Меню
Деловой квартал — Челябинск

На скорости 1 Гбит в секунду: рейтинг интернет-провайдеров Челябинской области

На скорости 1 Гбит в секунду: рейтинг интернет-провайдеров Челябинской области
Иллюстрация: depositphotos.com

На рынке широкополосного доступа во всемирную сеть региональные игроки опережают федеральных гигантов. Кто стал лидером по итогам прошлого года и каких перемен ждать потребителям в нынешнем?

Ключевые цифры

На скорости 1 Гбит в секунду: рейтинг интернет-провайдеров Челябинской области 1

На скорости 1 Гбит в секунду: рейтинг интернет-провайдеров Челябинской области 2

Методика

В рейтинге участвуют федеральные и региональные интернет-провайдеры, предоставляющие услуги проводного широкополосного доступа в Челябинской области. Федеральные компании предоставили информацию по деятельности филиала в Челябинской области. Основной ранжирующий показатель — совокупное количество абонентов в Челябинской области на 1 мая 2023 г.

 

На скорости 1 Гбит в секунду: рейтинг интернет-провайдеров Челябинской области 3

Топ-лист от 17.05.2023 г. подготовил Иван Кущ

Тренды

  1. Рынок услуг широкополосного интернета в Челябинской области в денежном выражении за год вырос на 10,1%. Объём рынка в год оценивается на уровне 8,89 млрд рублей (в 2021 г. — 8,07 млрд руб.). Рост выручки связан с подключением новых абонентов, постепенным переводом существующих клиентов на более скоростные тарифы, а также с расширением наполнения пакетных тарифов за счёт медиаконтента, подписок, облачных сервисов (хранение данных, музыка, игры и образовательный контент для детей). Часть операторов в течение последних 12 месяцев проиндексировала архивные тарифы в среднем на 50 рублей, а также скорректировала условия предоставления скидок за длительное использование услуг связи.
  2. За минувший год абонентская база интернет-провайдеров Челябинской области показала хорошую динамику в сравнении с прошлыми годами: плюс 3,64%. К Сети было подключено почти 35 тыс. домохозяйств. Практически все новые подключения пришлись на новостройки и дома, расположенные в пригородах крупных городов, а также сельской местности (частный сектор).
  3. Среди дополнительных сервисов, которые вносят существенный вклад в рост платежей со стороны пользователей: предоставление оборудования в аренду (маршрутизаторы, роутеры, мультимедийные приставки), подписки на контент онлайн-кинотеатров, игровые сервисы, антивирусные программы, информационная безопасность и облачное видеонаблюдение.
  4. Ожидаемо отрицательную динамику показали сегменты кабельного телевидения и проводной телефонии. Абоненты всё чаще предпочитают пользоваться интерактивным телевидением и смарт-ТВ, многие отказываются и от использования домашних телефонов и отдают предпочтения мобильной связи, звонкам в мессенджерах и специализированным сервисам видео- и аудиоконференций.
  5. Продолжают пользоваться высоким спросом пакетные предложения провайдеров, в которые, помимо домашнего интернета, телевидения и IP-телефонии, входят услуги домофона, видеонаблюдения и мобильной связи.
  6. Операторы отмечают существенный рост спроса на высокоскоростной интернет в частном секторе. Кроме того, пользователи всё более активно переходят на гигабитные тарифы. С начала 2023 года их стали подключать на 10% чаще, чем годом ранее. Эксперты объясняют такое положение дел потребностями в подключении как можно большего количества устройств к домашней сети, возможностями пользоваться нужными сервисами всей семьей и на максимальных скоростях.
  7. Крупные провайдеры занялись исследованием проблем и бизнес-задач корпоративных клиентов, разработкой и внедрением эксклюзивных, комплексных, современных решений по оптимизации производства с использованием технологий IoT, цифровых двойников, инструментов видеоаналитики. Операторы стали предоставлять цифровые решения по принципу одного окна, обеспечивая клиентов как инфраструктурой, так и ресурсами для хранения и обработки данных.

Комментарии экспертов

Андрей Березной, директор филиала «МТС» в Челябинской области

— Мы постоянно следим за изменениями спроса на цифровые сервисы в Челябинской области. Безусловно, востребованность высокоскоростного домашнего интернета и телевидения на Южном Урале продолжает расти. Такая тенденция обусловлена ростом числа устройств у жителей региона, а также более активным внедрением технологий «умного» дома в повседневную жизнь. Отвечая запросу южноуральцев, мы продолжаем развивать фиксированную сеть в Челябинской области: подключать к сети новые дома в Челябинске, Миассе и Магнитогорске, а также развивать уже существующую инфраструктуру там, где она давно построена, — увеличивать пропускную способность сети до 1 Гбит/с. Так, за прошедший год мы провели масштабную модернизацию фиксированной сети в Челябинске и расширили фиксированную сеть в домах Чурилово, в жилых комплексах «Манхэттен», «Западный луч», «Эво Парк», «Подсолнухи», «Ньютон» и «Парковый», в том числе уделили внимание сети в старом жилом фонде: увеличили скорость домашнего интернета в домах Ленинского, Советского, Тракторозаводского и Металлургического районов. Такое масштабное развитие сети в регионе способствует и приросту числа пользователей домашних сервисов МТС — за год их количество только в Челябинске увеличилось более чем на 20%.

Жители Челябинской области продолжили взятый ранее тренд на оптимизацию расходов. Последние годы мы видим прирост количества пользователей конвергентных тарифов, которые позволяют экономить до 40% ежемесячно на домашних сервисах, мобильной связи для всей семьи и других цифровых сервисах экосистемы МТС. За последний год количество таких пользователей выросло более чем на 30%.

В сегменте решений для корпоративных клиентов мы зафиксировали высокий рост спроса у южноуральских компаний. В частности, был активный переход бизнеса к облачным решениям. Отечественные облачные сервисы выступают наиболее экономичной и быстрой альтернативой хранению данных на зарубежных площадках, в том числе из-за логистических проблем и роста цен на «железо», а также расходов на их обслуживание. При этом мы используем собственную сеть ЦОДов, расположенных на территории России. Если говорить про цифры, в Челябинской области по итогам прошлого года объём хранимых и обрабатываемых данных в облаке провайдера #CloudMTS вырос в 2,5 раза. Также мы видим, что в прошлом году в Челябинской области увеличился спрос на решения в сфере кибербезопасности (например, для защиты от DDoS-атак) — количество подключений такого сервиса у нас выросло более чем в 2 раза.

Евгений Макагонов, директор челябинского филиала ПАО «Ростелеком»

— «Ростелеком» — один из крупнейших операторов связи с масштабной инфраструктурой, и, безусловно, уход некоторых вендоров оборудования с рынка сказался на нас. У компании есть стратегия по цифровизации, которую мы реализуем с 2014 года. Она предусматривает импортозамещение ПО и оборудования и рассчитана на период до 2025-го. Сейчас компания развивает линейку собственных продуктов в сфере программного обеспечения, более ста из которых уже включены в реестр Минцифры. Например, видеосервис Wink, или ВАТС. Корпоративным клиентам мы предлагаем решения по импортозамещению основного программного обеспечения и оборудования. Проблему замещения вычислительных и серверных мощностей решают наши ВЦОДы. В целом наши абоненты в массовом и корпоративном сегментах не ощутили никаких значимых неудобств в организации связи вследствие перехода на другие решения.

Нам удалось сохранить тарифы на домашний интернет в целом на том же уровне, несмотря на растущую рыночную стоимость услуг. Произошли некоторые изменения в закупочной стоимости оборудования. Тем не менее мы стараемся минимизировать нагрузку для клиента: максимально сохранили цены для продажи и сделали более привлекательным и доступным предложение по рассрочке и аренде в сторону увеличения срока. Действующим и новым клиентам компании всегда доступны различные акционные предложения с выгодными условиями подключения. Например, пакетные тарифы, включающие интернет, телевидение и мобильную связь. Такой комплекс цифровых сервисов позволяет клиентам существенно экономить на связи. Повышать тарифы в ближайшее время компания не планирует.

Челябинская область — абсолютный лидер УрФО по количеству населенных пунктов, где внедрено интеллектуальное освещение. «Ростелеком» заменил устаревшие уличные фонари на «умные» светодиодные источники наружного освещения более чем в 40 населенных пунктах региона. Специалисты провели модернизацию в рамках энергосервисных контрактов с администрациями муниципалитетов без затрат бюджетных средств. Провайдер выступил инвестором и интегратором проектов. В 2022 году интеллектуальные уличные светильники помогли сэкономить муниципалитетам Челябинской области электроэнергию на сумму свыше 156 млн рублей — это 22 млн кВт.

Эдуард Калинин, директор компании «Интерсвязь»

— Компания «Интерсвязь» уже много лет остаётся одним из лидеров телекоммуникационного рынка Южного Урала. Количество абонентов компании стабильно растёт — на этот год к услугам связи подключено уже свыше 670 000 домохозяйств. Это почти на 8% больше, чем в 2022-м.

Мы продолжаем развивать собственную экосистему «Цифровая защита людей», которая направлена на то, чтобы сделать жизнь южноуральцев безопасной. Одна из составляющих экосистемы — «Умный домофон “Сокол”». Это собственная разработка Интерсвязи. Домофоны оборудованы видеокамерой высокого разрешения. Панель устройства выполнена из антивандального материала, что гарантирует долговременную работу.

«Под капотом» «Сокола» также находятся авторские ноу-хау южноуральской IT-компании: это одна из самых эффективных в отрасли систем видеохранения, платформа управления домофонией и голосовой ассистент, реализованный на базе платформы автоматизации контакт-центров.

Активно Интерсвязь продолжает создавать и развивать другие решения в сфере IT. В геометрической прогрессии растет количество установленных камер видеонаблюдения во дворах, квартирах и в частных домах. За последний год количество пользователей сервиса увеличилось на 300%. Также всё новые рекорды бьёт популярность мобильного приложения «Интерсвязь. Умный город». Количество установок перешагнуло за 5 миллионов, более 100 000 пользователей подключились к сервису «Умный двор», который помогает управлять камерами на подъездах и во дворах, а также «Умный шлагбаум», «Умные калитки» и др.

Ещё наши проекты активно внедряются на промышленных предприятиях страны. За это отвечает Центр промышленного интернета компании «Интерсвязь». Один из наиболее востребованных продуктов — платформа для организации двухсторонней связи на производственных объектах «Интерсвязь-контроль». Уникальная система позволяет в режиме реального времени наблюдать за действиями линейного персонала, предупреждать аварийные ситуации и давать инструкции сотрудникам при выполнении тех или иных работ.

Платформа уже активно работает на нескольких заводах Челябинской и Свердловской областей, есть пилотные проекты в Московской, Волгоградской и Курганской областях. Интерес предприятий обусловлен статистикой — после внедрения платформы «Интерсвязь-контроль» количество аварийных и нештатных ситуаций на производствах снизилось более чем на 90%.

Уникальность и важность наших продуктов доказана правительственными наградами. В этом году «Платформа автоматизации контакт-центров с интеллектуальной обработкой сообщений. Чат-система обслуживания клиентов» Интерсвязи одержала победу в конкурсе «Лучший IT-проект региона» в номинации «Лучший IT-проект в сфере торговли и услуг». Сервис помогает облегчить работу контакт-центров, оперативно и автоматически обрабатывая запросы в круглосуточном режиме. Голосовые роботы от Интерсвязи работают в организациях совершенно разных отраслей — от поликлиник и частных медцентров до министерств и коммерческих предприятий. На сегодняшний день через чат-систему проходит более 200 тысяч обращений в месяц.

Дмитрий Ковалев, директор межрегионального филиала Южный Урал АО «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ru» и «Дом.ru Бизнес»)

— За последний год мы наблюдаем рост спроса на высокоскоростные тарифы со скоростью более 100 Мбит/с. По Магнитогорску он составляет 12%, по Челябинску — 17%. По-прежнему хорошую динамику роста показывает «умная» домофония. Наблюдаем снижение продаж услуг кабельного ТВ и рост продаж услуг интерактивного кабельного ТВ, что говорит о том, что аудитория уходит в пользование цифровых услуг. Многие отказываются от использования домашних телефонов. На данный момент к широкополосному интернету Дом.ру в регионе подключено 561 966 домохозяйств. В 2022 году основной акцент в Челябинской области делался на освоении новостроек и частного сектора.

Средний и малый бизнес отдаёт предпочтение недорогим решениям, позволяющим экономить на расходах или предоставлять заказчикам дополнительные услуги с низкой себестоимостью. Чаще всего заказывают услуги облачной АТС, организацию сети Wi-Fi для сотрудников и посетителей. Помимо фактора размеров бизнеса, есть еще и фактор специализации: каждая отрасль имеет свои особенности, определяющие характерный набор телекоммуникационных сервисов. Так, в сегменте HoReCa (отели, рестораны, кафе), фитнес-центрах наиболее востребованы сети Wi-Fi, видеонаблюдение и цифровое телевидение.

Для сферы образования наиболее актуальны системы видеонаблюдения, входящие в комплекс безопасности учебных заведений, и доступ в интернет через Wi-Fi. Предприниматели, имеющие торгово-сервисные точки, а также представители индустрии красоты и здоровья — салоны и клиники — выбирают видеонаблюдение, которое обеспечит удаленный контроль качества работы персонала, предоставит отчет о времени посещения и количестве клиентов, а также поможет собрать демографические характеристики аудитории — пол, возраст.

Вячеслав Касымов, директор макрорегиона Урал АО «Компания ТрансТелеКом»

— Компании ТТК удаётся стабильно наращивать абонентскую базу от года к году в розничном сегменте. В 2022 году можно отметить прирост числа пользователей услуги «Интерактивное телевидение» и медиасервисов — в Челябинской области он составил порядка 7%. В целом спрос на услуги связи и сопутствующие сервисы остаётся стабильно высоким.

Что касается технического охвата и возможностей для подключения новых абонентов, в 2022 году нам удалось значительно расширить зону покрытия сети в регионе за счёт партнерской программы FVNO (виртуальный оператор фиксированной связи). Помимо имевшегося ранее охвата, дополнительно 10 тыс. домохозяйств региона получили возможность доступа к услугам и сервисам нашей компании.

Как и все участники рынка, мы периодически актуализируем тарифную политику. В 2022 году в Челябинской области проводилась индексация тарифов, обусловленная инфляцией и изменениями стоимости телекоммуникационного оборудования. Влияние внешнеполитических и макроэкономических факторов 2022 года не отразилось на нашей работе. Компания продемонстрировала устойчивость, обеспечила развитие продуктового портфеля и ключевых центров компетенций. Объёмы потребляемого интернет-трафика продолжают расти. Задача «ТрансТелеКом» — модернизировать сети под растущие объемы.

Говоря о бизнес-сегменте, можно отметить, что мы сохраняем стабильную клиентскую базу, работая с крупнейшими государственными и коммерческими учреждениями региона. В числе наших клиентов лидеры финансовой сферы, сельскохозяйственные и промышленные предприятия, компании транспортно-логистической сферы. Среди наших наиболее востребованных услуг для бизнеса: сервисы информационной безопасности, защита от DDoS-атак, а также Wi-Fi с авторизацией, каналы передачи данных, доступ в интернет. В настоящий момент мы предлагаем рынку новый сервис — программно-определяемые сети (SDN). Это новый подход к организации корпоративных сетей связи, при котором точка управления трафиком переносится с оконечных устройств на центральный производительный контроллер, управляющий соединением через различные физические каналы одновременно. В ближайшей перспективе мы будем продолжать фокусироваться на партнерстве с крупнейшими компаниями региона, развивать качество услуг и улучшать клиентский сервис.

Все актуальные топ-листы, составленные экспертами CHEL.DK.RU — в спецпроекте «Книга рейтингов». Читайте на нашем сайте и в июльском номере журнала.