Победителем премии «Человек года — 2023» в номинации «Научно-производственная кооперация» стал генеральный директор «Чебаркульской птицы» Дмитрий Пырсиков. Он рассказал о компании и состояние отрасли.
Дмитрий Александрович, что значит для вас победа в премии «Человек года»?
— В премию идет не человек, а результат работы коллектива. Мы разработали препарат «Биоресурс», который помогает повысить производительность с гектара и обеспечить экологичность производства, перерабатывая куриный помет в удобрения. Это позволяет повышать урожайность. В основе всего лежит зерно. Хлеб, молоко, мясо, яйцо — это всё есть у нас благодаря выращенному зерну. Сегодня в Челябинской области производится 2 млн тонн зерна, а потребляется 4 млн. За привозное из соседних регионов мы платим 30 млрд руб. в год. Эти деньги могут оставаться в регионе.
Почему вы решили связать свою жизнь с сельским хозяйством?
— Изначально я пошел получать образование в Высшем военном авиационном училище штурманов. Это был конец 1990-х, когда в армии всё было очень сложно. Я потомственный военный (мой отец офицер), но в какой-то момент я решил, что лучше получить еще и гражданскую профессию. Волею случая я поступил в Аграрный университет, получил диплом.
Окончив институт, я пошел работать в «Союзпищепром». Это было направление «пищевая промышленность, переработка». В 2007 г. опять же по воле случая я поехал на «Чебаркульскую птицу», чтобы решить рабочий вопрос. Мне стало интересно, и вот с 2007 г. там работаю.
Какие есть особенности внедрения разработок в сельском хозяйстве?
— Я бы отделил производство от переработки продуктов животноводства и растениеводства. Я работаю на предприятии по выпуску именно зерна, яйца и мяса.
И хочу обратить внимание на важность этого направления. В Челябинской области проживает 3,4 млн человек. В сельскохозяйственных муниципалитетах живет 600 тыс., то есть менее 20%, а на сельхозпредприятиях работает всего 16 тыс. человек. Благодаря их труду кормятся все остальные. Крупных сельхозпредприятий в регионе всего с десяток. «Чебаркульская птица» — это 2 тыс. работников, «Челябинская птицефабрика» — 600 человек, и так далее. Плюс еще 1,7 тыс. фермеров.
Примерно пять лет назад, еще до пандемии коронавируса, начался интенсивный отток людей из сельского хозяйства. Кто-то уезжает в город, чтобы работать, кто-то — из-за детей. Потом очень многих забрала спецоперация, особенно из сельскохозяйственных территорий. Затем началось безумное развитие оборонно-промышленного комплекса. Предприятия ОПК двукратно подняли заработную плату, и мы не можем с ними конкурировать. Три года назад сырое молоко стоило 30 руб., а сейчас — 34. Всё остальное в нашей стране выросло в цене гораздо больше.
Как это отразилось на работе сельхозпредприятий?
— Мы вынуждены переходить к роботизации, автоматизации, уходить от человеческого труда. Из сельхозпредприятий уходит от тысячи и более человек в год, и это будет продолжаться.
Когда я стал генеральным директором «Чебаркульской птицы», штатное расписание было 3,2 тыс. человек. Сегодня это 1,8 тыс. При этом предприятие развивается. Мы применяем технологии бережливого производства, работаем над повышением эффективности процессов, увеличением производительности труда. Мы участвуем во всех федеральных программах.
Какие конкретно решения применяются?
— Мы постоянно ищем направления, в которых человека можно заменить техникой. Но в сельском хозяйстве есть много операций, где это невозможно. Например, робот не может оценить состояние птицы, также невозможно работать без агронома. Но механизмы могут применяться в перерабатывающих, логистических процессах, в охране.
На встрече с губернатором Алексеем Текслером мы говорили о том, что нам нужно в этом помогать, стимулировать предприятия на автоматизацию. Есть хорошая практика поддержки промышленного производства, но и наши предприятия в этом нуждаются.
Мы ищем прогрессивные решения. В советское время нагрузка на один комбайн была 300 га за сезон, и всех это устраивало. Сейчас это минимум 800 га, а при хорошей организации и 1000 га.
Испытываем дефицит водителей категории Е — на технику с прицепами. А возить зерно на 10–20-тонных машинах очень дорого.
Сегодня мы заботимся уже и о том, как облегчить труд людей, потому что и это важно для сотрудников.
А что важно в работе лично для вас? Какими принципами вы руководствуетесь?
— Для меня важен человек, который работает на производстве. Нужно бережное отношение к людям. Большинство любит трудиться в дисциплинированных условиях, и нужно их обеспечить.
Большое внимание уделяем обучению, есть специальные программы, зарегистрирован свой образовательный центр. У меня самого три высших образования.
Мы приветствуем длительность работы человека в нашей компании: многие трудятся 10 и более лет. Многие работают семьями, но мы стараемся устраивать их в разные подразделения, чтобы люди не уставали друг от друга, а вечером или в выходной отдыхали от рабочих вопросов.