенность, что всё будет хорошо с местом работы, с зарплатой, доходом, и, соответственно, можно планировать траты на отпуск. Наблюдаю позитив в этом году по сравнению с прошлым.

В целом по типам услуг и направлениям изменений не ожидаем: свое место займут массовые пляжные направления, экскурсионка. Визовое направление подрастает за счет Индии, Саудовской Аравии, ну и, конечно, бизнес летит в Китай.

Как вы оцениваете состояние и экономику рынка туристических услуг?

— Туризм двигается за всей остальной экономикой ростом цен. Дефицит кадров сказывается на стоимости услуг, в том числе и гостиничных, где фонд оплаты труда — основная доля расходов на ведение бизнеса. После пандемии российский туризм резко получил миллионы туристов, которые не могли выехать за рубеж, но сейчас ощущается, что клиент готов путешествовать по России уже не потому, что некуда лететь, а потому, что страна его заинтересовала. Надеюсь, это даст толчок вложению в гостиницы и инфраструктуру по всей России.

На форуме «Будущее города» вы говорили о взаимовлиянии туризма и экологии. В чём вы видите основную проблематику?

— Первое — экология влияет на туризм своим реальным состоянием. Если турист прилетает и ему кажется, что здесь экологически небезопасно или неприятно, то, конечно, сарафанное радио сработает в огромный минус.

Второе — это не фактическое состояние экологии, а мифы или скорее стереотипы о состоянии нашего региона. Сколько ни разговариваю с теми, кто переезжает в Челябинск из других крупных городов России, все в один голос говорят, что наши экологические проблемы слишком преувеличены. Да, внутри Челябинска внимание общества к проблемам экологии логично, и, учитывая это, СМИ невольно подстраиваются под интересы аудитории и подкидывают лишние инфоповоды на эту тему.

И так по некому порочному кругу этот стереотип формируется и поддерживается, и чтобы его переломить, нужны не только кардинальные реальные изменения, но и титанические информационные усилия.

Какие еще варианты решения проблемы вы видите?

— Вопрос можно условно разделить на нетуристическую и туристическую экологию. Про первую вопрос не ко мне. Про вторую — тут решение одно: при освоении новых мест и территорий нужно учитывать возможную увеличивающуюся рекреационную нагрузку. Может быть, где-то предпринимателям помогать в том, чтобы экотропы, пляжи, площадки для отдыха и остановок были с потенциалом на увеличение турпотока. Чтобы, условно говоря, при росте посещений через три года территория не стала природно вымирать.

Про стереотипы. Можно ли им противостоять? Это сложно, так как экология у нас в области — очень хорошая почва для любого политического хайпа, набора просмотров, комментариев и всего подобного. Это как пытаться плыть против течения: велики риски недостижения результата. Что делать турбизнесу в этом случае? Возможно, единственное решение — это разделять бренды Челябинска и Южного Урала в голове туриста, так как именно Челябинск и Челябинская область обладают этим смысловым стереотипом плохой экологии, который по сути в головах туристов от наших промышленных городов распространяется на весь регион. «Южный Урал» как некий бренд такого шлейфа не несет. Но тут есть и вторая проблема: часто Южный Урал используют для обозначения части Башкортостана. Тут или нужно успеть застолбить в голове российского туриста «Южный Урал» за курортами нашего региона, или продумывать другие решения.

Как, на ваш взгляд, можно создать и развить бренд Южного Урала? И какова в этом роль туристической отрасли?

— Туротрасль может лишь поделиться мнением, но сам бренд территории разрабатывается на основе мнения ее жителей. Процедура разработки бренда территорий уже применялась на примере Челябинска, по крайней мере в прошлом году первый шаг был. Могу ошибаться, но пока, похоже, всё заглохло.

Наличие утвержденного и единого бренда, конечно, облегчит работу с имиджем и привлекательностью. Но это не основа развития туризма, это скорее фундамент для его продвижения. Косвенно он может помочь тем, кто делает сувениры, может, даже экскурсоводам периодически обращаться к посылам, которые будет нести общепринятый бренд.

Как вы оцениваете эффективность оказываемых федеральным и региональным правительством мер поддержки туристической отрасли и какие требуются еще? Или, может быть, необходимо изменить практику их применения?

— С федеральной стороны понятно стимулирование строительства модульных средств размещения. Наверное, это самое быстрое из возможных по эффекту решений для пополнения номерного фонда. Региону тут главное — отбирать качественные проекты и вести адекватный контроль, чтобы федеральные деньги дали эффект по максимуму.

Федеральный проект по сертификатам на двухдневные туры для школьников в 2022-2023 гг. тоже дал определенную поддержку туроператорам, гостиницам, объектам показа в межсезонье. В прошлом году Управление координации развития туризма региона хорошо отработало по нему. Надеюсь, и на этот год федералы примут положительное решение по проекту и качество реализации в Челябинской области будет не хуже.

На региональном уровне не все меры могу оценивать. Насколько знаю, есть работа над площадками для инвесторов в туризме, но не вникал, оценивать не могу. Чувствуется некоторая поддержка в выставочной работе и помощь в налаживании коммуникаций с турбизнесом других регионов.

Также чувствуется, что работа с сообществом реакционная. Для примера: однажды собрались туроператоры, которые уже устали ждать системного экспертного сотрудничества в решении проблем. Донесла «разведка» в нужный кабинет, что недовольство зреет, и встречу организовали. Но минусы реакционной работы следующие: пока сверху не попросят, нет понимания, для чего кого-то собирать, а когда попросили, то мотивация — собрать для отчета. По моему прошлому опыту, когда ставили курировать туризм тех, кто не был связан ранее с этим направлением, то уходило два года, чтобы их команда разобралась с этой сферой. Из плюсов: сейчас есть усилия по формированию более монолитной команды, отвечающей за туризм. Да и два года скоро пройдет, и тут должно стать полегче.

Недавно в СМИ поднималась тема нехватки туристических автобусов в регионе. Действительно ощущается эта проблема?

— Не знаю, почему вообще это появилось в СМИ, но эта история как лакмусовая бумажка коммуникации с турсообществом. Туроператоров спросили в прошлом году, есть ли нехватка автобусов в регионе и нужна ли поддержка в их приобретении. От денег не откажется никто и никогда. Но в общении с коллегами из других ведомств стало понятно, что ответ на первый вопрос уже был придуман заранее и мнение туроператоров нужно, только если оно совпадает с уже озвученным очень высокому начальству. И тут уже всем понятно, почему идеи с экспертными советами или комитетами ставятся на тормоза даже после публичных обещаний: просто тотальный чиновничий страх, что вдруг по каким-то причинам уже определенные проблемы турсообщество вдруг не подтвердит начальству или вообще озвучит другие. Неудобно же будет.

В целом пока регион с турсообществом плывут вроде рядом, ручками друг другу машут иногда, и даже понятно, что курсы не могут быть идентичными полностью, но если не находить точки сцепки интересов и синергии взаимных ресурсов, то какая-то лодка может хоть и незаметно и плавно, но сбиться с нужного курса.