Выгоды освоения новых бизнес-рубежей в Турции и Эмиратах, успешные кейсы, юридические тонкости и секреты, которые могут пригодиться каждому — в нашем материале.
Турция и Объединённые Арабские Эмираты в минувшем году вошли в пятёрку самых притягательных стран для российских предпринимателей, осваивающих новые рынки. Вырос и интерес к покупке зарубежной недвижимости в этих странах.
Нулевые налоги, лояльные власти и контрагенты, быстрые темпы развития: инвестиции на Ближнем Востоке имеют немало плюсов, но есть и важные тонкости, о которых рассказывают предприниматели и эксперты.
Турция
В стране, которая когда-то воспринималась лишь как туристический хаб, предпринимателей привлекают лояльные условия со стороны государства при старте коммерческой деятельности. Открыть компанию в Турции несложно и недорого, если предварительно изучить специфику рынка, банковской системы и особенности местного менталитета.
Сооснователь IT-компании Phygital Signage Николай Ермишин в ноябре прошлого года открыл компанию в Стамбуле. Турция стала для них площадкой выхода на мировой рынок.
В среднем, по словам предпринимателя, на регистрацию бизнеса потребуется примерно $15 тыс.: в эту сумму входят затраты на открытие офиса, наём персонала и поиск опытной юридической компании. В Турции можно использовать квартиру как юридический адрес, можно снять офис (лучше в деловых центрах Стамбула или Анкары), но быстрее и удобнее воспользоваться коворкингом, советует бизнесмен.
Из региональных нюансов — необходимость подтверждения юридического адреса. Также Николай Ермишин рекомендует проводить банковские операции через личного менеджера. Это значительно облегчит решение многих организационных вопросов, так как в Турции каждый банк живет по своим правилам.
ОАЭ
Арабские Эмираты стали еще одним популярным направлением у предпринимателей. Плюсы страны — отсутствие налога на прибыль и заработную плату во фризонах, низкие операционные расходы, возможность получения ВНЖ, а главный бонус — выход на рынки Ближнего Востока и других стран.
Только за один месяц в одной из свободных экономических зон Рас-Аль-Хайма (RAKEZ) было открыто более тысячи российских компаний. О преференциях для бизнеса рассказывает коммерческий директор свободной экономической зоны Рас-Аль-Хайма (RAKEZ) Мустафа Шейкер:
На территории находится крупнейший в мире известняковый карьер, на долю которого приходится большая часть ВВП Рас-Эль-Хайма, эмират славится своим портом — крупнейшим на Ближнем Востоке. Также здесь находятся четвертый по величине в мире производитель керамики и один из ведущих в мире производителей инсулина. Наш эмират всегда был крупным промышленным и торговым хабом. Открывая у нас компанию, вы как инвестор получите доступ ко всей нашей экосистеме.
Товарооборот между Россией и ОАЭ в прошлом году увеличился на 70%, в денежном эквиваленте это 9 миллиардов долларов. Хотя еще три года назад цифра не превышала и двух миллиардов долларов. В прошлом году наши предприниматели открыли в Эмиратах в 5–7 раз больше филиалов, чем в 2021-м. Общее число зарегистрированных российских компаний достигло пяти тысяч. Их общий годовой оборот — 85 млн долларов.
При этом деловое сообщество Эмиратов хорошо знакомо с деятельностью крупных российских холдингов, экспортирующих в основном нефть, газ, драгметаллы, а вот о среднем и малом российском бизнесе знают немного.В стране есть потребность не только в промышленной, но и в сельскохозяйственной продукции: продовольственный рынок ОАЭ на 90% зависит от импорта. Компания «Макфа» начала экспортировать в эту страну 9 лет назад. Сейчас продукция холдинга представлена во всех торговых сетях арабского государства. Изначально рынок Эмиратов компания рассматривала как сетевой центр на Ближнем Востоке. Продвигать свою продукцию на рынке решили через местного дистрибьютора.
При первой же отгрузке мы столкнулись с проблемой: как сохранить качество поставки продукции в жаркие страны. Этот вопрос удалось решить с помощью ГМКВ (Гибкий металлизированный контейнерный вкладыш в морской контейнер. — Прим. ред.). Поэтому совет: если ваша продукция схожа по требованиям (в нашем случае температура не должна превышать 25 °C, а влажность — около 70%), можете смело использовать такую упаковку. Но чтобы выйти на рынок, необходимо грамотно провести подготовительную работу: понять, сколько аналогичной продукции уже есть на рынке, кто конкуренты, какой объем импорта и экспорта данной продукции. Обязательно потребуется адаптация упаковки. Для этого можно использовать традиционные стикеры, которые будут дублировать всю информацию о продукте на арабском языке. Лучше воспользоваться услугами местной маркетинговой компании.
Эксперт рекомендует для выхода на рынок ОАЭ найти сильного партнера, заинтересованного в сотрудничестве с вашей компанией. Здесь лучше выбирать дистрибьюторов, в портфеле которых есть международные бренды. Так будет легче зайти в ретейл, не платя дорогостоящие листинги. Кроме того, необходимо оплачивать так называемое полочное пространство, и здесь помощь местного дистрибьютора будет не лишней.
Еще один совет — нужно быть готовыми к тому, что от предложения о сотрудничестве до заключения контракта может пройти полгода-год, и это вполне нормально, отмечает Никита Иванцов. Чтобы заинтересовать арабского партнера, нужно определить свое ценовое позиционирование, то есть сформировать ценник от выхода продукта с вашего производства до торговой витрины. Также контрагенту важно знать, какое количество продукции вы планируете реализовать в течение года.
Количество торговых точек можете взять по ключевым сетям, а по продажам ориентируйтесь на российские сети. Можно взять 50% от них. Эти цифры умножаются, и делается ежеквартальная раскладка. Потом вы обязательно указываете маржинальность дистрибьютора, чтобы его заинтересовать, и вашу готовность тратиться на рекламу и продвижение. Планирование делается на 3–5 лет. Всё это поможет заинтересовать партнеров. Видя свои выгоды, они будут готовы с вами сотрудничать, — объясняет менеджер «Макфы».
Одно из немаловажных преимуществ масштабирования бизнеса в Арабские Эмираты — удобная логистика: здесь находятся крупнейшие порты. Сложности заключаются в основном во взаимодействии с банками — часть из них (те, что с участием западного капитала) проводит более основательные проверки российских инвесторов, что затягивает процесс открытия компании.
Несмотря на то что сложности при открытии бизнеса в ОАЭ у россиян появились, спикер отмечает, что серьезных препятствий нет. Ближневосточный регион остается перспективным направлением для развития бизнеса.
Чтобы облегчить малому и среднему бизнесу выход на зарубежные рынки через ОАЭ, в одной из свободных экономических зон Эмиратов планируют создать производственную площадку, российский хаб. Это позволит предпринимателям выстраивать эффективные кооперационные и производственные цепочки друг с другом, упростит логистику: собирать грузы для экспорта гораздо удобнее, когда всё находится в одном месте.
О растущем интересе россиян к Востоку говорят и тенденции на рынке зарубежной недвижимости. Турция и ОАЭ привлекательны для россиян не только в качестве ведения бизнеса. Рынок недвижимости этих стран сейчас рассматривают как инвестиционный инструмент. По итогам 2022 года наши соотечественники стали лидерами по покупке жилья в Турции и ОАЭ, обогнав по этому показателю европейцев. Сейчас эти два рынка наиболее прозрачные и прогнозируемые в плане дохода.
Предприниматели отмечают, что в Эмиратах и Турции пока сохраняется доброжелательное отношение к россиянам. Поэтому перспективы для развития и масштабирования бизнеса есть, тем более что эти государства сами заинтересованы в сотрудничестве с нашими производителями, инвесторами и предприятиями.
Автор Светлана Манцурова