Меню

Игорь Иванов: «Наши лифты ждут в Останкино, в своем регионе о заводе немногие знают»

Иллюстрация: «Витчел»

Южноуральские лифты составляют достойную конкуренцию лучшим мировым производителям, таким как Kone, Thyssen Krupp, Shindler, а в чём-то и превосходят их.

Почему заказчики отдают предпочтение иностранной продукции и в чем ее опасность для конечных пользователей? Почему жители челябинских многоэтажек еще не получили возможности управлять лифтами в домах со своих смартфонов? Об этом «Деловой квартал» поговорил с генеральным директором завода «Витчел» Игорем Ивановым.

— В этом году мы были приглашены на ИННОПРОМ. Считаю, что это момент нашего признания в Челябинской области. Президент сказал, что нужно поддерживать местные бренды, и, честно говоря, нам этого очень не хватает. К примеру, в Татарстане и Башкирии установка такая: если что-то производят в регионе, то ввезти аналогичный продукт зарубежных производителей нельзя. Мы пока что не можем добиться даже просто рекомендации застройщикам. Тогда как поднимать экономику и бороться с тем, чтобы люди не уезжали из региона? Как создавать новые места? Первые выпущенные скоростные лифты работают уже пятый год и имеют положительные отзывы владельцев. Подтверждением стабильной и качественной работы челябинских лифтов являются продолжение сотрудничества с заказчиками и ежегодные заказы на производство высокоскоростных лифтов. Сегодня завод «Витчел» совместно с разработчиком станций управления ПО «КОМПЛЕКС» готовится к сертификационным испытаниям лифта со скоростью движения 6 метров в секунду.

Как считает генеральный директор завода «Витчел» Игорь Иванов, в настоящее время ситуация на рынке изменилась. Если ранее в области высотного строительства ниша практически полностью была занята продукцией известных мировых брендов, то в связи с их уходом из России после начала специальной военной операции на Украине в 2022 году вырос интерес к продукции отечественного производства:

— Нужно больше применять лифты отечественных производителей, так как ушедшие иностранцы полностью прекратили поставку запасных частей и сервисную поддержку. В бедственном положении оказались не только элитные офисы, но и жилые дома, больницы, поликлиники и общественные учреждения. Теперь приходится в экстренном порядке решать вопросы по поиску запасных частей либо по полной замене систем управления, а в особо сложных случаях полностью менять лифт.

«Витчел» единственный среди российских производителей выпускает лифты, которые движутся со скоростью 4 м/с. К вам приезжают из Останкино, чтобы уточнить возможность замены с технической стороны вопроса для телебашни и готовы дождаться, когда вы получите новый сертификат. А челябинцы довольствуются тем, что выбирают для них заказчики подешевле?

— В начале июня в Москве проходила конференция для проектировщиков зданий, которую проводило Российское лифтовое объединение в рамках Russian Elevator Week. В ней участвовало несколько производителей, способных выпускать лифты с максимальной скоростью 2,5 м/с. Хотя, если честно, мы знаем, какие проблемы у них возникают на таких скоростях, и поэтому все они пытаются утащить заказчиков в экономнишу, где максимальная скорость 1,6 м/с, туда, где у них более-менее налажено производство! Я там тоже выступал и сказал, что мы с 2018 года производим лифты, которые двигаются со скоростью 4 м/с.

Наши лифты устанавливают в ключевых точках Российской Федерации. В год мы производим от двух до пяти таких скоростных лифтов. Сейчас 3 лифта готовим к отгрузке в Москву и подписали контракт еще на 2 лифта со скоростью 4 м/с. В Челябинске сейчас изготавливаем очередные очень красивые лифты для нескольких строительных компаний из топа застройщиков.

Экспансия китайских лифтов на нашем рынке усилилась? В чём причина: цена играет большую роль, чем забота о безопасности?

— Скорее, свою роль играет устоявшееся мнение, что зарубежное всегда лучше. Китай сегодня испытывает кризис девелоперского рынка. Там стагнация в строительстве и в связи с этим перепроизводство, поэтому они пытаются продать нам свои лифты, лишь бы покупали побольше.

Важный момент: в отличие от них мы жестко следуем ГОСТу, и ресурсный срок службы лифта у нас 25 лет. В Китае сертификации нет в принципе, не дают они своим лифтам и нормативного срока службы, при этом никто этого не учитывает. Для российского рынка китайцы сертифицировали свою продукцию, но это не означает, что они будут соблюдать наши ГОСТы при производстве. Например, у нас есть определенный размер в канатоведущем шкиве лебедки. Мы не можем поставить на свой лифт эту запчасть меньшего размера, а китайцы могут и ставят, но и стоит она, естественно, дешевле, отсюда и общая стоимость лифта стремится вниз. Когда монтажные организации предъявляют претензии, китайцы говорят: «Вы что-нибудь придумайте, а мы вам сделаем скидку на следующую закупку комплектующих». В последнее время на рынок хлынули еще и турецкие лифты. Тут вообще отдельная история! Есть медицинский объект в Челябинске, где установлены 12 турецких лифтов. Им всего пять лет, а заказчик уже замучился с ними: и лебедки меняли (5 шт.), и тросы. Также некоторые застройщики сейчас находятся в тупике вот ещё по какой причине: купили дешевый турецкий лифт, а когда настал момент заполнять декларацию, выяснилось, что зарубежное оборудование нельзя устанавливать в муниципальных зданиях. Продавец лифта, естественно, об этом не предупредил.

Но вы делаете не просто скоростные и безопасные лифты, а еще и очень современные, и удобные, которыми можно управлять с телефона и даже голосом. Цифровизацией компания занимается не первый год, и у вас есть уже не одно интересное предложение заказчикам. Какие проблемы пользователей лифтов решают новые технологии?

— «Мозги» лифта — это система управления, к этим «мозгам» нужно подобрать хорошую и качественную периферийную аппаратуру. Сейчас система управления лифтом может передавать на диспетчерский пункт статистические данные, по которым видно, где начинают натирать направляющие, где барахлит замок двери шахты. Эта информация передается в диспетчерский пункт, и специалисты принимают меры, то есть предотвращают поломку.

Наша задача — чтобы датчики, периферийные контроллеры, индикаторы и всё остальное не конфликтовало между собой, работало как единое целое.

И да, у нас есть решения, которые позволяют управлять лифтом с телефона или голосом. Например, если у вас ребенок на руках, вы говорите: «17-й этаж», и лифт везет вас на 17-й этаж. Но пока данные фишки рынком не востребованы. И ещё про экономию: хочется надеяться, что в ближайшем будущем на высотных домах (свыше 22 этажей) уже не будут применяться морально устаревшие и не соответствующие современному темпу жизни решения лифтов со скоростью 1,0 или 1,6 м/с! Ехать 1,5-2 минуты в лифте на свой этаж — это безобразие!

В стадии разработки сейчас у вас еще одно ноу-хау, уже для промышленников — лифты, больше похожие на подъемные гаражи. В чём их особенность?

— Нам поступил заказ на скоростной лифт 2 м/с, но при этом его грузоподъемность будет 3200 кг, а высота кабины — 4 метра. Все конструкции лифта разрабатываются в собственном конструкторском бюро. Это редкий вид лифта, но сейчас на автомобильные лифты много запросов, есть даже из нашего родного Челябинска. Такие лифты используют при строительстве многоэтажных либо подземных паркингов или в условиях плотной городской застройки, где невозможно сделать какие-то плавные пандусы, либо на пандусах потеряется много пространства. Часто лифты-гаражи применяются в столичных городах.

Мы настолько уверены в своих лифтах, что дистрибьютору при сервисном обслуживании предоставляем 5 лет гарантии.