С какими вызовами столкнулся малый и средний бизнес в 2024 г.? Стоит ли роботизировать малое производство? Интервью председателя Челябинского областного отделения «Опоры России» Артёма Артемьева.
Артём Александрович, какие факторы в этом году влияют на развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области?
— В прошлом году количество субъектов малого и среднего предпринимательства в области увеличилось на 3,2% — до 141 тысячи, тогда как оборот в малом бизнесе увеличился на 11%. Вроде бы статистика благоприятная, валовая прибыль и обороты растут. Можно так говорить, если не принимать во внимание факторы инфляции.
В условиях санкций самое важное качество для бизнеса — это адаптивность. С 2019 г. ковид, потом СВО стали факторами, которые вносят большую долю неопределенности именно при среднесрочном (пятилетнем) планировании. Но малый бизнес силен своей гибкостью и тем, что может оперативно перестраиваться. И вот если бизнес адаптивен, этим вызовом он может предложить что-то новое. Если ты умеешь оперативно принимать решения, то можешь очень быстро вырасти в бизнесе.
Другой фактор — усиливающаяся конкуренция за кадры. Предприятия, которые работают на оборонную промышленность, на ВПК, предлагают беспрецедентные зарплаты. Многие коллеги говорят, что работники переезжают из центральных районов области — Магнитогорска, Варненского района, — например, в Миасс, потому что там «УралАЗ» предлагает обучение и высокие зарплаты практически с нуля. А расти без кадров очень тяжело. И мы говорим не только о рабочих, но и об инженерах, руководителях.
Третья составляющая — это кредиты, финансирование. Не всегда представители малого бизнеса умеют планировать даже на пять лет вперед и используют довольно консервативные методы развития — свои деньги. Нынешняя ситуация с высокой процентной ставкой не позволяет активно вкладываться в развитие. Однако, например, в «Мой бизнес» можно получить льготные займы на сумму около 5 млн рублей.
Если бы ставка была на уровне пяти процентов, мы увидели бы более впечатляющий рост, потому что тогда предприниматели рисковали бы охотнее. Чем больше риски, тем выше прибыль. Кредит под 20% отбивает у предпринимателя желание рисковать.
Как в таком случае меняются горизонты планирования в малом и среднем бизнесе?
— Конечно, нужно иметь планы хотя бы на ближайшие пять лет, но важно уметь их менять. Мы должны видеть цели, понимать, что делать, чтобы их достичь, какие нам при этом нужны специалисты. Нужно также наращивать компетенции, быть готовым меняться.
Не стоит замыкаться на узкой специализации, нужно развивать самые разные компетенции, быть более универсальным. Важно уметь по-разному управлять коллективом в зависимости от целей и задач. Давно доказано, что в трудные времена авторитарное управление более эффективно.
В другое время, когда ситуация более стабильна и требуется креатив, уже нужно менять модель и планомерно идти по пути развития собственной эффективности.
«Опора России» не только аккумулирует проблематику, но и предлагает решения. Какие есть новые инициативы?
— «Опора России» с момента своего основания работает над развитием предпринимательства в стране. Одним из результатов нашей деятельности является стремительный рост предприятий и их выход за установленные рамки сектора МСП. Это компании с выручкой до 10 млрд рублей, которые еще не крупный, но уже и не средний бизнес. Не так давно мы ввели понятие МСП+ и предлагаем применять к таким компаниям уже действующие меры поддержки для сектора МСП, включая льготное кредитование и защитное поручительство.
Еще одна важная инициатива — повышение порога значительного ущерба по ч. 5 ст. 159 УК РФ (мошенничество в предпринимательской деятельности) в 25 раз. Сумма в 10 тысяч рублей не отвечает сегодняшним реалиям. Буквально на днях президент Владимир Путин подписал закон, согласно которому значительным признается ущерб в сумме не менее 250 тысяч рублей.
23 апреля «Деловой квартал» проводит форум «Будущее города», в котором представители «Опоры России» принимают активное участие. Одной из тем станут вопросы роботизации и цифровизации в различных отраслях. Как эти процессы происходят на предприятиях МСБ и с какими сложностями сталкиваются предприниматели?
— С той поры, когда человек взял в руки камень, потом понял, что эффективнее к нему приделать черенок, получил первый молоток, дальше идет непрерывное развитие инструментов, которые помогают нам повышать эффективность труда. Когда стали развиваться речь и абстрактное мышление людей, человечество пришло к цифровизации. В последние 20 лет видно, насколько эта отрасль бурно развивается. Робот сам по себе — это просто груда металла с высокотехнологичным наполнением. Нужны люди, которые умеют его программировать, инженеры для обслуживания.
Робот не решает производственных проблем. Он работает на крупной серийной линии. В первую очередь необходимо обеспечить загрузку предприятия, а уже потом смотреть, какой робот подойдет под эти цели и задачи. Ведущие технологические отрасли, которые развиваются всегда передовыми темпами, определяют тренд и показывают нам, что придет в малый бизнес, допустим, через 5–10 лет.
Сейчас предприниматели легче решаются на приобретение роботов, видя примеры других предприятий. Но это такое крайнее средство, когда все остальные уже исчерпаны.
Если говорить о цифровизации промышленности, то программа по внедрению принципов бережливого производства регионального Фонда развития промышленности отлично работает. После ее прохождения производительность на предприятиях растет на десятки процентов. И не всегда для этого нужен робот. В среднем такой механизм, например с манипулятором, стоит около пяти миллионов. Для малого бизнеса это существенные инвестиции, но окупятся ли они и когда?
Если ты решил, что сейчас тебе нужен робот, то ты уже опоздал. На его покупку, внедрение и адаптацию может уйти от полугода до года, а действовать надо здесь и сейчас. Надо думать заранее.
Если роботы слишком дороги для малых предприятий, то, может быть, есть какие-то иные способы развивать это направление?
— Да, нужно использовать цифровые инструменты: это станки с ЧПУ, устройства, скажем, для лазерной резки. Для начала можно даже б/у, потому что необходимо обучать и приучать сотрудников с ними работать. Это то, что облегчает труд.
Главное, чем мы сейчас занимаемся, — офсетные контракты. Для малого бизнеса это стабильная загрузка производства, а значит, и стабильные программы обучения персонала, выполнение социальных программ, инвестирование в оборудование. Для государства это означает стабильное получение качественного отечественного продукта на понятную перспективу.
Сегодня важно позаботиться о защите роботов и других систем от вирусов, вредоносных программ. Чтобы не получилось так, что все машины встали враз. Поэтому в «Опоре» мы сейчас занимаемся и вопросами безопасности, чтобы роботы не начали вредить. Данное направление курирует наш комитет по цифровой экономике и электронной коммерции, которым руководит Алексей Коваль.
Читайте также на CHEL.DK.RU: Как заработать на роботизации и цифровизации: ответы — на форуме «Будущее города»
На вашем предприятии по производству спортивного оборудования тоже есть умные разработки?
— Мы начали выпускать тренажеры, в которых установлены датчики. Можно скачать приложение и заниматься тренировками совместно с кем-то, отслеживая свои и его показатели. Можно, например, дистанционно проводить соревнования.
Какие предложения по решению кадровой проблемы в бизнесе есть у «Опоры России»?
— У нас есть комиссия, которая занимается внедрением на предприятиях рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эта идея неновая: еще Генри Форд практиковал это на своем заводе. Мы разработали предложение о предоставлении субсидий предприятиям, которые трудоустраивают инвалидов, потому что такие рабочие места нужно специально оборудовать, адаптировать и сертифицировать.