Меню

В Челябинске запустили троллейбусный завод. Репортаж с производства

Иллюстрация: пресс-служба губернатора Челябинской области

«Синара» запустила в Челябинске производство троллейбусов для города и с прицелом на поставки за пределы региона. Площадку в промзоне ЧТПЗ торжественно открыли губернатор, мэр и замглавы Минпромторга

Челябинский завод городского электрического транспорта (ЧЗГЭТ) готовит к выпуску первые серийные троллейбусы, которые к концу весны уже начнут возить пассажиров по улицам южноуральской столицы. Официальное открытие предприятия состоялось 10 марта — к моменту, когда двери нового завода открыли для VIP-гостей и журналистов, там уже стояли пять практически готовых машин и еще с десяток корпусов в разной степени готовности.
 
 
 
Весь завод — один большой цех в промзоне ЧТПЗ площадью 10 тыс. кв. метров, разделенный на несколько участков: заготовительное производство, сварочный участок из 14 сборочно-сварочных постов, антикоррозионная обработка каркаса кузова, сборка, а также диагностический комплекс, в который входит испытательный блок и сдаточный участок. Сейчас на предприятии трудятся 400 человек. Проектная производительность — 350 машин в год; по заявлениям руководства, она может быть расширена до 1200 машин ежегодно, а численность персонала можно увеличить до 700 человек.
 
 
 
Фактически на самом заводе собирают корпуса и монтируют ходовую часть, силовую установку, электрооборудование, салон. Все эти детали, узлы и агрегаты поступают на ЧЗГЭТ от сторонних поставщиков в рамках промышленной кооперации. Всего на производство челябинских троллейбусов работает свыше сотни предприятий по всей России, что позволяет обходиться практически без применения импортных комплектующих.
 
Развитие компонентного производства является одним из направлений стратегии развития автопрома до 2035 года. Что примечательно, производство высоколокализовано, в этих машинах львиная доля компонентов произведена в России, и у коллег есть программа по дальнейшему замещению импортных компонентов с развертыванием производства их аналогов внутри страны. В ближайшее время эти машины получат сертификат продукции полностью российского происхождения. Сейчас его наличие является одним из основных условий для участия в государственных закупках, — сказал Альберт Каримов, замглавы Минпромторга РФ.
Предприятие основала и запустила в Челябинске компания «СТМ», подразделение многопрофильного холдинга «Синара». Его директор, Михаил Ходоровский заявил, что инвестиции в старт производства составили 1 млрд руб., причем половина этой суммы пришлась на разработку модельного ряда. Сейчас он состоит из двух образцов: это троллейбус «Синара-6254» на 90 пассажиров и электробус «Синара-6253» на 80 человек. Обе машины оборудованы USB-слотами для зарядки мобильных устройств, системами информирования, откидной аппарелью для маломобильных пассажиров, дополнительным освещением, а также климатическими системами, обеспечивающими комфортную температуру внутри салона вне зависимости от времени года.
 
В приоритете — производство троллейбусов: другое подразделение холдинга, «Синара-ГТР» еще в 2021 году заключило с правительством Челябинской области концессию по полной модернизации троллейбусной системы в столице региона.
 
 
 
Для нужд городского транспорта Челябинска требуется минимум 200 троллейбусов, подавляющее их большинство — 168 единиц — будут новыми и выпущены на ЧЗГЭТ до конца этого года. Губернатор Алексей Текслер отметил, что новые троллейбусы можно было бы купить на стороне, как до этого — автобусы и трамваи. Но в итоге власти и концессионер приняли решение объединить обновление парка с созданием нового производства непосредственно в Челябинске. Текслер напомнил, что Челябинская область — машиностроительный регион, где производят грузовые автомобили, трактора, спецтехнику, трамваи; собственные троллейбусы и электробусы органично дополнят этот перечень.
 
Алексей Текслер
губернатор Челябинской области
Сегодня по-настоящему историческое событие, мы открываем завод по производству троллейбусов и электробусов. Когда мы приняли решение обновлять общественный транспорт, договорились с группой «Синара» пойти дальше и организовать производство троллейбусов у нас в Челябинске. У предприятия сильные компетенции. Нам хотелось создать современный и комфортный транспорт, который бы имел челябинскую прописку. Современные, комфортные транспортные средства будут ездить по улицам Челябинска и других наших городов. Конечно, скоро и в других городах нашей страны мы увидим эти троллейбусы и электробусы. Производство современное, высокотехнологичное, здесь трудятся жители Челябинска, которым обеспечена достойная заработная плата.

Что касается электробусов «Синары», то Алексей Текслер отметил, что власти «присматриваются» к ним в качестве одного из вариантов дальнейшего обновления общественного транспорта в городах региона. Однако их эксплуатация, по словам губернатора, обходится дороже, чем обычных автобусов и троллейбусов: не в последнюю очередь из-за необходимости возведения инфраструктуры зарядных станций. «Уверен, со временем и электробусы будут ездить по улицам наших городов, мы этот опыт изучим, проведем расчеты и по мере удешевления будем принимать соответствующие решения», — добавил Текслер.

 
  
 
Производство было запущено в достаточно короткие сроки — за восемь месяцев, поддержку и финансирование проекту оказали на федеральном уровне. Со стороны правительства концессия профинансирована за счет инфраструктурных бюджетных кредитов. Гендиректор группы «Синара» Михаил Ходоровский отметил, что новое предприятие в Челябинске позволит холдингу выйти на новые каналы сбыта. Тем более, что переговоры о поставках челябинских троллейбусов и электробусов в другие города уже ведутся.
В Челябинске давно назрела необходимость менять общественный транспорт и радикально повышать качество транспортных услуг. Здесь нужен системный и инновационный подход. И здесь мы видим колоссальный сегмент рынка, куда наши усилия можно приложить, — сказал Михаил Ходоровский. 
 
Первые новые троллейбусы появятся на улицах Челябинска в апреле — они будут проходить обкатку без пассажиров. Планируется, что на регулярные маршруты пассажирских перевозок они выйдут к маю. 
Сейчас в Челябинске растет пассажиропоток городского электротранспорта. Уверена, что когда по улицам города начнут ходить эти новые, современные троллейбусы, то популярность этого вида транспорта вырастет в разы. Троллейбусы, трамваи — это экологически чистый транспорт, что важно для нашего города. А новые машины смогут доехать до самых отдаленных микрорайонов города, туда, где отсутствует контактная сеть, — сказала глава Челябинска Наталья Котова.
На церемонии запуска производства на ЧЗГЭТ первый новый челябинский троллейбус был торжественно «поставлен на зарядку». А по окончании мероприятия губернатор, мэр, члены правительства региона и представители предприятия совершили на нем тестовую поездку по территории ЧТПЗ.
 
 
В первую очередь новый подвижной состав появится на маршрутах №12 «Молдавская — АМЗ» и №19 «ПКиО — Первоозерный». Полное обновление троллейбусного парка и сопутствующей инфраструктуры (депо, контактная сеть) в Челябинске займет полтора года.