Меню

Сергей Кашигин: «Развивать отечественный рынок в убыток предприятиям неправильно»

Иллюстрация: из архива Сергея Кашигина

«Промышленные скачки и какие-то достижения традиционно происходят во время военизированных конфликтов. Думаю, что в течение ближайших лет предпосылки к росту сохранятся».

Перед российским машиностроением с уходом в прошлом году западных производителей, казалось бы, открылось множество новых возможностей. Ранее недоступные рыночные ниши оказались свободными. Но для развертывания новых производственных линий необходимы оборудование, технологии. Даже эксплуатация уже имеющегося оборудования теперь затруднена из-за отсутствия гарантийного обслуживания, сервиса и поставок запчастей.

Как оптимально работать и развиваться российским предприятиям без привычного западного и японского оборудования? Почему еще на старте выхода на рынок нового продукта приходится занижать его стоимость? Об этом разговаривали с руководителем аппарата регионального совета Челябинского отделения ООО «СоюзМаш России» Сергеем Кашигиным. 

Сергей, Павлович, рыночные условия изменились, соответственно, компаниям приходится пересматривать стратегии и менять операционные процессы?

— Основная задача сейчас для южноуральских машиностроителей — это выполнение гособоронзаказа, но никто не отменял и выпуск гражданской продукции. С одной стороны, освободились ниши, которые могут занимать наши производители. К слову, эти ниши активно осваивают партнеры из азиатских стран, в особенности Китай, который уже обосновался на многих российских рынках. Например, в автомобилестроении, в частности, в секторе грузовиков, наши китайские партнеры представлены уже более чем на 50%.

С другой стороны, ушли поставщики оборудования (западные и японские компании), на котором нужно выпускать импортозамещающую продукцию. Поэтому сейчас нет задачи с кем-то конкурировать. Машиностроителям необходимо наращивать объемы на том оборудовании, которое предприятие имеет. А чтобы освоить новые виды продукции, компании вынуждены заниматься модернизацией, обновлять станки, инструменты, технологии. В короткие сроки это сложно сделать. Заказ со стороны “оборонки” помогает машиностроителям развиваться, но пока запрос значительно опережает наши возможности.

Но есть же разные варианты материальной помощи бизнесу — субсидии на импортозамещение, гранты, компенсация расходов, льготные займы?

— Есть документ (Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»), в рамках которого предприятие должно показать, что производимая им продукция изготавливается из компонентов отечественного производства. Постановление помогает производителям тем, что при серийном выпуске импортозамещающей продукции затраты на ее выпуск компенсируются из федерального бюджета. Очень хорошая инициатива, и она работает.

Но есть нюанс: предприятию нужно доказать, что его продукция выпускается в России, и вот с этим возникают большие сложности, поскольку этот процесс достаточно длительный. Зачастую он растягивается на полгода или даже год. За это время происходят изменения, в Постановление вносятся поправки, и предприятия уже не могут получить компенсацию, так как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подготовка производства занимают длительное время.

Пока предприятие готовит все обоснования для получения компенсации, ему нужно снова защищаться.

Понятно, что любые нормы изначально сделать в идеале невозможно. Но когда появляются бюрократические проволочки, важно, чтобы у производственников была обратная связь с теми, кто эти законы создает. И над этим мы работаем.

Получается, что теперь на внутреннем рынке конкурировать приходится уже не с отечественными, а в первую очередь азиатскими производителями?

— Да, еще одно препятствие — повышение конкурентоспособности нашей продукции. Чтобы освоить новое производство, нужно потратить время и деньги на закупку оборудования и все подготовительные операции. Все эти затраты сильно влияют на себестоимость конечного продукта. По гражданской продукции мы находимся в свободном рынке, и предприятиям, чтобы конкурировать по цене с теми же китайскими образцами, приходится продавать себе в убыток. Ну или распределять эти понесенные затраты на три–пять лет. Когда мы встречаемся с директорами производств, они в один голос высказывают мнение, что хорошо было бы для заводов, которые осваивают новые виды продукции, и стартаперов ввести такую норму, которая освобождает от уплаты налога на добавленную стоимость в течение срока, пока не окупятся капитальные вложения, чтобы предприятие в этот период могло работать и получать прибыль.

Оставлять компании без прибыли нельзя, иначе получится работа ради работы, без результата. Развивать отечественный рынок в убыток предприятиям неправильно

Хотя, безусловно, оборонзаказ помогает. Прибыль у предприятий должна оставаться. Поэтому мы сейчас стараемся эти предложения вносить на всех уровнях власти. Надеюсь, уже этой осенью состоится совещание, в рамках которого мы выдвинем подобные инициативы и через центральный аппарат машиностроителей также будем продвигать наши предложения. Думаю, что одними письмами здесь не обойдется. Если тема актуальная, она должна звучать на всех уровнях. То есть стараемся использовать все возможности, которые есть, для того, чтобы нас услышали.

Несмотря на все сложности, у машиностроительного комплекса страны по итогам полугодия наилучшие показатели роста среди других отраслей промышленности (+45,5%) по сравнению с июлем прошлого года. Какие тенденции вы отметили бы в машиностроительном секторе региона?

— Безусловно, сохраняются предпосылки к росту, думаю, что в течение ближайших лет они будут стимулировать отрасль. Кроме того, промышленные скачки и какие-то достижения традиционно происходят во время различного рода военизированных конфликтов.

Что касается наших разработок, отмечу продвижение автозавода «Урал» и его связку с Южно-Уральским государственным университетом. Идет разработка коробки передач для автомобилей повышенной проходимости, ведутся переговоры с машиностроительными предприятиями не только региона, но и страны по внедрению этой коробки. Важно, чтобы предприятия сотрудничали с учебными заведениями. Это стимулирует развитие нашей инженерной мысли.