Меню
Деловой квартал — Челябинск

«Ребята из зоны СВО нам пишут отзывы и подсказывают, что нужно доработать»

«Ребята из зоны СВО нам пишут отзывы и подсказывают, что нужно доработать»
Автор фото: Liliya Salimova. Иллюстрация: «Планета страйкбола»

«Во время мобилизации были дни, когда мы даже не успевали отгружать пошитое снаряжение в магазины — его моментально разбирали по предзаказам», — Кирилл Кирьяков, «Планета страйкбола».

Разновидностей подвижных игр в виде перестрелок на местности и в помещениях существует много. На реальные боевые действия похожа только одна — страйкбол: люди в военной форме и снаряжении стреляют друг в друга из неотличимых на вид копий боевого оружия пластиковыми шариками. За скромным описанием скрывается целый мир: на pro-уровне это массовые зрелищные динамичные сражения на поле боя с окопами и блиндажами, захватом зданий, с реконструкцией тактики боевых действий, экипировки и вооружения подразделений разных стран, использованием настоящих бронемашин, взрывами пиротехники.

В 2012 г. в Челябинске открылся магазин товаров для хобби и активного отдыха «Планета страйкбола». За десять лет один магазин превратился в сеть, которая охватила несколько городов страны — Уфа, Самара, Казань, Тюмень, Москва — и приросла собственным тренировочно-игровым полигоном — Центром военно-тактических игр «Звезда» под Челябинском. А не так давно компания начала заниматься производством снаряжения под собственным брендом Strike.

Что изменила специальная военная операция в этом «военном хобби»? Как удалось сделать торговый бизнес еще и производственным, а затем — оседлать возникший ажиотажный спрос? Можно ли считать фанатов страйкбола — брутальных парней в форме и с оружием — готовым кадровым резервом армии? Об этом мы поговорили с Кириллом Кирьяковым, основателем и руководителем сети магазинов «Планета страйкбола» и Центра военно-тактических игр «Звезда».

Идея начать шить собственное снаряжение возникла после 24 февраля?

— Идея предложить рынку свое решение появилась давно, но запустить производство удалось незадолго до начала CBO. Так родился бренд Strike. Ведь наша команда работает на рынке снаряжения больше десяти лет. Мы не только продаем экипировку, но и являемся ее активными пользователями: на нашем тренировочном полигоне проводим игры по страйкболу. Поэтому можем говорить о некотором опыте и насмотренности. Это мы и вложили в свое производство.  

«Ребята из зоны СВО нам пишут отзывы и подсказывают, что нужно доработать» 1

Все делали основательно: вникали в технологии, подбирали оборудование, осваивали экспертизу. Первые изделия были выпущены в конце 2021 г. Сейчас мы освоили производство всех видов подсумков (под магазины с патронами и гранаты, аптечки, рации, гаджеты), шьем бронежилеты и разгрузочные системы, оружейные ремни и чехлы. И продолжаем расширять ассортимент.

Сейчас в нашей легкой промышленности наблюдается огромная нехватка квалифицированных кадров, швей не хватает даже крупным маститым производствам. Где вы нашли оборудование и людей?

— Мы ищем сотрудников на открытом рынке и делали это все десять лет. Это непросто, да и сфера для нас оказалась принципиально новая, но разобрались. Не обошлось и без случайностей: так, первого технолога швейного производства — особо дефицитного специалиста — я отыскал через знакомых.

Какая машинка надежнее, какая ткань лучше, какая нитка прочнее — во все мы вникали сами. Это тяжелая ежедневная работа. Сейчас уже проще двигаться вперед, ведь за год мы смогли создать основу: наладить работу, собрать костяк команды, освоить рынок.

«Ребята из зоны СВО нам пишут отзывы и подсказывают, что нужно доработать» 2 

Что изменилось после 24 февраля, когда военное снаряжение понадобилось не только страйкболистам? Насколько резко вырос спрос?

— На самом деле спрос на милитари-продукцию в наших магазинах был все эти годы. Военнослужащие, страйкболисты, да и просто клиенты, которым нравится активный отдых, без «военного» подтекста: одежда, рюкзаки, сумки — все это покупали и сугубо гражданские, не имеющие отношения ни к силовым структурам, ни к хобби в стиле «милитари».

С 24 февраля ситуация некоторым образом поменялась. Многим понадобилось докупить недостающие элементы экипировки. Например, ощутимым был запрос на бронежилеты и плиты к ним. Но реальный рост спроса произошел, конечно, после 21 сентября, когда была объявлена частичная мобилизация, потому что с этого момента снаряжение понадобились всем тем, кто еще вчера не испытывал в этом потребности. Ведь даже если ты будешь полностью экипирован, это не гарантирует что ты не захочешь улучшить или заменить те или иные элементы экипировки, от которой будет зависеть жизнь и здоровье.

Были дни, когда мы даже не успевали отгружать пошитое снаряжение в магазины — его моментально разбирали по предзаказам. Сейчас ситуация стабилизировалась и ажиотажного спроса нет.

Что происходило с производством в этот период?

— Производство с момента старта мы целенаправленно наращивали.  Не так быстро, как хотелось бы, из-за кадрового дефицита, но стабильно росли, находя новых и мотивируя остаться уже действующих толковых сотрудников. Нам нужно покрывать спрос в своих магазинах розничной сети, поэтому задача по набору сотрудников стояла независимо от хода СВО и мобилизации. Однако эти внешние факторы лишь убедили нас в том, что мы идем правильным путем.

Отдать пошив на аутсорс не было мысли?

— Нет, не было. Аутсорс, по моему мнению, это ненадежно: ты поручаешь выпуск продукции другой компании и не можешь на 100% контролировать процесс, но при этом отвечаешь перед клиентом своей репутацией. Мы контролируем всё, от идеи до воплощения, сами, поэтому готовы в полной мере нести ответственность за продукт. Так понятнее, привычнее и надежнее, но и конечно, сложнее.

Что поменялось в спросе после того, как мобилизация пошла на убыль?

— На некоторые виды продукции предложение быстро опередило спрос. Показательный пример — спальные мешки. Спрос в моменте резко возрос, и некоторые предприниматели принялись наращивать пошив или даже осваивать продукт с нуля, запасая впрок сырье в надежде на длительный дефицит. Этого не случилось и в результате рынок оказался перегрет.

Похожая ситуация с индивидуальными медицинскими аптечками. Резкий всплеск и скорое насыщение. Благодаря в том числе импорту из Китая собрать сейчас «медицину» не составляет большого труда.

Как у вас обстоит ситуация с сырьем: тканями в первую очередь?

— Непросто. По крайней мере, для нашего мелкого производства. Те крупные российские производители, лидеры рынка, с которыми мы работали до известных событий, теперь не всегда могут удовлетворить спрос, как прежде. И порой альтернативу дефицитному сырью найти сложно. Ведь не из любой ткани можно сшить разгрузку или подсумок — существуют стандарты прочности, требуются конкретные цвета камуфляжа. Проблемы возникают даже с нитками и стропами. Хотя ситуация не стоит на месте: производители также наращивают мощности, поскольку видят рост спроса и перспективы сбыта. Конечно, выручает импорт.

Китай?

— Да. Хотя везти сырье из Китая неудобно: транспортное плечо больше, часто нет возможности поработать с образцами, элементарно пощупать эту ткань, оценить ее свойства перед закупом.

Например, заказали партию ткани: на фотографии и в описании одно, а приехало, мягко говоря, другое.Теряются деньги, и что важно — время. Недели ожидания впустую. И это в ситуации, когда счет идет на дни. Пошить надо здесь и сейчас.

Но альтернатив, кроме «большого восточного друга», может попросту и не быть. Поэтому мы с надеждой смотрим на наших отечественных производителей и верим в них.

 

Если брать не только снаряжение: другие страйкбольные товары — автоматы и запчасти к ним, расходные материалы, пиротехника — это же тоже все импортное?

— Импорта действительно много, но есть и достойные отечественные примеры. В первую очередь пиротехника. Российская страйкбольная пиротехника, возможно, лучшая в мире — лидеры этого рынка до начала СВО активно импортировали свою продукцию в том числе в Соединенные Штаты, где она пользовалась широким спросом. В РФ на рынке пиротехники серьезная конкуренция, поэтому продукция разнообразная, качественная и относительно недорогая. Кстати в том числе благодаря этому крупные страйкбольные игры выглядят очень зрелищно.

Рынок страйкбольной пневматики тоже может похватстаться отечественным производством. Яркий пример: наши земляки из Магнитогорска — НПО «АЕГ». Ребята занимаются изготовлением копий специального оружия: АС «Вал», ВСС «Винторез», СР-3М и других. Некоторые внутренние части в их изделиях импортные, при этом корпуса и многое другое они делают самостоятельно. На выходе получаются уникальные продукты, максимально схожие с оригинальным оружием. Бренд имеет распространителей как в России, так за ее пределами. Ребятам покорились Япония, Европа, Северная Америка.

6-миллиметровые пластиковые шарики для страйкбольной пневматики разных весовых категорий и так называемый green-газ для пневматических пистолетов тоже освоили в России. Однако большинство ассортимента пока все же импорт. И здесь страйкбольному рынку повезло: львиная его доля — это Юго-Восточная Азия, где логистика существенно не изменилась.

С товарами для страйкбола из Европы и Америки произошло то же, что и, например, с легковыми авто: если очень хочется, то найти можно, но речь о системных поставках не идет и цена будет соответствующая. Ситуация с западными брендами постепенно ухудшается и пока не видно тенденций к тому, чтобы она менялась к лучшему.

Всех ли производителей снаряжения в России настолько крепко схватил госзаказ?

— Со стороны похоже, что многих. Еще совсем недавно на сайтах именитых производителей можно было встретить сообщения о том, что отгрузки приостановлены, а все усилия направлены на исполнение государственного заказа. И это правильно. Госзаказ должен быть в приоритете перед любой другой деятельностью. Ведь во многом от своевременности и полноты его исполнения зависит боеспособность наших Вооруженных сил. Однако, как я уже говорил, ситуация меняется в лучшую сторону и, кажется, кризис острого розничного дефицита миновал.

Вы сами хотели бы с государством поработать?

— Нет. Мы традиционно работаем по B2C-модели, хорошо ее знаем и нам этого достаточно. Госзакупки и прочие бюджетные механизмы просто не наш конек. Мы идем по тому пути, который нам понятен.

Свою продукцию вы шьете на основе каких-то конкретных образцов или создаете что-то свое?

— В пошиве снаряжения мы опираемся на существующий опыт, в том числе наш собственный, и не изобретаем велосипед. Берем за основу наиболее удачные с нашей точки зрения решения и вносим в них разумные изменения, отшиваем прототип и тестируем его. И уже после этого отдаем изделие в серийное производство.

Также поддерживаем связь с теми, кто пользуется снаряжением Strike непосредственно в зоне CBO. Ребята нам пишут отзывы, снимают видео и показывают, что удобно, а что можно доработать и почему. Однажды боец прислал нам видео, где сравнил аптечку нашего производства и аналог образца НАТО, указав на плюсы и минусы нашего решения. Мы эти пожелания учли.

Кроме снаряжения, мы также делаем шевроны, нашивки: флаги, красные кресты для медиков, группы крови и т. д.

С началом СВО и мобилизации у вас сместился акцент бизнеса с товаров для хобби в сторону снаряжения?

— Несмотря на все происходящие события, страйкбол жив и, я уверен, будет жить. Поэтому в этом контексте мало что изменилось. Пошив снаряжения, как я уже сказал, определенно получил толчок к развитию, но это направление мы развиваем гармонично с остальными, не делаем акцент на одном в ущерб другому.

Люди по-прежнему играют в страйкбол, лазертаг, пейнтбол. Сезон-2023, который начнется в апреле-мае, покажет, как повлияла на интерес к хобби мобилизация, которая в прошлом году проходила уже после окончания крупных страйкбольных событий.

По моим ощущениям, конечно, произошла некоторая убыль людей, которые серьезно интересуются страйкболом, за счет тех, кто уехал в зону специальной военной операции. Но вместе с тем приходят и новые лица, которые ищут способ погрузиться в «военную» атмосферу, получить какие-то навыки.

В 2018 г. мы решили сделать собственную площадку для того, чтобы регулярно проводить там страйкбольные игры. В итоге получился Центр военно-тактических игр «Звезда» — целый тактический городок с окопами, блиндажами, домиками, с инфраструктурой: электричеством, водой, теплом, где возможна полная имитация поселкового боя. Мы проводим там игры каждую неделю и время от времени — другие мероприятия, например, занятия по тактической медицине.

 

Эта инциатива зародилась задолго до CBO. В ней нам содействует благотворительный фонд «Другая медицина», который по основному своему профилю помогает бездомным, лицам в трудной жизненной ситуации. Вместе с ними мы проводим мастер-классы и закрепляем их практикой в форме игры. Участники получают представление об эвакуации раненых, оказания первой помощи.

Со стороны обычного гражданского человека, пожалуй, так и кажется: страйкболист — это ведь готовый солдат, разве нет?

— Вовсе нет. Страйкбол, по сравнению с боевой подготовкой, несмотря на их кажущуюся схожесть, — это большая условность. Скажем так: страйкболист — это тот, у кого есть какое-никакое понимание базовых вещей. Это взаимодействие в составе подразделения, правильное ведение радиообмена, привычка к военно-полевому быту, умение терпеть дискомфорт, ждать нужный момент и тащить на себе груз задач несмотря на то, что очень тяжело.

В этом смысле искушенный фанат страйкбола безусловно ближе к «военной атмосфере», чем обычный гражданский человек. В том числе и за этим в страйкбол сейчас приходят новые люди. Хотя очевидно, что страйкбол — это всего лишь хобби: оно не может и не должно стремиться заменить боевую подготовку.

 

Другие бизнес-истории от челябинских предпринимателей читайте на CHEL.DK.RU в рубрике #СВОЕ ДЕЛО