Меню

Константин Жаботинский: «Наша компания вошла в топ-5 производителей упаковки в России»

Иллюстрация: ПК «Центр упаковки»

Челябинская производственная компания «Центр упаковки» реализовала масштабный инвестиционный проект, вложения в который составили около 1,2 млрд рублей.

За два года создано с нуля современное производство упаковки для яиц из вторично переработанного сырья — макулатуры. В основе производства — стандарты экологичности и высокого качества. Запуск завода позволил снизить потребление пластика в регионе более чем на 7 тысяч тонн ежегодно, сократить площадь мусорных полигонов и обеспечить птицефабрики всего Урала и Башкирии качественной и экологичной упаковкой. А выход на запланированную к концу 2023 года производительность позволит компании подняться уже в топ-4  крупнейших производителей упаковки в России.

«Деловой квартал» встретился с номинантом на получение премии «Человек года — 2023», генеральным директором ПК «Центр упаковки» Константином Жаботинским, и узнал, почему напряженка с газетами — двигатель прогресса для отрасли, а также как взаимосвязаны лотки для яиц и китайские роботы и зачем челябинский завод хочет собирать упаковку типа тетрапак со всей России.

Константин Анатольевич, инвестиции в проект, учитывая, что компания не относится к крупному бизнесу, немалые — более миллиарда рублей. Как ПК «Центр упаковки» выросла до одной из передовых в России компаний по производству яичной упаковки из макулатуры? Как сами оцениваете значимость проекта для региона?

— На рынке по переработке макулатуры мы работаем более трех лет и входим в число крупнейших российских поставщиков яичной упаковки. При выходе на полную мощность будем производить до 14 млн яичных лотков в месяц. Если говорить об этом проекте, начиналось всё со стартапа в Златоусте. В 2019 году на территории производственной площадки ООО «ЦУП» мы с группой единомышленников организовали тестовое производство, где отработали технологию переработки макулатуры и получили продукт высокого качества в виде картонной упаковки для яиц. На основании результатов пилотного проекта в 2021 году совместно с нашими партнёрами (Анатолием и Павлом Фёдоровыми) приняли решение о создании крупного производства в Челябинске.

За два непростых года (сначала случилась пандемия, затем СВО, санкции, изменения логистических схем, курсовые колебания) огромные холодные склады без коммуникаций мы превратили в современное высокотехнологичное предприятие площадью 6,5 тыс. кв. м. Подвели все коммуникации: газ, электричество, канализацию, воду. Благодаря Фонду развития промышленности, который выделил нам 208 млн рублей, частично оплатили оборудование и запустили завод, обеспечив рабочие места для 170 человек. Знаете, когда у меня интересуются технологией производства яичной упаковки, я объясняю, что всё просто: берешь макулатуру, измельчаешь, заливаешь водой, получаешь сырье — пульпу, отправляешь на формовочную машину, сушишь и допресcовываешь. Но когда люди попадают на наш завод, они удивляются, что для производства обычной яичной упаковки необходимо такое масштабное производство.

На Урале мы единственные производим упаковку для яиц. Экономика нашего бизнеса обусловлена прежде всего логистическими характеристиками.

Нам выгодно работать с партнерами, которые находятся в радиусе 1000 км. Поэтому наши клиенты — это Челябинская, Свердловская, Тюменская области, Башкирия и Пермский край. В перспективе — экспансия в Казахстан, где нет своего производителя упаковки. Сейчас активно налаживаем связи с птицефабриками соседнего государства.

В производстве экологически чистой упаковки используется макулатура. Бумага — ценное и по нынешним временам дефицитное сырье. Вам будет достаточно его для тех объемов, на которые компания в перспективе должна выйти?                                                                                                   

— Сегодня мы ежемесячно перерабатываем почти 800 тонн макулатуры. Когда на старте проекта вели переговоры с птицефабриками, планировалось, что на бумажную упаковку в ближайшие два-три года перейдёт около 70% участников рынка. Тогда явно прослеживалась тенденция отказа от пластика. Многие производители стали переходить на бумажные лотки, которые имеют преимущества с точки зрения транспортировки и хранения яиц. Бумажная упаковка более прочная и «чистая». К сожалению, сегодня мы вновь стали отмечать, что птицефабрики чаще заказывают пластиковую упаковку, поскольку она дешевле. Но, я думаю, что это временное явление, связанное с текущими процессами в экономике.

Что же касается сырья для бумажной упаковки, в нашем рецепте три составляющие: вторичный картон, офисная бумага и газета. И хотя поставки макулатуры на производство идут из многих регионов, проблемы с газетой действительно есть. И не только у нас, а у всех производителей яичной упаковки в России, поскольку в печать выходит всё меньше изданий. При этом газета — очень ценный компонент сырья. В составе этой продукции есть волокна, незаменимые в производстве упаковки. Мы можем, конечно, закупать чистую целлюлозу вместо макулатуры, но целлюлоза будет обходиться в 4-5 раз дороже. Значит, вырастет в цене конечный продукт — упаковка, которая ведет к удорожанию яиц для потребителя. От этого варианта мы отказались.

В ближайших планах компании — разработка второго масштабного проекта. Мы изучили опыт европейских стран и Китая и пришли к выводу, что нужно начинать перерабатывать тетрапак. В его изготовлении используют целлюлозу, пластик и алюминий. В составе тетрапака 75% целлюлозы, 20% пластика и алюминия и 5% шлака. В России технология переработки тетрапака только начинает реализовываться. Раньше это было дорого и нетехнологично. Сегодня технологии ушли далеко вперед, и можно перерабатывать как «грязный» (использованный), так и «чистый» тетрапак (обрезь, которая остается на заводах при изготовлении пакетов для молочных продуктов и соков). В процессе переработки тетрапака идет разделение компонентов на фракции: пластик и алюминий — отдельно, целлюлоза — отдельно. Дальше эти материалы можно вновь использовать в производстве.

В настоящее время весь тетрапак идёт на полигоны (свалки), где может пролежать и 200, и 300 лет, поскольку это особо прочный материал, который не подвержен разложению, перерабатывается лишь 7%.

Сегодня в России ежегодно изготавливается около 200 000 тонн многослойной упаковки типа тетрапак, перерабатывает тетрапак в небольших объемах лишь один завод, который находится в Подмосковье. Еще одно предприятие строится в Ульяновске. Мы планируем перерабатывать около 1000 тонн тетрапака в месяц, собирать будем со всего Уральского региона. Развиваем компанию в своей концепции — создаем экологически чистую среду.

Кроме того, разделяя тетрапак на компоненты, мы сможем получать дефицитное сырье — вторичную целлюлозу, которая полностью заменит газету. Оставшуюся смесь, полиал, можно использовать как добавку при производстве строительных материалов, в изготовлении мебели, в качестве компонента дорожных покрытий. Над этим проектом мы тоже работаем уже сейчас, изучаем опыт других стран. Специально ездили в Китай на передовые производства, где увидели очень интересные инновационные решения, которые планируем использовать в своих следующих проектах.

Переработка тетрапака — еще идея или уже готовый проект?

— Да, уже есть проект, и мы приобрели землю рядом с нашим предприятием, выбрали оборудование, которое будем закупать у китайских партнеров. Когда мы строили первый завод, думали, что запускаем суперсовременное производство. Но, побывав в гостях у своих китайских коллег, поняли, что можно автоматизировать еще больше производственных процессов, учитывая нынешнюю ситуацию с кадровым голодом на предприятиях. Будучи в Поднебесной, мы посетили завод, где на площади в 4,5 тысячи квадратных метров каждую смену трудятся всего 12 операторов, которые управляют современным оборудованием. У нас в смене сегодня работают 40 человек. При этом выручка китайского предприятия выше, чем у нас. Поэтому есть над чем работать, будем стараться максимально автоматизировать производство при реализации следующих проектов.

Мы не просто следим за трендами, мы их демонстрируем и даже создаем — стремимся соответствовать передовым международным стандартам в области корпоративной, социальной и экологической ответственности.

И, конечно, необходимо работать с молодежью, создавать условия для того, чтобы на нашем заводе молодым специалистам было интересно и они видели перспективы для своего развития. В этом примером для меня является компания «ДСТ-Урал» в лице генерального директора Евгения Горелого, который много времени уделяет воспитанию молодых кадров. Надеюсь, через год мы сможем запустить в Челябинске новый высокотехнологичный завод по переработке тетрапака.

«Центр упаковки» — компания молодая, развивающаяся. Тем не менее вы активно участвуете в общественной жизни города, занимаетесь благотворительностью. Какие проекты поддерживаете?

— Действительно, наша компания наравне с экологической повесткой занимается благотворительностью. Тесно сотрудничаем с детским благотворительным фондом в поддержку талантливых детей «Андрюша», который работает с детьми и педагогами дополнительного образования уже более 14 лет, помогает талантливым детям проявить свои способности и реализовать их в полной мере. 

ПК «Центр упаковки» является социально ориентированным предприятием. Мы разделяем ценности детского фонда «Андрюша» и видим высокую значимость проектов, направленных на развитие детского творчества и повышение профессионального уровня педагогов, считаем работу фонда значимой и актуальной для развития региона и страны.

Одним словом, мы не только сами развиваемся, но и помогаем другим, стараемся привнести что-то полезное в жизнь региона и родного города.

Реклама
ООО «ПК "ЦУП"»
Рk-cup.ru.