Меню

Пока российский авторынок приходил в себя, китайцы заняли все ниши

Иллюстрация: senivpetro на Freepik

«Если бы новая LADA Vesta вышла на рынок три месяца назад, было бы лучше. Теперь наши автомобили окажутся в ситуации жесткой конкуренции, чего не было бы, вернись они на рынок раньше».

Автомобильный рынок России демонстрирует ощутимый рост. По данным «Автостата», продажи легковых машин и легкого коммерческого транспорта в июне выросли на 88,3%. За первое полугодие объем отечественного рынка новых легковых автомобилей увеличился в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Также на 27% выросли продажи легковых авто с пробегом. Здесь в лидерах оказались машины «АвтоВАЗа». 

 Если говорить о спросе на новые авто, то и здесь в топе — LADA. Отечественный производитель воспользовался сложившейся ситуацией: согласно отчету агентства «Автостат», «АвтоВАЗ» повысил цены на все свои модели. Lada Niva Travel подорожала на 16 тыс. рублей, Lada Niva Legend — на 21 тыс. рублей, а Lada Granta — на 20-23 тыс. рублей. Среди иномарок самые продаваемые сейчас — китайские бренды Chery и Haval.

Продажи новых легковых и легковых коммерческих автомобилей в РФ по маркам за январь-июнь 2023/2022.

По данным Autonews.ru

Что еще интересного происходит на авторынке, на чем будем ездить в ближайшем будущем, какие тренды отмечают челябинские дилеры и стоит ли сейчас менять машину?  На вопросы отвечают эксперты и ключевые игроки регионального авторынка.

Александр Рулевский, президент Ассоциации автомобильных дилеров Челябинской области.    

— Если сравнивать ситуацию с прошлым годом, рынок вырос на 40%, при этом относительно 2021-го это будет минус 50%. В 2022 году было шоковое состояние, сейчас этот шок прошел и потребители разделились на 2 категории: одни решили, что будут ездить на своих нынешних автомобилях до лучших времен или цен, а другие пошли менять машины. За счет второй категории и получился прирост, но восстановления докризисного спроса уже не будет. Мы живем в новой реальности, которая обусловлена рядом причин: во всем мире произошло удорожание цен на автомобили, связанное с резким изменением логистики сначала из-за пандемии, а затем с СВО. В прошлом году распродавали автомобили уходящих западных брендов. Поэтому и был всплеск покупок машин европейских марок, а сейчас доминируют «китайцы», которые заняли освободившуюся нишу.

На самом деле «китайцы» еще не все пришли. Сейчас  автомобили этой страны по характеристикам фактически уже не уступают европейским и другим азиатским производителям. Такого прироста качества, который показывает китайский автопром, нет ни у европейцев, ни у японцев, ни корейцев. Поэтому, я думаю, что доминирование китайских марок будет повсеместным. Это глобальная тенденция.

Что касается отечественных машин, «Ладу» покупают, но в нынешней ситуации «АвтоВАЗ» не может удовлетворить существующий спрос. Во-первых, есть проблемы, связанные с необходимостью импортозамещения иностранных деталей. Во-вторых, «АвтоВАЗ» закрывает очень узкие модельные сегменты. Если бы новая LADA Vesta вышла на рынок три месяца назад, было бы лучше, потому что за это время китайцы успели завезти к нам свои машины. Поэтому отечественные автомобили окажутся в ситуации жесткой конкуренции, чего не было бы, вернись они на рынок раньше.

Если LADA Vesta будет стоить в пределах 1,6 млн рублей, то «китайца» можно взять за 1,9 млн. Поэтому для «АвтоВАЗа» сейчас очень важно вернуть на рынок Largus, которому пока нет замены среди китайских авто. Если промедлим, китайцы завезут какие-нибудь маленькие пикапы. Отлично, что мы начали восстанавливать свои бренды: «Москвич», «Волгу», заговорили об «Оке». Пусть это даже будет китайский конструктор. Нам сейчас придется пройти то, с чего мы начинали в 30-х годах.

Если говорить о ценах, новые машины за год подорожали на 50-60%. Стоимость автомобилей с пробегом какое-то время держалась на одном уровне, но в итоге тоже пошла на повышение. При этом, когда начнется внутренняя конкуренция среди китайских марок, цены могут снизиться. Пока китайцы очень грамотно разводят свои машины по сегментам: у них почти нет внутренней конкуренции. И второй момент – если на рынке появится какой-то автомобиль по небольшой цене – в пределах 700-800 тысяч рублей, он оттянет на себя часть спроса. Но, на мой взгляд, снижение цен будет не больше 10-15%.

Олег Байтингер, генеральный директор автоцентра «Керг».

— Ощутимый рост продаж показали три весенних месяца: март, апрель и май.  Часть дилерских компаний уже переориентировалась либо на параллельный импорт, либо на новые бренды, и сейчас есть некая стабилизация, понимание, что предлагают и на каких условиях,  то есть рынок возвращается в цивилизованное русло. Поставки новых автомобилей из Китая растут, поэтому тенденция на экспансию машин из Поднебесной не только сохранится, но и увеличится в полтора-два раза уже в этом году. Раньше рынок был занят автопроизводителями из европейских, азиатских стран и Америки, поэтому нам не было доступно все разнообразие китайских марок. Сейчас на рынок вышли новые бренды, открываются новые дилерские центры, машин много. Еще один тренд последнего времени  —  все больше официальных поставок электромобилей. И здесь Поднебесная также впереди планеты всей. 

Параллельный импорт с конца прошлого года стал более понятным. Это уже не «серые», а цивилизованные поставки с сертификацией, системой безопасности Глонасс, гарантийной поддержкой, с возможностью приобретать автомобили по безналичному расчету, в лизинг и в кредит. Есть автомобили, которые производятся в Казахстане, но большая часть – реэкспорт через страны ближнего зарубежья. По некоторым маркам есть и официальные поставки по параллельному импорту.

Если говорить о самых популярных брендах, то это опять-таки производители, которые находились  в глобальной стадии развития и были активными на российском рынке последние три-пять лет: Geely, Haval, Chery. У них уже сформирована дилерская сеть, организованы либо производства, либо поставки в нашу страну. Поэтому сейчас эти марки в приоритете. Однако в ближайшее время другие китайские бренды составят им достойную конкуренцию. У них хорошее ценообразование, машины современные, на должном уровне системы безопасности и выглядят эти автомобили очень эстетично.

К слову, красивые и интересные модели представил калининградский завод «АВТОТОР», который приступил к промышленному производству автомобилей китайских марок BAIC и Kaiyi. Конечно, запуск производства потребует определенного времени и настроек. 

В 2022 году большинство мировых автопроизводителей подняли цены.  Если обычно рост на новые автомобили был на уровне 1,5 – 3%, то в прошлом году составил 20–30%. Естественно, это повлияло и на стоимость автомобилей с пробегом. Тенденция к росту цен была обусловлена тем, что в прошлом году сложился дефицит на рынке новых машин.

Чтобы восполнить отсутствие поставок новых автомобилей, крупные компании стали больше завозить автомобилей с пробегом, так как по ним проще решать вопрос с поставками. Сейчас люди продают машины дороже, чем  пять лет назад их покупали.

По автокредитованию наблюдаем следующее: рост продаж к маю составил 122% , то есть больше чем в 2 раза в сравнении с прошлым годом. В объеме кредитования наблюдаем такие же примерно цифры. В связи с тем, что сейчас в объеме продаж больше представлено машин эконом-класса и меньше марок премиального сегмента, то и кредитование на это тоже реагирует. Более дешевые автомобили в кредит покупают чаще, чем дорогие.

Сергей Попов, коммерческий директор холдинга «Регинас».  

— Рост рынка вызван исключительно низким уровнем спроса в предыдущие периоды. Лето этого года по продажам началось лучше, чем в прошлом году, но значительно хуже, чем в докризисный период, то есть спрос на автомобили находится на уровне существенно ниже докризисного. Причина — отсутствие реального роста уровня доходов населения и высокие цены. Но есть отложенный спрос и потребности в замене автопарка. Поэтому продажи продолжают расти от месяца к месяцу.

Экспансия китайцев вызвана двумя факторами: во-первых, с рынка фактически ушли все автопроизводители других стран, во-вторых, уровень автомобилей из Поднебесной не уступает более именитым производителям в своих сегментах, а предложение по маркам и моделям авто из Китая растет с каждым месяцем. Лидеры продаж среди новых иностранных авто это четыре китайских Бренда: Haval, Chery, Geely и Changan. Цены как новые, так и на подержанные авто значительно выросли за последние 2-3 года. С весны наблюдается относительная стабилизация цен. Надеюсь, что приток новых машин на рынок удержит уровень стоимости автомобилей и предложений. С другой стороны, ослабление рубля в последний месяц может быть фактором роста.

Параллельный импорт пока занимает не очень значительную часть рынка. Сложное ценообразование, проблемы с логистикой и высокие таможенные платежи не позволяют получить выгодных цен. Отсутствие полноценной гарантийной и технической поддержки отпугивает массового покупателя. Поэтому подавляющее число клиентов выбирают китайские авто с гарантией производителя и сервисом от официального дилера.

Александр Туев, руководитель отдела продаж Exeed центра «СМоторс».

— Однозначно по продажам лидируют китайские бренды. На середину 2022 года спрос на автомобили из Поднебесной был на уровне 10-15%. К началу этого года показатель увеличился на 30-40%, сегодня спрос на «китайцев» составляет 80% в связи с тем, что нет поставок автомобилей, которые мы приобретали ранее. Популярные Toyota, Ford, Renault, Hyundai, Kia, Lexus теперь идут по параллельному импорту. Некоторые клиенты рассматривают покупки этих марок, но они также рассматривают и официальный сервис, чего в принципе нет при параллельном импорте, как нет и гарантийной поддержки. Соответственно, продажи таких автомобилей упали на 10-15%. Покупают перечисленные бренды их приверженцы. Но учитывая, что все модели, которые ранее пользовались спросом, ушли с рынка, главный поставщик и захватчик рынка – это, безусловно, Китай. Если говорить о ценах, рост за год составил 40-60%. Как дальше будет складываться ситуация — зависит от официальных дистрибьюторов и того, какие автомобили они будут поставлять.    

По прогнозам экспертов, авторынок может вернуться к докризисным показателям за пять лет.  Драйвером станет расширение локальной сборки автомобилей и выхода на рынок новых игроков, а также увеличение поставок машин по параллельному импорту.

Денис Кушанашвили, руководитель автосалона «БОВИД».

— Во втором квартале 2023 года спрос на новые автомобили, ввезённые в рамках параллельного импорта, вырос на 20%, на автомобили с пробегом – на 30%. Стоимость на новые автомобили с начала года увеличилась на 20%, на автомобили с пробегом цены поднялись на 15%. Параллельный импорт компенсировал лишь 20% сегмента рынка новых премиальных автомобилей. Таким образом, основную долю возьмут на себя дистрибьютеры из КНР. Докризисный спрос не восстановился. Основные факторы — увеличение стоимости автомобилей, гарантийные обязательства, увеличенные сроки поставки (до четырёх месяцев). В связи с курсовыми колебаниями валют стоимость машин продолжит расти.

Тенденция на экспансию рынка китайскими брендами не просто сохранится: спрос на премиальные автомобили из Поднебесной уже начинает активно замещать премиальные европейские марки.

С уходом многих зарубежных производителей лидерами спроса стали следующие марки: премиальный среднеразмерный гибридный кроссовер VOYAH FREE EVR LONG RANGE, премиальный семиместный гибридный микроавтобус VOYAH DREAM PHEV, премиальный электрический седан VOYAH PASSION EV и компактный электрический кроссовер EVOLUTE i-JOY. 

Автор Светлана Манцурова