Меню

«Никогда так резко не повышали цены». Рейтинг стоматологических клиник Челябинска

Иллюстрация: freepik.com

Как санкции повлияли на рынок стоматологических услуг, есть ли дефицит материалов, что происходило с ценами? Обзор рынка и мнения его игроков — в нашем новом рейтинге.

Методика

В рейтинге участвуют част­ные сетевые и несетевые взрослые стоматологиче­ские клиники Челябинска, чья выручка в 2022 году составила более 70 млн руб. Опираясь на данный критерий и финансовые показатели, опубликован­ные в базе данных «СПАРК», специалистами «ДК» был составлен лонг-лист компа­ний-участников. На втором этапе стоматологиям были направлены анкеты для получения дополнительных показателей деятельности. Критерии, используемые в рэнкинге, были составлены с учетом экспертных ком­ментариев и мнений игро­ков рынка платных стома­тологических услуг. В ито­говую версию рейтинга вошли клиники, предоста­вившие информацию.

Основной ранжирующий показатель — выручка от предоставления услуг в 2022 г.

Дополнительный показа­тель — количество взрос­лых пациентов, которые воспользовались услуга­ми клиники в Челябинске в 2022 г.

 

 

 Топ-лист от 25.05.2023 г. подготовила Евгения Скроз­никова.

Комментарии экспертов

Дмитрий Серов, к.э.н., президент Global Dent Group, основатель сети клиник СТОМПРАКТИКА.РФ

— По итогам прошлого года в нашей сети клиник был заметен небольшой прирост по количеству пациентов —  2% к 2021 году. На рынке стоматологических материалов на данный момент ситуация относительно стабильная. Порою прослеживается дефицит, который вызван ограниченным количеством поставок товаров и удлиненными сроками доставки. Зачастую это касается материалов для анестезии, спирта, оптрагейтов, шовного материала. Наш ассортимент по качеству практически не изменился: удалось найти продукцию, не уступающую по своим характеристикам ушедшим с рынка поставщикам. По имплантатам и материалам для имплантации у нас так же, практически без изменений: собственный Торговый Дом обеспечивает всем необходимым, поставляя проверенные имплантационные системы из Швейцарии, Южной Кореи, Германии. Изменились лишь логистические цепочки.

Мы продолжаем работать в основном на оборудовании производства Германии и Швейцарии. Есть проблемы с поставками запчастей, но справляемся благодаря собственной опытной инженерно-технической службе. Жаль, что российский рынок покинула полностью компания 3М. Что касается европейских производителей, то Италия продолжает поставки нового оборудования в Россию. Отмечаем хорошее качество итальянских компрессоров и оборудования для наркоза. По новым поставщикам положительно рассматриваем сотрудничество с азиатскими брендами из Южной Кореи и Китая. Также радует то, что по отдельным позициям отлично показывают себя отечественные производители, например компания «Дарта».

В прошлом году произошло существенное удорожание транспортно-логистических цепочек (в 1,5-2 раза), что привело к вынужденному повышению цен на услуги. В сети клиник СТОМПРАКТИКА.РФ стоимость лечения и стоимость имплантации в 2022 году выросла так же, как и в среднем по рынку, — на 15–20%.

Стоматология — это рынок медицинских услуг. Сейчас практически все ведущие клиники используют высокие технологии и хорошо оснащены современным оборудованием. Мы считаем, что конкурентное преимущество на настоящий момент заключается в квалификации докторов и ассистентов, сервисе и управленческих навыках руководителей. На первый план выходит именно профессионализм докторов — в него и инвестируем. Для этого в нашей сети действуют система наставничества, обучающие семинары, секции врачей для повышения квалификации, оборудован беспрецедентный манипуляционный класс, открыт собственный Университет Стоматологии и Управления Global Dent. Планомерно работаем над улучшением условий труда, вводим стандарты и повышаем сервис.

Людмила Малышева, главный врач клиники Atis Faber

— В 2022 году было много внешних потрясений, но наша клиника не ощутила негативных тенденций на рынке. Сейчас мы чувствуем себя устойчиво благодаря нашей репутации и известности. За прошлый год поток пациентов вырос на 10%, а выручка — почти на 15%. Поэтому, несмотря на трудности, клиника с достоинством выдержала все испытания и с уверенностью смотрит в будущее. Наша клиника не была привязана к поставщикам, которые покинули рынок, поэтому для нас ничего особо не изменилось. Большинство производителей и дистрибьюторов продолжают работать в России, в том числе японские и европейские фирмы. На данный момент один из важных факторов — время, так как сроки доставки увеличились. Иногда ожидание затягивается до 9 месяцев, и мы это учи­тываем в своей логистике. Мы крупная компания и стараемся фор­мировать запасы на складе. Такая тактика обеспечивает наличие материалов на не­сколько месяцев вперед. Ведь наша главная задача — оказать каждому пациенту качественную услугу точно в срок.

Есть позиции, которые существенно подорожали. Например, слепочный материал. Однако наша клиника давно перешла на цифровой протокол. Вместо устаревших слепков мы применяем цифровой 3-D сканер. Подорожание стоматологических материалов происходит каждый год, производители и поставщики всегда проводят индексацию цен. Это нормальная практика. Мы в свою очередь проводим индексацию прайса, обычно ориентируемся на уровень инфляции. В прошлом году она составила 11,94%. Мы подняли цены всего на 4–6%, как и в прошлые года.

Важное конкурентное преимущество сейчас — врачи, их опыт и квалификация. Очень важна репутация бренда, использование современных и надежных технологий, высокий уровень сервиса и стандартов самой клиники. На начало 2023 года клиника оснащена передовым оборудованием и внедрены современные стандарты лечения. Например, мы используем цифровой протокол, лечим с пользованием микроскопа, а также у нас есть собственная цифровая зуботехническая лаборатория.

Максим Смагин, главный врач клиники Sahar.Dental (ООО «СМС Стоматология»)

— В прошлом году мы не заметили снижения спроса на стоматологические услуги. Не отразилась на деятельности нашей клиники и внешнеэкономическая обстановка. Между нами и вендорами в цепочке поставок всегда есть российские дистрибьюторы, которые занимаются решением логистических вопросов.

Нужно отдать должное нашим поставщикам: нас не подвёл никто. Поэтому нам не пришлось искать аналоги используемой ранее продукции или снижать требования к стоматологическим материалам. Из того, что существенно подорожало, — это анестетики и стеклокерамика. В среднем рост цен на лечение составил, к нашему сожалению, около 15%. Нам никогда раньше не приходилось так резко повышать цены.

Считаю, что главными конкурентными преимуществами на рынке стоматологических услуг являются талант, мозги и опыт докторов. В это мы активно инвестируем: привлекаем к себе лучших врачей, стараемся их удержать комфортными условиями труда, активно инвестируем в обучение. Обучение чаще всего генерирует план технологического оснащения. И в этом аспекте мы основательно упакованы.

Тигран Налбандян, главный врач клиники экспертной стоматологии «Вэладент» на Курчатова, 36

— 2022 год был по-своему сложным, но мы заметили и позитивные тенденции. Обращений в клинику не стало меньше, даже наоборот. Во многом помогло то, что мы не новички, про нас знают и нам доверяют. Если подводить итог, 2022-й скорее был хорошим годом для нашей клиники, в том числе и в количественных показателях. Ничего не загадываем на 2023 год, только готовимся также усердно работать и двигаться вперед.

Основные поставщики из Европы и Азии остались с нами. Мы им доверяем и продолжаем сотрудничать. Новых поставщиков не рассматриваем, но следим за рынком в целом. Пока мало информации о тех или иных производителях, чтобы работать с их материалами. Параллельный импорт в стоматологии и вообще в медицине — не лучший вариант. Здесь важны качество и надёжность, иначе будут последствия и для пациентов, и для клиники. Поэтому мы даже не рассматривали этот вариант.

Сильно изменилась логистика, а значит, и сроки ожидания некоторых материалов. На работе клиники это никак не отражается. Мы учитываем новые сроки доставки, и пациенты вовремя получают проверенные материалы. В 2022-м подорожание материалов было больше, чем обычно. Но это не очень сильно отразилось на нашей работе. Мы для многих задач используем цифровые технологии, это точнее, удобнее и быстрее. Поэтому в некоторых материалах практически не нуждаемся, а повышение цен никак на нас не повлияло. Многие ожидали, что произойдет резкое повышение цен на все товары и услуги. Мы постарались оставить цены на том же уровне.

Мы всегда инвестируем в специалистов и технологии. Поэтому наши стоматологи постоянно учатся чему-то новому. Для работы важно и техническое оснащение клиники для комфортного, безопасного и быстрого лечения. Стоматология не ограничивается только кабинетом врача, поэтому мы внимательно относимся и к наполнению клиники: от внешнего вида до сервиса. Многие ценят нас именно за внимательное отношение к пациентам на каждом этапе посещения клиники.

Олег Абрамов, главный врач клиники «Белый Кит» на Киро­ва, 159

Благодаря тому, что «Белый Кит» — довольно сильный игрок на рынке, мы смогли быстро адаптироваться под новые реалии 2022 года. Что касается спроса, то он был пол­ноценным, а в некоторых позициях даже чрезмерным. Люди стали меньше путе­шествовать, стали больше уделять вни­мание здоровью. Особенно вырос спрос на дорогостоящее лечение — импланта­цию и ортодонтию.

Многие зарубежные поставщики сто­матологических материалов в прошлом году ушли с рынка (в основном это пред­ставители европейских компаний), а то­вары от производителей из США, Южной Кореи, Китая остались. Поэтому суще­ственного дефицита импортной стомато­логической продукции мы не почувство­вали. Но стоимость материалов выросла на 15–30%. Это связано с перестройкой и, как следствие, удорожанием логисти­ческих цепочек. Существенное повы­шение цен было на расходные стомато­логические материалы (от анестезии до перчаток) и зубные импланты. Поэтому стоимость лечения для потребителя, к нашему сожалению, тоже выросла в сред­нем на 10%. Мы до последнего старались удержать цены, но рынок диктует свои правила. Стоит отметить, что для наших клиентов мы сохранили право выбора: использовать в лечении отечественные материалы либо импортные.

Наши высококвалифицированные врачи, которые регулярно проходят об­учение, наше стремление развиваться в области цифровых технологий, сервис, узнаваемость бренда «Белый Кит» — всё это является конкурентным преимуще­ством на рынке стоматологических ус­луг в Челябинске. Поэтому челябинцы выбирают нашу сеть клиник и на про­тяжении многих лет доверяют нам своё стоматологическое здоровье. Если гово­рить о планах по развитию, хотелось бы продолжить инвестировать в цифровые технологии: 3D и CAD/CAM технологии, разработку собственных ПО для стома­тологий. И, насколько это возможно в нынешних условиях, сохранить прак­тику обмена опытом с коллегами из дру­гих стран.