Меню
Деловой квартал — Челябинск

«Без системы ничего не изменится»: как Челябинску стать экологичным?

«Без системы ничего не изменится»: как Челябинску стать экологичным?
Автор фото: Иван Карлышев. Иллюстрация: CHEL.DK.RU

Почему Челябинск до сих пор известен как один из самых грязных городов, как бизнес вкладывается в экологию и что мешает глобально улучшить качество жизни в регионе? Тезисы дискуссии — в материале.

Одна из панельных дискуссий во второй части форума «Будущее города-2024: Точки роста» была посвящена теме «Экология жизни». В приветственном слове модератор беседы, главный редактор издания «Деловой квартал — Челябинск» Елена Мицих, поделилась своим видением идеального города будущего, в котором было бы комфортно и приятно жить: неотъемлемые составляющие этого образа — чистая река, голубое небо, свежий воздух. Насколько мы далеки от этого образа сейчас и как сделать его ближе?

Яна Добрынина, доцент кафедры «Менеджмент» Высшей школы экономики и управления ЮУрГУ, рассказала о том, как челябинцы сейчас оценивают состояние местной экологии. Из опрошенных экспертами челябинцев экологическую обстановку в Челябинске большинство назвало самой острой проблемой, аналогично большая часть респондентов воспринимает экологическую обстановку в городе как неблагоприятную и живёт в постоянной тревоге из-за состояния окружающей среды.

«Красивый и загазованный», «Всё хорошо, но дышать нечем», — в открытом опросе об ассоциациях с образом города оценки такого типа встречались исследователям, но негативные характеристики вплоть до самых нелитературных оказались доминирующими.

Я вижу, что восприятие имиджа города и экологии «ходят по кругу»: одно тянет за собой другое. Имидж — такая штука, которая всё равно формируется, работаем мы над ним или нет.
Есть разные рейтинги городов с самой неблагоприятной экологической ситуацией: где-то мы и «номер один», где-то нет, но всегда в топе, то же самое с рейтингами по выбросам. Но если взять рейтинг с расчётами на единицу площади, то на вершине окажутся уже Москва и Санкт-Петербург, куда в том числе «от плохой экологии» уезжают наши дети. Общественным восприятием можно манипулировать. Я могу сказать, что мы тревожимся гипертрофированно, — подчёркивает она.
Директор по развитию ГК inSmart Алексей Усков рассказал о том, как технологии «Умного дома» помогают сократить число выбросов. Напомнив, что отопительные ТЭЦ являются одним из важнейших источников углерода, вносят свой вклад не только в состав атмосферы, но и в формирование парниковых газов, он описал системы интеллектуального управления с терморегуляцией, которая позволяет отапливать дом ровно столько, сколько нужно и экономить энергию. На вопрос из зала он сказа, что уже можно оценить колоссальные потери ресурсов во время отопления домов в 30-градусную жару, но конкретные цифры не озвучил.

Аналогичным образом интеллектуальные энергоэффективные системы могут сберегать и другие ресурсы. Кроме того, сберегательные технологии должны закладываться при строительстве:

Очень важно использовать возобновляемые источники энергии, планировать все инженерные системы, продумывать системы утилизации. В по-настоящему современных европейских проектах потребление некоторых внешних ресурсов сводится к нулю, — заявил глава InSmart.

Энергоэффективными могут быть не только дома, но и промышленные предприятия: как рассказал  главный инженер АО «Промышленная группа «Метран» Виталий Ботяков, системы снабжения, производственные линии предприятия, упаковка и прочее продуманы в том числе с экологической точки зрения, хотя реализовать собственные эко-инициативы им не всегда просто.

Если мы не хотим отправлять какой-то отход на полигоны, платить негативный сбор, то не всегда можем найти организацию, которая возьмётся за его переработку. Было бы хорошо, если бы в нашем регионе был реестр таких предприятий, — предложил Виталий Ботяков.

Одна из крупнейших компаний по переработке отходов в Челябинске — «СимВОЛ»; её генеральный директор Наталья Симонова рассказала о своём видении проблемы сбора и переработки отходов.

«Без системы ничего не изменится»: как Челябинску стать экологичным? 1
 
 

Многие говорят, что наши люди не готовы к раздельному сбору, но это не так. За много лет, что мы реализуем проекты раздельного сбора, я видела много вовлечённых людей, адаптация к самой идее идёт уже давно. Семь больших хабов раздельного сбора, которые мы открыли в городе, становятся всё более востребованными. При этом городские инициативы оказываются неэффективными.
Почему так происходит? У людей нет такого чувства брезгливости, как на мусорках, нет недоверия, которое появляется, если весь мусор увозит одна машина. Появляется чувство собственного достоинства, осознание того, что мусор — это сырьё, отсюда — чувство осмысленности и личная вовлечённость.  Процент засора муниципальных жёлтых контейнеров для «раздельного сбра» — до 70%, у нас — не более 15%. «Экомобиль» который у нас ездил по «Ньютону» — 2% засора.
Но проблема в том, что мы не знаем, что делать с сырьём. Не хватает переработчиков их мощностей, не хватает господдержки. За годы работы мы переработали объёмы отходов, сопоставимые со свалкой в Полетаево, но мы сами наладили производство. Если сконцентрироваться только на сборе и переработке, смысла не будет: нужно развивать общую культуру потребления изделий из отходов, кооперироваться, усиливать автоматизацию: в условиях дефицита кадров много ли найдётся желающих работать с мусором?

Александр Конев, управляющий челябинским отделением Сбербанка, в своём докладе раскрыл понятие, которое понимают под «экологией жизни» на Западе: аббревиатура ESG подразумевает работу по направлениям экологии, социальной ответственности и грамотного корпоративного управления.

Что касается непосредственно экологии, мы уменьшаем свой углеродный след — если убрать пафос, действуем, как воспитанные люди при выезде на природу. Вне зависимости от глобальных процессов в мире наша задача — сделать своё влияние на окружающую среду максимально нейтральным, — подчеркнул он.

Вовлечённость в обучение и подготовку кадров, обширная соцподдержка сотрудников, инклюзивность сервисов — всё это тоже устойчивое развитие, в парадигме которого компания может влиять на свою среду в самом широком смысле.

Наталья Шинкарук, директор Центра коллективного пользования «Экоаналитика» ЮУрГУ, рассказала о том, что в вузе существует огромное множество ценных экологических наработок, но ни одна из них пока не вышла на рынок.

У нас разработаны безреагентные технологии очистки воды, способы переработки опилок, керамики и других отходов, съедобная упаковка. Но коммерческие задачи для образовательной, научной организации всё-таки на втором месте, мы не знаем конкретных запросов бизнеса, фактически, занимаемся фундаментальной, а не прикладной наукой. Есть технологии, внедрение которых занимает 5-8 лет, для бизнеса это очень много. Но для того чтобы ускорить работу, нужно определит цели и иметь средства, привлекать гранты и инвестиции, — подчеркнула Наталья Шинкарук.

Экология имеет немалое значение и для развития туристической отрасли: однако и самый крупный с точки зрения потенциала региона эко-туризм, и элементарное развитие туристических маршрутов становится невозможным из-за разрозненности зон ответственности и бессистемности решений.

Недавно приезжали коллеги-туроператоры, их катали по нашему «национальному маршруту». В итоге у них появился дельный вопрос: «Как так получилось, что мы идём по эко-тропе два с половиной часа, но не встретили ни одного туалета»? Ответить на такие вопросы никто не может, с ответственными лицами мы сами долго обменивались отписками, и закончилось всё заявлением: «А что вы хотите, у нас туризм и экология «под разными вице-губернаторами», — рассказал Алексей Ципордей, генеральный директор компании «Вита трэвел».

Сергей Ефимов, руководитель объединения «Эко-Standart», согласился с тем, что отсутствие системности и координированного контроля лишает смысла любые экологические идеи и инициативы.

Мы занимаемся контролем озеленения в Челябинске, и во время весенних рейдов мы нашли огромное количество деревьев, высаженных по контракту за большие деньги, и загубленных исполнителями других контрактов — во время дорожных работ, очистки снега и так далее, — рассказал он.

Координировать усилия, узнавать о проблемах и запросах руг о друга — надеемся, бизнес и власть смогут это делать в том числе при участии CHEL.DK.RU.

Подписывайтесь на наш Telegram и следите за новыми материалами по итогам форума «Будущее города».