Меню

Виктор Полосухин, столярные мастерские Textura: «Автоматы выпиливают даже девочки»

Иллюстрация: Виктор Полосухин; vk.com/textura74

Как открыть бизнес на «голом энтузиазме», почему столярничество вдруг стало трендом, сколько зарабатывают южноуральские предприниматели и как будут завоёвывать Москву?

В последние годы на рынке детского досуга появилось необычное брутальное направление: столярные мастерские. Чем-то похожие на кабинеты для уроков труда, они стали пользоваться неожиданной популярностью у молодых родителей и их чад.

Одна из таких мастерских в конце 2020 года заработала в Златоусте, затем открыла второй филиал в Челябинске, и сейчас у «Текстуры» большие планы по масштабированию: предприниматели намерены не только расширять присутствие в регионе, но и запустить франшизу для всей страны. CHEL.DK.RU поговорил с сооснователем и руководителем мастерских Виктором Полосухиным о секретах его бизнеса и амбициозных планах на будущее.

С чего всё начиналось?

— «На себя» я начинал работать с мелочей, не было ни чёткой идеи, ни бизнес-плана. Изначально мы запускали бизнес вместе с женой, в качестве альтернативы рассматривали фитнес-клуб, но тут и конкуренция гораздо выше, и «порог вхождения».

Кстати, позже мы поняли, что «семейный подряд» работает не очень эффективно, есть у супругов такое свойство — слишком надеяться одному на другого, из-за чего задачи провисают. К тому же у нас уже тогда был ребёнок, а теперь их уже двое, так что семью и работу нужно было разделить. Примерно год назад моим партнёром стал глава крупного промышленного предприятия, не могу его назвать, постепенно команда прирастала и всего сейчас в бизнесе четыре человека, все мы владеем равными долями.

Первую мастерскую мы с семьёй открыли в Златоусте: вечер перед первым пробным днём работы я не забуду никогда. Почти все необходимые инструменты я одолжил у своих друзей и знакомых (удивляюсь, как они вообще мне их доверили), закупил два куба необработанных досок… и за несколько часов до прихода первой группы, в четыре часа ночи, оказался перед этими досками с электролобзиком, который первый раз в руках держал.

Было страшно, за один этот день мы с детьми извели все доски (сейчас такого количества мастерской хватает на два месяца), скворечники получались величиной с самих детей, они выходили от нас все в опилках, но глаза у них горели. Я понял, что дело того стоит, и через пару недель мастерская заработала в полную силу.

Решиться открывать вторую мастерскую в Челябинске спустя год тоже было непросто: в Златоусте мы стали первыми, а здесь уже были подобные мастерские. Кроме того, это уже потребовало более существенных инвестиций: с учётом ремонта в открытие первой мастерской мы вложили 480 тыс. руб., в челябинскую — уже порядка 1 млн руб.

При этом мы с самых первых дней работы были приятно шокированы тем, как идут продажи: пожалуй, можно сказать, что в «минус» мастерские никогда не уходили.

Мы решили сделать своим конкурентным преимуществом проведение праздников — в основном детских дней рождения. Это направление я курирую лично, контролирую качество каждого мероприятия. За всю историю было два раза, когда гости остались недовольными, «выстрелили» в том числе наши недоработки, и этот опыт я учёл.

В 2022 мы запустили летний клуб, что-то вроде лагеря дневного пребывания. На предстоящий сезон продумали уже четыре тематических смены для ребят 7-13 лет: кроме занятий в столярке и мастер-классов, там есть и подготовка сценических номеров, и квесты, и английский.

 

Удалось ли вам выйти на прибыль в 2022 году? Из чего она сейчас складывается?

— Да, мастерская в Челябинске сейчас приносит в среднем 250 тыс. руб. чистой прибыли ежемесячно, златоустовская — 120 тыс. руб. Доходы складываются из регулярных занятий, праздников, организованных мастер-классов и летнего клуба. Тратится больше всего на аренду помещений и расходники. Цены пиломатериалов и мелких деталей за последний год выросли незначительно, а качество инструмента пока спасает от больших расходов на закуп или ремонт.

Есть планы развивать бизнес дальше?

— Конечно, планы большие. В первую очередь, уже этой осенью мы намерены открыть ещё одну мастерскую в Челябинске. Пока ещё определяемся с помещением, но ориентировочно — в районе ЮУрГУ.

Во-вторых, хотим запустить франшизу. Мы хотим дать начинающим предпринимателям всю необходимую информацию и поддержку при запуске: для этого в Златоусте, где достаточно места, мы откроем учебный центр для франчайзи и их сотрудников. Даже если человек ничего не смыслит в столярке, он сможет научиться держать в руках инструмент, понимать технику безопасности, что-то делать самостоятельно, а, кроме того, — вести переговоры, продвигать себя на рынке, работать с аудиторией. «Праздничное» направление и концепцию летнего клуба мы, естественно, тоже включим во франшизу, будем контролировать качество всех услуг.

При этом с уже налаженными процессами и обученным персоналом наши мастерские могут работать автономно, не требуя постоянного присутствия собственника: считаю, опытом работы «на два города» Textura это доказала, другой сети с филиалами в разных населённых пунктах я не знаю.

Ещё одна деталь: мы поможем будущим франчайзи принять участие в грантовой программе для социальных проектов. В её рамках можно получить до 3 млн рублей, если организовать работу с детьми, имеющими особенности здоровья или развития. У наших мастерских такой опыт уже есть.

Сколько будет стоить франшиза?

— Для первых пятерых покупателей, которых мы будем вести «от и до», оттачивать все организационные моменты — около 350 тыс. руб.

Реальный интерес к вашему предложению есть?

— Да, конечно. Могу сказать, что уже в ближайшее время мы планируем открыть первую мастерскую по франшизе, и не где-нибудь, а в Москве.

 

Есть какой-то принцип, которому вы стараетесь следовать в бизнесе?

— На стене в нашей мастерской крупными буквами написано: «Ошибайся — это норм». Можно сказать, что это наш ключевой лозунг и принцип в работе с детьми. Ошибки неизбежны, когда делаешь что-то новое, не косячит тот, кто ничего не делает — но из каждой ошибки можно сделать выводы, и они помогают расти.

Конечно, безопасности детей ошибки касаться не должны: перед каждым занятием проводится инструктаж, преподаватель контролирует процесс, так что пальцы у нас никто не оставит.

С какого возраста можно вообще думать о таких занятиях?

— У нас занимаются дети от 5 до 16 лет, причём большая часть с нами постоянно уже больше года. Я думаю, это показатель того, что и дети, и родители довольны.

 

Вообще в первый визит мы всегда стараемся прояснить: чего родители ждут он занятий, какие цели преследуют. Основной запрос у всех — научить детей работать руками, даже, наверное, в принципе дать им такую возможность: ведь сейчас ни дома, ни в школе её может не быть. Папы мало времени проводят с детьми, да и сами ничего не умеют.

А в чём резон заниматься тем, что в жизни, может быть, никак не пригодится?

— Понятно, что столярное дело детям и их родителям интересно не с точки зрения сугубо бытовых нужд, табуретку можно купить и в магазине.

Во-первых, доказано, что работа руками развивает мозг: мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Во-вторых, на наших занятиях дети общаются и находят новых друзей, получают новый опыт. В-третьих — становятся более организованными и ответственными. В-четвёртых — могут «прокачать» не только навыки ручной работы, но и креатив.

Секрет в том, что это не урок труда — ребёнок пришёл и делает, что ему скажут. У нас они сами выбирают, что бы им хотелось выпилить, причём это могут быть их собственные идеи, эскизы. Игрушки, домик для кошки, кормушка для птиц — теоретически из дерева можно сделать всё, что угодно.

 

Конечно, готовые наработки у нас тоже есть, некоторые из них — эксклюзивные. «Фишка» на днях рождения — выпилить оружие, автомат или арбалет, а потом посостязаться в стрельбе. Да-да, деревянный АК тоже стреляет (Улыбается — Прим. ред). Такое пользуется спросом, дети кайфуют, когда сами себе делают игрушку. Кто-то предпочитает мастерить декоративные поделки, подарочные рамки, подносы и тому подобное.

Есть среди юных столяров девочки?

— Да, девочек у нас примерно четверть. Нравится им не меньше, чем парням, несмотря на все стереотипы. Но я бы не сказал, что у девочек есть интерес только к декоративным вещицам, они тоже охотно выпиливают автоматы.

А для взрослых занятия проводить не думали?

Не просто думали, они у нас уже есть. Уже давно запустили совместные мастер-классы «взрослый+ребёнок», проводим взрослые праздники, корпоративы. Когда видишь, как они на время превращаются в любопытных детей, как у них загораются глаза, это мотивирует лучше любых финансовых достижений.