Меню

Иван Горнов: «Челябинск — классный город, но его нужно наполнить новыми смыслами»

Иллюстрация: «Кемма»

«Умные» города, уверенность жителей в настоящем и перспективы в будущем — одни из главных трендов, которые будут активно влиять в ближайшие годы на экономическое развитие регионов.

Мнение Ивана Горнова

Кроме того, важнейшими трендами остаются на сегодня «зеленое» строительство, вектор постоянного развития, рост благосостояния, самоидентификация человека с чем-то очень важным и хорошим. Качество жизни — основной показатель для населения: люди хотят жить там, где комфортная среда, чище воздух и есть перспективы для развития. Субъекты и города конкурируют за человеческий капитал. Наиболее успешные перетягивают талантливых и креативных людей, лучшие умы, инженерные кадры и рабочих высокой квалификации, создают великолепный сервис, и всё это формирует образ горожанина с запросами к строителям, власти, медицине, образованию и так далее.

Качество жизни во многом зависит от продуктивного взаимодействия власти и бизнеса. Там, где этот диалог выстроен или, по крайней мере, ведется, городская среда меняется на глазах и не просто благоустраивается, а имеет под собой фундамент, где каждый проект — часть философии развития территории, где всё взаимосвязано и продумано до мелочей, куда человеку хочется возвращаться и откуда ему совсем не хочется уезжать. Чего не хватает Челябинску для того, чтобы стать таким местом притяжения? Что думает бизнес о своей роли в формировании новых подходов к качеству жизни? Как совместить запрос на социальную ответственность с необходимостью компаний зарабатывать и развиваться? Об этом мы разговаривали с генеральным директором УК «КЕММА» Иваном Горновым. Недавно предприятие отметило 35-летний юбилей, и поэтому был повод посмотреть на развитие бизнеса с точки зрения того, что мы вкладываем сегодня в понятие качества жизни, какие тренды диктуют отношение к среде, которая окружает современного человека.

Время собирать камни

Создание комфортной среды базируется на целом комплексе составляющих: это и возможности экономики, и состояние бизнеса, и уровень его взаимодействия с властью, а также запрос и готовность общества менять приоритеты. С советских времен за Челябинском закрепился имидж промышленного центра. Да, Южный Урал тем и силен, что мы генерируем хороший региональный валовой продукт и являемся одними из лидеров металлургической отрасли, приборостроения, обрабатывающей промышленности. Однако в 21-м веке этого уже недостаточно. Сейчас немногие мечтают стать металлургами, поэтому перспективная молодежь уезжает учиться в другие регионы, да и хорошие специалисты выбирают для жизни более продвинуты в развитии города. Пришло время наполнить новым смыслом понятие региона и города, считает Иван Горнов. Челябинску, чтобы перейти на новый уровень, необходимо приобрести уникальные компетенции. Это наполнит гордостью жителей и станет стимулом развития региона.

Мы сильны промышленностью. Но промышленность не должна быть связана с грязью, плохой экологией, онкологией. Есть шанс жить в другом восприятии. Пора уже нам встряхнуться. Есть запрос на хорошую экологию, так давайте развивать это направление, давайте сделаем его своей сильной стороной. Что нам мешает создать лучшие технологии в решении экологической проблемы? Почему бы не производить самим нейтрализаторы негативного воздействия на окружающую среду, а не покупать их за рубежом? Почему не развить эту компетенцию, ведь ниша сегодня свободна. У нас есть ЮУрГУ и другие образовательные учреждения с огромным опытом и потенциалом, лабораторные комплексы, строящийся кампус, есть промышленные площадки, где оборудование и технологии могут проходить испытания. Есть спрос, так давайте сформируем хорошее предложение. Нет своих специалистов, технологий — давайте решать эту задачу и взращивать лучших специалистов. Создавать и развивать:
— высококлассное образование с уникальными компетенциями (что даст приток дееспособной молодежи);
— высокомаржинальные предприятия (это даст культурных, обеспеченных, уверенных и требовательных жителей);
— инфраструктуру и комфортную среду (даст любовь горожан к городу), — уверен Иван Горнов.

Конечно, в последние годы Челябинск преобразился, но ведь мы говорим не просто о благоустройстве, а о философии комфортной жизни, одной из важнейших составляющих которой является грамотная градостроительная политика. А какое участие принимает в ней бизнес? Есть ли у него заинтересованность в проектах, которые инициирует власть? Как участвует в них та же строительная отрасль? У Горнова есть на этот счет свое мнение.

Что касается формирования городской среды, у власти не так много инструментов. Самое главное сделано — заложен фундамент развития города, есть стратегия развития Челябинска, а сейчас ведется большая работа по разработке понятных правил землепользования, разрабатываются проекты комплексного развития территорий, развития общественных пространств. Затем предложить их бизнесу на реализацию через воплощение программ, через инструменты государственно-частного партнерства, аукционы. То есть задача власти — по максимуму сформировать эти территории, чтобы всё городское пространство было сбалансировано, ну а правила жизни в городе должны быть комфортными для всех, чтобы было удобно жить и вести бизнес. И бизнес проголосует рублем. Но надо садиться за стол и вместе обсуждать эти правила, учитывая интересы и возможности всех сторон. Без диалога решить задачу — как городу приобрести новое качество — не получится.
Огромная роль власти заключается в создании (реализации важного элемента утвержденной стратегии) органа, объединяющего вокруг целей развития города власть, бизнес, науку и активных, конструктивных, дееспособных и ответственных горожан. И сегодня как раз тот период, когда все в той или иной мере влияющие на жизнь в городе люди могут объединиться вокруг стратегии развития Челябинска. Когда каждая финансовая, промышленная, сервисная, строительная и другие группы, понимая, что только процветающий горожанин является плательщиком качественных услуг и тем самым создает общий фон развития города. И процветание горожанина позволит обеспечить рост его запросов на качественное жилье, хороший общепит, комфортную и культурную городскую среду,  — убежден наш собеседник.

Счастливый горожанин — кто он?

Урбанисты и экономисты говорят о том, что стратегически мыслящие руководители подходят к решению вопроса формирования привлекательной городской среды комплексно, потому что создание передовых и востребованных образовательных учреждений, высокотехнологичных производств, которые могут обеспечить городу приток новых специалистов, предполагает, что у этих самых специалистов высокие потребительские запросы. Это люди с хорошим образованием, которые хотят иметь высокомаржинальную работу, дышать чистым воздухом, есть качественную пищу, пить хорошую воду и жить в «умных» квадратных метрах. Получается, что, заботясь об экологии, культуре жизни и окружающей среде, создавая высокоэффективные рабочие места, мы получаем счастливого горожанина, который будет не разрушать имеющееся, а созидать, развивать ну или как минимум бережно относиться к тому, что имеет.

Чем больше высокотехнологичных производств мы создадим, тем больше шансов, что люди не будут отсюда уезжать, наоборот, лучшие специалисты станут приезжать в город и развивать его. Чтобы не было оттока людей, первое, что должно появиться у Челябинска, — это сопоставимое образование. Когда мой ребенок знает, что получит здесь лучшую компетенцию, которая востребована в любой точке мира, он останется учиться здесь. Если в Челябинске появятся передовые предприятия, где воплощаются его знания и навыки, то но останется работать и жить здесь. А чтобы это произошло, необходим симбиоз науки, власти и бизнеса. Мне кажется, что сегодня настала пора для объединения любых дееспособных сил. Если мы хотим улучшить среду проживания, то первое, что нужно для себя понять, — кого мы хотим видеть в этой среде проживания. Власть должна определить, какие наборы уникальных компетенций нам нужны. К этим компетенциям должна появиться уникальность образования. Дальше есть предприятия, которые развиваются в определенном векторе, параллельно ежедневно подтягиваются инфраструктурные улучшения. Всё взаимосвязано, — отмечает Иван Горнов.

Малоэтажное домостроение — недооцененный рынок в Челябинске

Я очень верю в малоэтажное строительство, за ним будущее, — говорит Иван Владимирович.

Как человек, который не дилетант в этой отрасли, он отмечает и то хорошее, что есть в реализуемых сегодня проектах, и их недостатки. У людей есть потребность хотя бы несколько дней в неделю проводить за городом в своем месте, но городу, окруженному большим количеством земель, не хватает простых дачных элементов. В среднем человеку необходимы восемь соток земли и хороший дом на 120 кв. м с удобными проездами по поселку. Это реально и доступно, убежден Горнов.

Как примеры комплексного подхода — «Привилегия», «Город L-Town», «Лесной остров» и другие, которые гармонично вписались в окружающую среду, где всё продумано и есть хорошая сбалансированность застройки, где к введению инфраструктурных и социальных объектов подходят комплексно.

Каждый кирпичик — элемент чего-то глобального

Челябинск — классный город, но его нужно наполнить новыми смыслами. Появятся новые смыслы, что мы лучше всех в какой-то отрасли, тогда появится и гордость за свой город и желание не просто получать здесь доход, а быть сопричастным к очень важному. У любого административного центра есть вектор развития, и надо его предугадать. И здесь огромная роль и государства, и всех здоровых сил региона — наполнить Челябинскую область задачами и компетенциями, не конкурируя с другими регионами, а эффективно дополняя валовой продукт страны интеллектуальными кадрами, научными достижениями и необходимой высококачественной продукцией, — резюмирует наш собеседник.

Потенциал Челябинска сегодня недооценен, убежден Иван Горнов. Город имеет множество свободных рекреационных территорий, которые можно превратить в интересные, притягательные для населения места со своей концепцией в каждом проекте. Да, требуются идеи и большая заинтересованность в развитии городской среды, в том числе и бизнеса. Ему нужно предложить правила, по которым будет удобно работать всем. В конкуренции за счастливого человека выигрывают удобные, экологичные, социально благополучные и финансово развивающиеся территории.

454038, г. Челябинск,
ул. Мраморная, 26, строение 4, офис 209;
info@kemma.ru;
Кеmma.ru.

Реклама