Меню

Умная больница — миф или реальность

Иллюстрация: «Кит Актив»

Компания «Кит Актив» разработала систему умной больницы, которая позволяет автоматизировать обслуживание здания и медицинского оборудования через применение технологии интернета вещей.

У Челябинска есть еще один повод гордиться. Знай наших! Речь идет о созданном в Челябинске продукте. Высокотехнологичный продукт, в создание которого вложены классные челябинские мозги:

  • название продукта — «КИТАКТИВ»;
  • назначение продукта — для медицинских учреждений;
  • суть продукта — умное обслуживание медтехники.

Почти семь лет мы разрабатываем и внедряем IT-решения, выросшие из проблем, которые решали для себя, для сети стоматологических клиник «Белый кит». А именно: качественный учет медицинского оборудования и систему его обслуживания для повышения эффективности и сроков службы, — рассказывает Егор Хребтов, генеральный директор ООО «Кит Актив».

В 2023 г. компания ООО «Кит Актив» одержала победу в конкурсе «Лучший ИТ-проект Челябинской области — 2023» в номинации «Лучший ИТ-проект в сфере медицины».

Существует такое понятие, как карта рисков. Она является наглядным и простым способом, который позволяет выявлять, оценивать и ранжировать возможные риски или, другими словами, потенциальные опасности, а также предпринимать меры для их устранения.

Используются карты риска также и в больницах, где одни люди получают, а другие предоставляют безопасную, доступную и качественную медицинскую помощь.

По сути, больница — это сложная организация, социально-экономическая система. В силу этой сложности ее можно сравнить с крупным промышленным предприятием, электростанцией, техническим объектом, мини-городом — разница в управлении лишь в количестве оборудования и сложности технических процессов. Представьте, сколько в больнице сложных технологических систем — КТ, МРТ, УЗИ, ангиография, ИВЛ… А если к этому добавить ЖКХ? Это и теплоснабжение, и вентиляция, и водоснабжение, и водоотведение, и электричество, и ремонт, и утилизация мусора. Примите также во внимание темы, специфичные для больниц, — медицинские газы, эпидемиологическая безопасность, кислородная станция, — рассуждает Егор Хребтов.

Многие, пожалуй, смогут вспомнить аварию — взрыв кислородной станции в челябинской больнице в 2020 году. Более полутора сотен человек пришлось эвакуировать в здание расположенного поблизости стадиона, а несколько реанимационных больных увезли в другую больницу. Кроме огромного сочувствия, вызванного происшествием, мог также возникнуть логичный вопрос — а что, нельзя было заблаговременно провести профилактический ремонт?

Специалисты говорят, что таких вопросов, в ответ на которые можно только руками развести, довольно много встало в полный рост во время ковида, когда нагрузка на медицинские учреждения многократно возросла.

Ковид вскрыл проблемы в больничных инфраструктурах. Взять, к примеру, куда более простую по сравнению с больницей систему, как автомобиль. Что будет, если не менять масло в машине? Чтобы двигатель не заклинило, необходима периодическая замена масла, и это каждый водитель знает! Для чего? Для стабильной бесперебойной работы авто, — подчеркивает Егор Хребтов.

А «КИТАКТИВ» — это та самая система, IТ-продукт, который при внедрении в любом медучреждении обеспечит повышенную безопасность, надежность, эффективность работы оборудования.

Примерно на 40% мы можем снижать расходы больницы на ремонт техники за счет систем превентивного обслуживания и контроля. Да, контроля. За тем, к примеру, чтобы вовремя приехали медтехники из сервисной службы, если получили сигнал. Чтобы увеличить скорость устранения любой неисправности. Ведь не факт, что они приезжают сразу! Однако система «КИТАКТИВ» позволяет наладить эффективное взаимодействие.
Наша задача не «тушить пожар» или, наоборот, не создавать видимость работы. Главное — за счет рачительного и грамотного обслуживания сделать так, чтобы оборудование не ломалось. Такой подход исключает появление бюджетной дыры. А почему она могла бы возникнуть? Да из-за незапланированного ремонта после поломки дорогостоящей трубки в томографе. Бюджет — это полдела, но страдает еще и лечебно-диагностический процесс. Просто из-за простоя оборудования. К тому же для больницы авария чревата ответственностью за жизнь пациента: что если в палате интенсивной терапии произошла поломка в системе подачи газа? — разъясняет Егор Хребтов.

С учетом всех входящих данных в виде материальных активов и нематериальных аспектов «Кит Актив» позволяет создавать умную больницу. При этом используются так называемые BIM-технологии. На английском аббревиатура расшифровывается вот как — building information model. На русский переводится как информационная модель здания. В российском законодательстве закрепилось понятие «технология информационного моделирования». Как бы то ни было, это означает, что «Кит Актив» создает виртуального двойника больницы, в определенных местах устанавливаются датчики, которые позволяют отследить нежелательные явления, к примеру, изменение температуры в холодильной камере, где хранится донорская кровь.

Недавно мы завершили пилот в Республиканской клинической больнице в Казани. В РКБ имеется 20 морозильников для хранения компонентов крови, каждый стоимостью около 4–4,5 миллиона рублей. Они очень чувствительны: изменилась температура даже на 1 градус — сломался морозильник, или банально неплотно закрыли дверцу — это может привести к порче плазмы, — информирует гендиректор «Кит Актив».

Да, любая поломка, неисправность — это потеря денег, а в больнице еще и риск для пациента, который находится на операционном столе. Мол, зачем они вообще нужны, эти датчики. Пусть датчик сработает всего один раз! Но это ведь не то, что сломался телевизор в больничном холле, этот самый один раз — отработка в соответствии с картой риска.

Мы систематизируем возможные события, выявляем риски и ставим превентивные системы, — говорит Егор Хребтов.

В первую очередь, когда фирма «Кит Актив» приходит на предприятие, она проводит аудит бизнес-процессов, деятельности медицинской организации как системы. Все больницы должны соответствовать определенному уровню качества, у любого главврача имеется зам по качеству. Минздравом пишутся стандарты, которые сотрудники должны знать. На этом этапе «Кит Актив» делает в больнице фото «как есть», а потом разрабатывается проект «как надо».

Помогаем избегать рисков за счет создания базы данных. Возьмем тот же пример с холодильным оборудованием — кейс с плазмой крови. Как возникает риск некачественного оказания медицинской помощи. У вас вот сработал, пищит датчик — реагирует на падение температуры. Закрой дверцу или переложи в другой морозильник. Всё необходимо делать вовремя, — поясняет Егор Хребтов.

Даже обыкновенный градусник должен проходить поверку. Для чего? Чтобы подтвердить, что его показаниям можно верить. Наука метрология в помощь. Чтобы получить то качество информации, которое необходимо для надежной диагностики. «Кит Актив» позволяет уходить от кипы журналов и бумажных записей: когда необходимо сделать поверку, сообщит система и разошлет необходимые сообщения.

Следующий этап — оцифровка больницы, разработка системы навигации, чтобы знать, где найти конкретный аппарат. Это особенно важно для нового персонала. Разрабатывается система подачи голосовых заявок. Нет нужды описывать, какой аппарат сломался — просто наведите на него камеру смартфона и голосом сообщите, что он не работает. В аудиовиде сообщение уходит в инженерную службу, где по нормативу определят, может проблема подождать или нет.

Наше IT-решение актуально не только для отдельной больницы, но и для Минздрава. Появляется возможность видеть, что происходит в больницах с точки зрения эффективности использования медтехники. Свои болевые точки есть и в обслуживании медтехники: что правильно — обеспечить бесперебойное обслуживание или устранять поломки? Я гарантирую, что оборудование будет работать 360 дней в году, а на пять дней останавливаться, — подчеркивает Егор Хребтов.

«КИТАКТИВ», продукт для умного обслуживания медтехники, дистанционного контроля и превентивной аналитики ее состояния, уже работает в Московском многопрофильном клиническом центре «Коммунарка». В Челябинске система внедрена в областной детской клинической больнице и стоматологии «Белый кит».

Думающий руководитель понимает актуальность IT, для рачительного руководителя главное — не решение проблем, а профилактика проблем, — считает Егор Хребтов.

Реклама
ООО «БЕЛЫЙ КИТ»
Кitactive.ru.