Fashion-индустрия — 2023: как мужской костюм оживил отрасль
В 2023 году российская fashion-индустрия наращивала свои продажи в онлайн и офлайн форматах. Многие бренды сделали ставку на маркетплейсы, развивали собственные интернет-магазины.
Онлайн-продажи компаний в этом сегменте сравнялись с продажами в одном крупном магазине, и есть перспективы роста, отмечают аналитики рынка. В последний год набирал популярность и формат универмагов. Эта ниша сейчас особенно востребована среди молодых дизайнеров, где они могут представить свои небольшие коллекции в корнерах. Кроме того, на рынок частных услуг вышли консультанты по созданию бренда одежды: спрос на таких специалистов за год вырос более чем в два раза.
Второй год подряд в России растет спрос на услуги по пошиву одежды. Интерес со стороны клиентов ателье вырос на треть по сравнению с 2022 годом и в два раза по сравнению с 2021-м, говорится в исследовании «Авито услуг». Мастера индивидуального пошива отмечают тренд последних лет: мужскую одежду премиум-класса стали чаще заказывать в ателье.
Главное, чтобы костюмчик сидел
Статусный деловой костюм безупречного качества приобрести не так-то просто. Добраться до брендовых европейских магазинов стало сложнее, весьма проблематично сейчас и найти мастера, который способен справиться с такой непростой работой. Настоящее искусство, высший пилотаж в профессии портного — пошив мужского костюма. Нет ничего сложнее в производстве одежды, чем этот предмет гардероба. Классический костюм премиального качества — это плод кропотливого труда, в котором много ручной работы.
Фото предоставлено ООО «Тиссура»
Костюмы шьют обычно из стопроцентной шерсти либо с добавлением шелка. Даже для летних коллекций в основном используют именно шерсть, но более тонкого плетения. Сейчас производят так называемый «холодный» вариант этой ткани. В таком костюме человек чувствует себя более комфортно в жару. Ткани высокого качества всегда шелковистые, приятные на ощупь. В России их не производят. Ателье премиум-сегмента заказывают материал у фабрик на ежегодной выставке Premiere Vision Paris, где собираются ведущие производители и дома моды. Единственным российским участником закрытого клуба этой выставки является компания «Тиссура». Забрендированную ею ткань в течение двух лет никто не имеет права продавать и покупать у производителя, который сделал этот матерал для «Тиссуры». Эти кашемиры, костюмные ткани, австралийские и английские хлопки, кружево проверяют на безопасность, сертифицируют и поставляют для отдельного Дома моды или ателье.
Качественные ткани не мнутся, не теряют цвет и форму при носке. Для их производства помимо современных технологий необходимо высококачественное сырье. В России этот рынок не развивался, а за рубежом он имеет многовековую историю», — отмечает Лариса Рахматуллина, директор ателье «Тиссура».
Фото предоставлено ООО «Тиссура»
Лучшими мастерами в создании мужского костюма считаются итальянцы. В этой стране существуют отдельные школы со своими технологиями кроя и шитья. Итальянцы совершенствовали их поколениями. Именно поэтому изделия их конструкторов никогда не выходят из моды. И сегодня на пике популярности знаменитый итальянский силуэт.
Есть моменты, которые в крови у итальянцев, они — лучшие в посадке изделий, — рассказывает дизайнер ателье «Тиссура» Елена Фазлиева. — Я начинала работать как конструктор мужской одежды в челябинском Доме моделей. В ту пору это было немного скучно, потому что в конце 80-х и 90-х годов прошлого века мужская мода не развивалась так ярко, как сейчас. Теперь она интереснее, чем женская, и сегодня мы видим оживление на рынке индивидуального пошива. Запросы российских мужчин стали разнообразнее в подборе гардероба. Они уже не боятся носить классические рубашки с растительными, животными принтами, в клетку. Предпочитают более облегченный вариант «классики». Чтобы в костюме можно было и переговоры провести, и колесо поменять при случае».
Если говорить о модных трендах в премиум-сегменте, мужские пиджаки стали миниатюрнее. Они «лепят» фигуру и потому гораздо сложнее в производстве. Помимо идеальной посадки дорогой пиджак выдает масса других немаловажных нюансов.
Фото: pxhere.com
Пошив костюма не терпит суеты
Создание мужского костюма складывается из множества этапов. Высший пилотаж для закройщика, когда мастер обладает несколькими методиками построения выкройки. Совмещая их, учитывая особенности фигуры, портные добиваются той самой идеальной посадки.
На пиджаке высокого качества вы никогда не увидите заломов, складок в ненужных местах и «пузырей». В нем комфортно независимо от того, какую позу принимает тело. Секрет в том, что передняя внутренняя часть пиджака, так называемая бортовка, имеет несколько слоев и выстегивается тончайшими нитками вручную. По этой же методике изготавливают лацканы и воротник. Мастер делает тысячи стежков, а этодолгие часы работы. Благодаря такой технологии пиджак, несмотря на жесткую форму, приобретает эластичность. Прочность и гибкость, презентабельность изделию также придают специальные подкладочные материалы. Начинка пиджака — несколько видов неклеевых прокладочных материалов натурального состава (состоящие из прочного конского или верблюжьего волоса), наслоенных один на другой. Строчка по бортам костюма выполняется также вручную даже несмотря на то, что сейчас существуют швейные машины, которые имитируют ручной шов.
Высокое требование и к плечевым накладкам. Ни в коем случае это не должен быть поролон. Только хлопковый наполнитель определенной толщины в зависимости от фигуры и плечевого пояса клиента. Жесткие требования даже к цвету подклада. Например, недавно я шила костюм для госслужащего высокого ранга. И требование было такое, что это должен быть темно-синий костюм с подкладом точно такого же цвета, аналогичного оттенка пуговицами и ни одной петли на лацкане пиджака и шлице не должно быть другого цвета, хотя сейчас это модно», — рассказывает Марина, владелица одного из частных ателье в Екатеринбурге.
Мастера индивидуального пошива говорят, что одежду делают три вещи: конструкция, технология и утюжка. Работа с утюгом — важнейший этап в создании делового костюма, когда силуэт буквально вылепливается.
Это достигается благодаря мастерству портного, который в прямом смысле лежит на утюге, суживая или оттягивая строчки. Влажная тепловая обработка проводится на манекене, когда шьется подклад, собираются элементы пиджака, которыйв итоге должен принять нужную форму и высохнуть. Готовому костюму необходимо время, чтобы «отдохнуть». За двое суток всю эту работу сделать невозможно. Поэтому на создание качественного изделия требуется не меньше месяца и обязательно две примерки», — уточняет Лариса Рахматуллина.
Фото: pxhere.com
Эпоха заката или ренессанса?
Сегодня швейного рынка как такового в России нет, говорят мастера индивидуального пошива, которые приобретали бесценный опыт еще в советское время. «Бриллианты» в профессии, те, кто 30-40 лет назад получил фундаментальное образованиелибо уже завершили свою деятельность, либо преподают на курсах. А молодежь предпочитает работать в нише «массовки», потому что строчить постельное белье или производить вещи оверсайз гораздо проще, чем корпеть над каждым костюмом. Да и требований в этом сегменте меньше. Современному поколению портных не хватает навыков коммуникации в общении с взыскательными клиентами.
До 1998 года в Челябинске было два Дома моды, своя лаборатория. Мы участвовали во многих выставках и занимали призовые места. Тогда не важно было, что мы живем на периферии. Ты был в центре своей профессии. Работали специалисты с великолепной базой, мастера высшей квалификации», — вспоминает Елена Фазлиева.
Фото: pxhere.com
До начала 2000-х годов профессиональные учебные заведения Челябинска готовили для легкой промышленности портных, конструкторов, скорняков.
Я пришла в отрасль 15 лет назад,и мне тогда сказали, что мы уже три года как не набираем кадры. Нет потребности в этом. Никто не хочет учиться. Сейчас к нам приходят выпускники профильных специальностей вузов, колледжа легкой промышленности, но практики они не дают. Работать с тканями молодые специалисты не умеют. Они не знают, к примеру, чем отличается пошив хлопкового и шелкового топа. Мы говорим об этом на всех форумах, но чтобы швейное дело возрождалось, нужна поддержка государства», — говорит сотрудница ателье Антонина Котова.
Другой взгляд на ситуацию в отрасли у швейников, которые работают в сегменте масс-маркет. Например, компания PEPLOS, специализирующаяся на пошиве мужской одежды, в 2023-м активно развивала свою розничную сеть. За год производитель закрыл четыре точки: в нише ритейла и в малопопулярных торговых центрах. В то же время компания открыла 10 новых площадок в крупных ТРК. Сейчас в сети порядка 130 точек вместе с магазинами партнеров.
За 2023 год валовая выручка компании выросла на 26%. Мы видим рост по всем товарным категориям, в том числе и в штуках. Особенно радует рост костюмной группы (пиджаки, брюки, костюмы), по которым последние 10 лет наблюдался нисходящий тренд в спросе. Рост продаж обусловлен, конечно же, уходом значимых западных брендов, ростом доходов населения, связанных с СВО, и налаживанием многих внутренних бизнес-процессов в компании», — рассказала Валерия Захарчук, креативный директор компании PEPLOS.
Подтверждают оживление на рынке легкой промышленности и данные Челябинскстата. За 11 месяцев производство текстильных изделий в регионе возросло на 107,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Изготовление одежды увеличилось на 95,6%, а кожи и изделий из кожи южноуральцы стали производить на 118,2% больше.
Фото: pxhere.com
Рост рынка во многом стимулировали меры поддержки малого и среднего бизнеса, которые в последние годы реализуются в регионе. В Министерстве экономического развития Челябинской области подчеркивают, что поддержка предпринимательства — одно из приоритетных направлений работы правительства. Важная составляющая этой работы — снижение фискальной нагрузки.
Бизнес по пошиву одежды связан не только со сферой услуг, но и непосредственно с индустрией моды. Fashion-дизайн и локальные бренды одежды — одно из самых развитых направлений креативной экономики Челябинской области. В декабре прошлого года в структуре Агентства международного сотрудничества Челябинской области создан департамент креативных индустрий, который занимается продвижением креативного бизнеса, в том числе проводит фестивали, организует гастроли челябинских брендов, конкурсы в сфере моды. Недавно запущен сайт креативных индустрий Челябинской области Кicho.ru, на котором будут представлены все модные бренды региона», — рассказала министр экономического развития Челябинской области Наталья Лугачева.
В области реализуется широкий спектр помощи бизнесу, в том числе по пошиву одежды. Полный перечень мер поддержки регулярно обновляется на сайте G2b.gov74.ru.