Меню

Победой или полным фиаско?

Иллюстрация: ИП Иванова А.А.

Какой финал чаще всего сопровождает процедуру допроса в ФНС? Встречи бизнеса с налоговыми органами становятся всё более частыми. На допрос могут вызвать кого угодно.

Это может быть сотрудник, поставщик, подрядчик и даже уборщица компании. Процедура не самая приятная, способная вывести из равновесия даже самого матерого переговорщика.

Но! К ней можно подготовиться и найти достаточное количество аргументов, чтобы убедить инспектора в своей правоте и законопослушности.

О том, как проводятся допросы, какие механизмы, в том числе и давления, оказывают специалисты контролирующих органов, мы знаем не просто из опыта наших клиентов, мы вместе с ними из года в год сталкиваемся, прорабатываем стратегии и успешно перелистываем этот неприятный момент в жизни компании, — делится Анна Иванова, директор Консультационного центра Анны Ивановой.

Календарный 2023 г. закончился не так давно. И, подводя итоги, мы определили топ-10 нетипичных тем в рамках допросов, которые налоговые инспекторы применяли в прошлом году.

Налоговая не может допросить свидетеля? Поручите это его работодателю!

В конце 2023 г. несколько наших клиентов, состоящих на абонентском обслуживании, прислали нам очень похожие друг на друга требования об истребовании документов и информации. Каково же было наше удивление, когда запрашиваемая налоговым органом информация представляла собой список вопросов, которые работодатель должен задать своему работнику (работник, в свою очередь, являлся свидетелем в ходе проведения налоговой проверки совершенно постороннего лица).

Нас заинтересовала эта практика, и мы выяснили, что получение показаний подобным образом перестает быть исключением.

Отметим, что ст. 90 НК РФ, регулирующая порядок проведения допросов в рамках налоговой проверки, не содержит и не содержала подобных положений. Допрос может быть проведен только лицом, проводящим налоговую проверку.

Почему вы пришли с юристом?

Вопрос странный, если не сказать больше. Но тем не менее налоговые инспекторы его задают довольно часто. Инспекция пытается убедить свидетеля, что сопровождение юриста нужно только тем, кто планирует ввести проверяющих в заблуждение. Если нечего скрывать, зачем вам юрист?

Во время одного из допросов, на котором я сопровождала клиента, инспектор сообщила, что мое присутствие невозможно, так как стул только один — для свидетеля. Стул, конечно, вскоре нашелся. Однако к вопросу о целесообразности моего присутствия подключилась начальник отдела, спросив меня: «И как вы собираетесь защищать свидетеля?». Как ответить на этот вопрос? — «В рамках законодательства, уважаемый налоговый орган».

Протокол допроса не содержит конкретных вопросов, а представляет собой рассказ свидетеля

С подобной ситуацией столкнулся один из наших юристов. В ходе допроса инспектор задавала вопросы и, казалось бы, фиксировала ответы свидетеля в протоколе. Но, когда документ распечатали для ознакомления и подписания, выяснилось, что вопросы вообще не были зафиксированы. Ответы свидетеля же были зафиксированы в виде свободного рассказа.

Наш юрист настояла, чтобы протокол сформировали в формате «вопрос — ответ». После окончания допроса клиент поинтересовался, почему это так важно? Ответ простой: поскольку из протокола неясно, какие вопросы вам задавал инспектор, ваш рассказ можно трактовать как угодно. Так, например, вас не спрашивали про взаимоотношения вашей компании с ООО «Рога и Копыта», вы и не сказали. Вывод может быть не таким безобидным: «Не сказал, значит, не было таких взаимоотношений».

Видите пачку документов? Это показания ваших коллег, в том числе и бывших, они нам уже всё рассказали!

Еще один излюбленный метод оказания давления на свидетеля. Конечно, инспектор не обязан демонстрировать вам чужие протоколы допросов. Однако, как показывает практика, когда доказательства действительно есть, их предъявляют.

В подобных ситуациях мы рекомендуем клиенту сохранять спокойствие и не поддаваться не провокации.

Проведение допроса на дому

Налоговый инспектор может приехать к свидетелю домой и на работу — это не является редкостью и может быть обусловлено различными причинами: от банальной ограниченности сроков проведения проверки до желания застать свидетеля врасплох. Согласитесь, мало кто может похвастаться возможностью в любое время суток вызвать налогового юриста. Может быть, именно на это и расчет?

В таких ситуациях целесообразно попросить инспектора направить повестку или получить ее, если она уже готова, и прийти для дачи показаний в налоговую инспекцию.

Инспектор проводит допрос по поручению другой инспекции. Всё отлично, никакого давления. Можно успокоиться?

Вовсе нет. Законодательство не предусматривает обязанность свидетеля ехать в другой населенный пункт для участия в допросе. Поэтому, если налоговому органу нужно допросить свидетеля из другого города, они отправляют список вопросов в инспекцию по месту его регистрации.

Инспектор, который будет проводить допрос, просто зачитает вопросы и дословно зафиксирует ваши ответы. Так что же плохого? А то, что вы не можете уточнить, что имеется в виду в том или ином вопросе. Следовательно, ответ, который вы дадите, может быть не вполне корректным.

Вы хотите получить копию протокола допроса? Зачем она вам?

Время идет, а вопросы проверяющих не меняются. НК РФ предусматривает обязанность инспекции выдать свидетелю копию допроса. Но на вполне законное желание свидетеля забрать копию инспекция порой высказывает предположение, что свидетель хочет отдать его своему работодателю.

Получить копию всё же целесообразно. Ведь любой документ, в котором есть ваша подпись, это ваш документ.

Еще какие-то взаимоотношения с проверяемым лицом у вас были?

В 2023 г. несколько наших юристов, в том числе я, столкнулись с подобной техникой при сопровождении вопросов. Так, например, свидетелю задаются вопросы относительно взаимоотношений в рамках договора поставки. И вот, когда все вопросы уже заданы, задается, казалось бы, формальный вопрос: «Были ли еще какие-то взаимоотношения?». Свидетель, недопоняв вопрос, отвечает: «Нет, не было». Как выясняется, был еще договор аренды, реальность которого теперь придется доказывать.

Показания дает свидетель! Юристы, не лезьте со своими комментариями!

К сожалению, и такое приходилось слышать. Безусловно, юрист не вправе отвечать вместо свидетеля, но он может помочь свидетелю понять вопрос. Во время одного из сопровождаемых мною допросов инспектор задала свидетелю вопрос: «Кто дает вам указания по работе?». Свидетель, работавший разнорабочим, не понял вопрос и не нашел ничего лучше, как замолчать. Я подключилась: «Как вы понимаете, что нужно именно эти мешки перенести именно в тот цех?». На этот вопрос свидетель ответил без проблем.

«Замечания, возражения и дополнения к протоколу будут предоставлены позднее в письменном виде»

Эту фразу мы пишем во всех протоколах допроса, которые сопровождаем. Одни инспекторы относятся к этому нейтрально, другие — с пониманием, третьи — резко негативно. Но факт остается фактом. Очень часто именно эта фраза помогает, когда, выйдя из инспекции и успокоившись, нам звонит клиент и говорит: «Слушайте, я, похоже, один важный момент забыл сказать».

И это только малая часть неочевидных процедур, которые может затребовать ФНС в рамках процедуры допроса.

Реклама
ИП Иванова Анна Александровна ИНН 744717853205,
тел. +7 (908) 579-04-23,
e-mail: consal18@mail.ru.